Западные страны всё чаще стали наведываться в страны Центральной Азии, и в Казахстан, в частности. Подобный интерес не ускользнул от внимания немецкого журналиста, ныне проживающего в России, Томаса Рёпера, автора сайта anti-spigel. Ниже представлен обзор его свежей статьи "Kasachstan zwischen dem Westen und Russland". Любопытно посмотреть на ситуацию зарубежными глазами.
"Казахстан - одна из стран, где Запад борется за влияние против России. Следовательно, это очень интересно с геополитической точки зрения, даже если немецкие СМИ почти не освещают это.
США вдоль российской границы, то есть на постсоветском пространстве, пытаются привлечь страны на свою сторону и настроить их против России. Важной страной, на которую стоит обратить внимание, является Казахстан, о котором Германия мало что знает.
Немного предыстории
После распада Советского Союза в 1991 году на его месте возникло 15 независимых государств. Одним из государств, получивших независимость, был Казахстан, выбравший президентскую республику; это означает, что президент играет ключевую роль в стране, а занимающий эту должность определяет все направления политики страны. В настоящее время Казахстан является экспортно-ориентированным сырьевым государством с площадью 2,7 миллиона квадратных километров, что делает его девятой по величине страной в мире. Для сравнения, это соответствует общей площади Западной Европы.
Однако интересно то, что, несмотря на свою огромную территорию, население Казахстана составляет всего около 20 миллионов человек. Это связано с преимущественно суровым климатом и тем фактом, что большая часть страны покрыта степями, где трудно основать крупные поселения.
Все культурные и традиционные взгляды бывших кочевников связаны со степью. При этом важна протяженность границы между Россией и Казахстаном, протяженность которой составляет около 7500 километров.
Российско-казахстанские отношения при президенте Назарбаеве
За всю историю независимости Казахстана страной правили только два президента: Нурсултан Назарбаев, который сейчас официально ушел в отставку, и Касим-Шомарт Токаев, который сейчас находится у власти. Историю российско-казахстанских отношений можно разделить на „до“ и „после“ в соответствии с этими двумя личностями.
До 2019 года Казахстан явно шел по пути нейтралитета, но стоял ближе к России. Отношения между двумя государствами основывались, прежде всего, на общей исторической памяти, широком спектре совместных программ для граждан, которые по разным причинам хотели сменить то или иное гражданство, а также на сотрудничестве во многих важных областях. Например, сотрудничество в области космических полетов было одной из таких областей.
Определяющим фактором сотрудничества между двумя государствами был очень высокий процент русскоговорящего и этнически русского населения, проживающего в Казахстане и имеющего казахское гражданство. На этой основе были установлены доверительные и добрососедские отношения, которые были полностью поддержаны обеими сторонами.
Россия также была одним из основных торговых партнеров Казахстана, и только к концу последних лет президентства Назарбаева Китай начал уделять более пристальное внимание торговле с Казахстаном.
Обмен также был налажен на культурном уровне через посольства и консульства. Так, например, в центре столицы Казахстана Астаны есть российский культурный центр.
Эти отношения были логическим следствием общего прошлого стран. Именно активные программы переселения русских в Россию и казахов в Казахстан помогли изменить сложившиеся традиции. С каждым годом в Казахстане оставалось все меньше русских, и России становилось все труднее удерживать соседнюю страну на орбите своего влияния. За 22 года с 1999 по 2021 год доля этнических русских в населении Казахстана сократилась вдвое, с 30 процентов до 15 процентов.
Причиной были не только программы переселения, но и более высокий уровень рождаемости, характерный для казахстанских семей. Например, некоторые среднестатистические российские семьи в Казахстане уже считают двух детей слишком большим количеством, в то время как в обычной казахстанской семье пятеро или шестеро детей. Таким образом, за более чем 30 лет независимости этнический и демографический состав Казахстана претерпел радикальные изменения, и в обществе появилось много новых тенденций. Многие молодые люди родились после распада СССР, и поэтому многим не хватает “коллективной памяти” об общем прошлом с Россией, которая есть у пожилых людей.
Ко времени президентства Назарбаева относится и процесс формирования национальных мифов. Любое молодое государство, только что обретшее независимость, неизбежно приходит к выводу, что общество должно быть объединено на основе нации (не путать с этнической принадлежностью). Ядром любого современного государства является нация, которая в первую очередь не имеет ничего общего с этнической принадлежностью, о чем свидетельствуют многонациональные государства, а с гражданством.
При Назарбаеве началось создание национального мифа. Казахам, изначально являвшимся кочевым народом, не имевшим собственной письменности и государственности, были показаны в новом свете ранее малоизвестные исторические события благодаря современным средствам массовой информации, таким как кино, книги, а затем и Интернет. Внезапно они узнали, что являются представителями великой нации со своей историей и героями.
В Советском Союзе эту историю не скрывали и не подавляли, Советский Союз защищал самобытность всех своих народов (за исключением периода Второй мировой войны, когда некоторые этнические группы были депортированы) и продвигал их традиции до тех пор, пока они не вступали в открытое противоречие с государственной идеологией.
Но чтобы завоевать сердца и умы казахстанских молодых людей и приблизить их к своей нации, национальные истории и рассказы о подвигах прошлого были немного „приукрашены“. Так в Казахстан пришел национализм.
Импичмент Назарбаеву
Ближе к концу своего президентства Назарбаев столкнулся с этим явлением. Балансируя на тонкой грани между растущим национализмом и сбалансированной политикой, направленной на создание здоровой, независимой нации, Назарбаев не смог добиться от своего преемника Касим-Шомарта Токаева соблюдения этого баланса.
Еще при Назарбаеве западные неправительственные организации начали проникать в страну с целью отделить Казахстан от России. В частности, фонды Сороса действуют в стране с 1995 года, когда наступил наиболее благоприятный момент для успешного проникновения во все новые независимые государства бывшего СССР, и Сорос основал свои фонды по всему бывшему Восточному блоку. В то время сама Россия была в затруднительном положении и никак не могла отреагировать, тем более что влияние Сороса и других западных неправительственных организаций в то время было велико и в самой России.
Со временем, хотя их деятельность в Казахстане была немного взята под контроль, она не была сведена к минимуму. В стране свободно распространялись материалы, пропагандирующие отделение от России, и проводились выставки, посвященные так называемой „деколонизации“ и прославлению национальной культуры и языка.
В 2018 и 2019 годах их влияние достигло пика, и им удалось свергнуть тогдашнего президента Нурсултана Назарбаева. Согласно Конституции Казахстана, в случае смещения действующего президента обязанности последнего берет на себя председатель Сената парламента Казахстана, которым в то время был Токаев.
Это выглядело как классический конфликт между законодательной и исполнительной властью. При классическом разделении властей президент является исполнительной властью, а парламент - законодательной. В то время рядовой гражданин Казахстана мог только удивляться, почему Назарбаев передал свои полномочия Токаеву именно в этот момент. Внешне это было заранее спланированное отречение и „почетная отставка“ Назарбаева.
То, что происходило за кулисами, стало немного яснее, когда ряд представителей семьи Назарбаева были исключены из всех силовых структур. Вскоре после этого в Казахстане были проведены внеочередные президентские выборы, на которых Токаев получил чуть более 70 процентов голосов.
Обуздание национализма
Как и любой амбициозный политик, которому удалось сместить своего предшественника, нынешний президент Токаев, вероятно, искренне верит, что он может заложить основу для чего-то большего и нового, что прослужит столетия. Он очень хорошо знает, что национализм в южных регионах Казахстана находится на подъеме и что карта, которую он разыграл в ходе политических реформ, чуть не привела к катастрофе.
Речь идет о попытке государственного переворота в январе 2022 года. Незадолго до начала крупного конфликта в Европе на юге Казахстана вспыхнули беспорядки со стороны исламистов-фундаменталистов и казахских националистов. Тогда пострадало более 4,5 тысяч человек.
Понимая, что он не сможет справиться с этой волной в одиночку, Токаев призвал на помощь Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая немедленно направила специальные силы, способные защитить стабильность и безопасность в Казахстане.
После этого внешняя и внутренняя политика Токаева стала гораздо более расчетливой и осторожной, особенно в отношении России. Вряд ли он испытывает благодарность к России, но он, безусловно, осознает, что должен выразить благодарность стране, которая защитила его государство и его президентство.
В настоящее время президенту Казахстана необходимо обуздать растущий национализм, которому он сам поддался, чтобы остаться у власти и повысить свою популярность среди избирателей. Его недавняя речь о роли русского языка в стране является доказательством этого, поскольку он недвусмысленно призвал уважать русский язык в Казахстане.
Пока Токаев остается у власти, он, вероятно, сможет остановить растущую волну националистов, которые хотят узурпировать власть, изгнать русских из страны, прекратить сотрудничество с Россией и, в результате, открыть страну для западных корпораций. Однако неизвестно, что произойдет со страной после ухода Токаева.
Как это могло бы продолжаться
Поскольку Казахстан разрывается между Западом и Россией, существуют различные сценарии того, как он может развиваться дальше.
Западные НПО активно пытаются закрепиться в Казахстане и оказать влияние на политику страны. Растущие активы западных компаний в стране, а также усилия фондов Сороса говорят о том, что западное влияние на молодежь растет.
Этот "сценарий" уже продемонстрировал эффективность и действенность западных НПО по разжиганию национализма на постсоветском пространстве и внедрению в умы людей лозунгов якобы необходимой „деколонизации“. В Казахстане активно обсуждается тема „деколонизации“ названий городов и улиц под предлогом очистки от всего „имперского“.
В случае успеха Токаева возможны две тенденции. Во-первых, нейтральная позиция Казахстана при сохранении статус-кво. Это означало бы, что Казахстан продолжит сотрудничество с Россией и Китаем, но не будет разрушать мосты с Западом. Для России такая сбалансированная политика была бы более чем приемлема, но, возможно, Россия постаралась бы не допустить, чтобы растущее китайское влияние в Казахстане стало слишком большим
Вторым и, возможно, наиболее маловероятным возможным развитием событий было бы сближение с Россией. Если бы страны осознали свою общность и общую историю и использовали это для развития сотрудничества, выгодного для них обоих, это принесло бы пользу обоим. Но подпитываемый Западом национализм, в том числе антироссийские настроения, делает такое развитие событий маловероятным.
Таким образом, Россия, вероятно, сделает ставку на вовлечение Казахстана в российско-китайское сотрудничество, но с риском того, что Россия и Китай могут конкурировать за влияние в Казахстане, в то время как западные неправительственные организации продолжают свою агитацию против России и, возможно, в перспективе расширят ее и против Китая.
Это показывает, что перед президентом Казахстана стоит непростая задача, если он хочет сохранить стабильность в своей стране".
Комментарии немцев:
Bert:
- Что будет делать Россия, если Казахстан превратится во враждебное государство?
Gunther:
- Это еще раз показывает, что всеми странами с мультитехническим населением в принципе легко манипулировать, если кто-то это замышляет. Это относится как к бывшей Югославии, которая сейчас полностью разгромлена, так и к России, Китаю, бывшим советским государствам, а также к Судану, Монголии, Индонезии, Нигеру, Руанде, Мексике … На самом деле, почти все государства и ... в ближайшем будущем Германия. Если какое-либо государство захочет уклониться от элитарных интересов Запада, даже на подходе, эти участники НПО будут продолжать копаться, пока им это не удастся, и снова и снова создавать такие фигуры, как Санду, Гуайдо и Ко, которые будут управлять этим направлением. Вот почему необходимы и такие законы, как законы об иностранных агентах, и ... с этим постоянно ведется ожесточенная борьба. С полной медиа-мощью Запада. Отрубать гидре голову бесполезно, нужно вообще уничтожить гидру. Но это легче сказать, чем сделать. Одним из способов было бы сорвать с ее лица маску. Показать населению истинное лицо Сороса, Гейтса и компании. Это будет тяжелая и изнурительная битва. С другой стороны, битва Геракла с Гидрой была безобидной.
VladTepes:
- Весь этот регион был пороховой бочкой – на протяжении веков – проблема: „слишком большого количества поваров“…
Joe:
- Слишком много похвал Назарбаеву, мистер Рёпер!
- Дочь Назарбаева - самая богатая женщина в Средней Азии. Вот ваша собственность в Швейцарии (стоимость: 74 миллиона швейцарских франков (2019 г.)) ...
- В советское время было 70 мечетей, сейчас их более 6000. Молодых людей отправляют на Ближний Восток для получения там „высшего духовного образования“ на богословских факультетах университетов. Открываются медресе (духовные „учебные заведения“). Назарбаевские власти понимали, что религиозных людей легче держать в узде, чем мыслящих атеистов и убежденных коммунистов.