Найти тему
Майор Гром

«Смута» в 2024 году: чем порадовали российские игроделы

В начале апреля Рунет всколыхнула новость, тема которой выбивается из ряда вон привычных нам тем для обсуждения. СВО, новая «холодная война» с Западом, мигранты – все эти темы временно были поставлены на паузу, ведь 5 апреля вышел первый русский крупный проект в сфере видеоигр за долгое время – «Смута».

Копья ломали вокруг этой игры очень долго, и ломают до сих пор. Противники игры ставили в вину разработчикам плохую оптимизацию и общую «сырость», сторонники – усиленно нахваливали сюжет и атмосферу. Особого огонька добавлял тот факт, что игра разрабатывалась на деньги, выделенные государством. Понять из многочисленной писанины правы ли было критики, или же нет, было практически невозможно – а потому я решил, что нужно самому разобраться, впустую ли были потрачены государственные деньги, или нет.

Каюсь, компьютерные игры – моя слабость, одна из многих. Поэтому я приобрел «Смуту» и на несколько часов погрузился в ее прохождение.

Что представляет собой эта игра? А представляет собой она весьма занятную RPG по мотивам произведения «Юрий Милославский», одного из первых классических исторических романов русской прозы. Он повествует историю молодого боярина Юрия, оказавшегося в гуще событий финального этапа Смутного времени. Уже свергнут царь Василий Шуйский, Россию наводнили банды мародеров и польских грабителей, север царства оккупирован шведами, в Кремле стоит польский гарнизон, а Семибоярщина тащит на престол польского королевича.

-2

Куда в такой ситуации податься честному русскому человеку? Конечно же в Нижний Новгород, где купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собирают ополчение, чтобы выгнать наглых ляхов из Москвы и самим определять свою судьбу. Но главный герой игры изначально едет туда не совсем с добрыми намерениями – его туда посылает отчим, являющийся сторонником возведения на русский престол польского принца Владислава, и желающий знать все планы руководителей Второго Ополчения. И с этого момента уже начинаются основные приключения.

Скажу откровенно, первое впечатление от игры было негативным – к сожалению, игру не успели оптимизировать должным образом. Тем не менее, нельзя сказать, что играть было совсем невозможно – после каждой катсцены движок, «потупив» пару секунд, переставал тормозить, и после этого играть уже ничего не мешало. Нельзя сказать, что это прям сильно раздражало – однако игра хотя бы этим производила не лучшее первое впечатление.

В целом, хочу отметить, что первые две локации – «Постоялый двор» и «Усадьба» отличаются какой-то… непроработанностью что ли. Ну серьезно, я очень хорошо понимаю людей, которые поиграли 30-40 минут, посмотрели на первые две локации и решили не продолжать, оставив негативный отзыв. Игра должна цеплять с первых минут игры – а меня она не зацепила. И лишь твердая уверенность в том, что нужно пройти этот путь до конца, заставила меня продолжать играть дальше.

-3

А вот третья локация, «Нижний Новгород и окрестности», оказалась проработана весьма и весьма хорошо. Локация большая, неплохо прорисованная, интересная сюжетная линия, много сторонних квестов, много действующих лиц. Зачастую сюжет достаточно непредсказуем, есть неожиданные повороты. С этого момента игра действительно начала затягивать – тебе уже становится действительно интересно что же будет дальше, какие еще поручения тебе дадут Минин и Пожарский, и где же тебя ждет подвох.

-4

Из хорошего я бы также отметил действительно хорошо переданную атмосферу тех времен. Костюмы, в которые одеты ратники и стрельцы, действительно похожи на те, какие были в действительности. Манера разговора – в целом тоже похожа, хоть и претерпела почти неизбежный процесс осовременивания, однако обилие терминов тех лет все же создает неповторимый колорит эпохи.

-5

Действующие лица тоже ведут себя плюс-минус так, как и должно – разбойники разбойничают, стрельцы их гоняют, стражники несут стражу, ополченцы тренируются, иностранные наемники мародерствуют и устраивают пьяные драки с местными, все при деле.

Отдельно хотелось бы отметить работу композиторов – музыка на фоне не раздражает и не привлекает внимания, однако же свою лепту в общую атмосферу вносит. Другими словами, она на своем месте.

В целом, за что создателей игры стопроцентно можно похвалить – это за создание вселенной, в которой происходит действие игры. Да, эта вселенная раскрывается только на третьей локации, да, иногда выглядит она немного лубочно – однако в целом эффект погружения в эпоху действительно присутствует, и как минимум этим «Смута» выделяется из ряда других проектов отечественного производства, где за буйством красок красивой графики скрывается пустота.

Выделю еще один плюс, который имеет значение лично для меня – игра максимально дружелюбна к игроку, и буквально ведет его за руку, не создавая ситуаций, когда приходится по десять минут ходить на одном месте, пытаясь сообразить, что же именно нужно сделать, чтобы сюжет двинулся дальше.

Безусловно, в игре есть и недостатки – и в первую очередь речь идет о непосредственно игровых механизмах. Про не очень хорошую оптимизацию я уже упоминал – время от времени игра безбожно лагает. Тем не менее, хочу отметить, что за время игры у меня не было ни единого вылета – то есть, эту сторону проработали достаточно хорошо.

Не то чтобы хорошо сделана боевая система – при доступности большого количества различных боевых приемов большинство из них ни разу за игру вам не пригодятся. Впрочем, для игр, выходящих на ПК, а не на игровых приставках, это скорее является правилом, а не исключением.

-6

Подводя итоги, в общем и целом не могу сказать, что «Смута» получилась прям плохой – хотя недостатки бросаются в глаза. Видно, что был проделан большой объем работы, а разработчики действительно старались создать интересный и оригинальный продукт. Однако время, время – именно времени не хватило разработчикам «Смуты» для того, чтобы достичь поставленной цели – в результате в каких-то моментах густо, а в каких-то и пусто.

Считать «Смуту» альтернативой знаменитой польской игре «Ведьмак 3» нельзя – польский шедевр и разрабатывали значительно дольше, и бюджеты на его создание были в несколько раз больше. Тем не менее, в своем жанре получилась вполне крепкая игра, обладающая своим шармом. Полагаю, что если разработчиками будет проведена работа над ошибками, в первую очередь по оптимизации движка, то ей можно будет поставить заслуженные 7 баллов из 10 – а работа над ошибками ведется, практически каждую неделю выходят новые обновления.

Поэтому полагаю, что казнить разработчиков за выпущенный продукт не стоит – на мой скромный взгляд, они действительно старались, и стараются сейчас, по мере возможности дорабатывая игру напильником и исправляя то, что не удалось сделать вовремя. Хорошо, что сами разработчики это осознают - и охотно идут на контакт с аудиторией, принимая от них заявки на исправление тех или иных недостатков.

Хочется верить, что когда-нибудь Россия действительно станет законодателем мод в отрасли видеоигр - ну а пока что мы только лишь догоняем наших западных "партнеров". Однако первый шаг, пусть даже неуверенный - это все равно шаг вперед.