Ссылки на введение и 1 часть
и
В полном виде болонская система в медицинских вузах так и не заработала, но след оставила немалый, причем и сейчас по инерции все ее наследие сохраняется и где-то по абсурдности даже превосходит.
По-видимому клерки от образования, администрации ведущих университетов, профессура немало поездила по заграничным университетам за средства
зарубежных фондов в 90-ые и 2000-ые для "обмена опытом". Только в качестве того, что нужно было внедрять взяли не то, что рационально, а наоборот.
В первую очередь модульная система.
Нам ее преподносили, как средство для унификации программ, которое обеспечит единство образовательного процесса для студентов во всех вузах страны, а потом и с зарубежными, что особенно важно для их перевода если они захотят продолжить обучение где-то еще. Министерство прислало новые стандарты, примерную схему распределения модулей - последовательности в освоении различных предметов по семестрам. Вроде все хорошо, но там имелась возможность маневра в пределах 20% от всего объема программы, на усмотрение вуза (своего рода региональный компонент). Так вот он, можно сказать, разрушил предшествующую систему преподавания по семестрам, так что вопросы перевода из вуза в вуз стали настолько сложными, что очень часто студенты переводятся на курс младше и потом еще полгода бегают и сдают то, что у них не было сдано или вообще не преподавалось в предыдущем вузе . Да и вообще так ли часто происходят подобные ситуации, чтобы из-за них ломать устоявшуюся систему.
Второе.
Дробление модулей в зависимости от факультета (лечебный, стомат, педиатрия). На фундаментальных кафедрах (анатомия человека, физиология, патфиза, патанатомия, микробиология, химия и т.д.) это привело к тому, что студенты по таким предметам перестали получать одинаковый объем знаний. Стоматологам в большей степени преподают раздел "Голова и шея" или физиология ротовой полости, а все остальное в меньшем объеме. Педиатрам делают акцент на детском организме. Раньше все базовые дисциплины изучали одинаково, ведь у всех выпускников в дипломе на первом месте стоит ВРАЧ, и только потом специальность. Помню своих учителей, заведующих стоматологическими кафедрами, которые пришли в стоматологию после окончания лечебного факультета и наоборот стоматологов, ставших врачами других специальностей. Врач должен быть в первую очередь врачом, а потом узким специалистом, а система должна располагать инструментом для профессиональной переподготовки специалиста, закончившего медицинский вуз во врача любой специальности.
Третье.
Введение модульной системы привело к необходимости переработки всей нормативной и методической документации с ее постоянным обновлением и до сих пор этот процесс не завершен. Раз в несколько лет выходит новый профессиональный стандарт, сейчас по-моему 3+++ . Вопрос - кому это надо? Тем, кто засел в министерствах и выдает это, как реформу и прорыв в системе высшего медобразования, направленный на повышение его качества. Реально - бесконечная работа преподавателей по переработке бесчисленных рабочих программ, матриц компетенций, их индикаторов. Абсолютно бессмысленные документы. Но комиссии, который проверяют наличие всего этого бумажного хлама довольны. Бумажки не краснеют, а преподаватели заняты делом, им некогда учить и возмущаться. Преподаватель медвуза - это до сих пор еще человек учившийся в советское время или в первую десятилетку после предательского со стороны элит развала СССР. Вот он и тянет всю. эту работу.
Внутри этой модульной системы есть система менеджмента качества образования, которая поставила вуз и преподавателей в очередной раз в колено-локтевую позицию, так как объем документации увеличился 2-кратно. При этом данный компонент работы предполагает наличие материального и других ресурсов со стороны владельца определенным процессом этой системы. Хочется спросить - а какой материальный ресурс у зав. кафедрой? Ответ- нулевой. Все бумаги системы менеджмента качества - просто фикция.
В рамках старших курсов модульная система разрушила всю последовательность и преемственность образовательного процесса, а также его взаимосвязь с со смежными дисциплинами. И вместо того, чтобы формировать холистический подход у студента по отношению к организму человека, произошла фрагментация образовательного процесса. Еще одной причиной деградации стало вмешательство в этот процесс юридических отделов вузов, которые пытаются нормы законодательства, может быть адекватные для структур, подчиняющихся министерству образования ввести в сферу медвузов.
Еще интереснее ситуация с проверкой деятельности вузов в рамках действующих образовательных лицензий. Зачастую проверяющие не имеют отношения к медицинскому образованию и их мало интересует оснащенность учебного процесса, условия труда преподавателей, уровень освоения материала студентами. Как правило заключения комиссий основываются на анализе бумажных или электронных носителей всевозможных отчетов. А с ними за 30 лет реформирования научились работать. Банальная констатация факта - гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Продолжение следует.