Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Пройдём по анфиладе просторных залов Киевского вокзала и поднимемся на башню с часами, которые работают уже сто лет

Здание Киевского вокзала необычайно красиво. Монументально и величественно. Этому есть причина: оно строилось в то время, когда страна отмечала 100-летие Бородинского сражения. Именно здесь начиналась дорога, ведущая из Москвы в Бородино.

Киевско-Воронежская железная дорога соединяла Брянск с Москвой, и сначала вокзал назывался Брянским, а Киевским стал в 1934.

На этом месте издавна располагалась Дорогомиловская ямская извозчичья слобода. Василий III переселил сюда государевых ямщиков - крестьян, занимающихся "ямской ганьбой", то есть перевозивших людей и грузы. Здесь не было крупной застройки, в основном - огороды и пустоши. В общем, самое подходящее место для вокзала.

Первый вокзал здесь был открыт 1 августа 1899 - он был деревянным и больше похож на простую длинную избу, чем на вокзал. В 1914 началось строительство нового здания - по проекту и под руководством инженера Ивана Рерберга.

-2

Участвовал в строительстве также и архитектор В.К. Олтаржевский, он внёс свои изменения в проект. Во всём тогда господствовал модерн (не только в архитектуре), но здание вокзала решено было строить в триумфальном неоклассическом стиле с элементами ампира. В его оформлении прослеживаются общие мотивы с памятниками Бородинского поля.

Главный фасад с башней смотрит на Москву-реку. Он богато декорирован скульптуром Сергеем Алёшиным. Тематика - победы русского оружия. Порталы фасада напоминают триумфальные арки. Над ними - майоликовые мозаичные панно с изображениями Георгия Победоносца и Архангела Михаила работы Бориса Ланге - небесных покровителей Москвы и Киева. Рядом с ними - скульптуры, изображающие в аллегорической форме четыре способа перемещения в пространстве: по воздуху, по воде, по земле и под землёй (метро). Венчают порталы круглые купола.

Через левый портал на вокзал входили пассажиры 3 и 4 классов:

Правый портал принимал прибывающих на вокзал пассажиров 1 и 2 класса:

Главное украшение фасада - это часовая башня с большими арочными окнами и куполом - на неё мы скоро поднимемся. Башню охраняют четыре грозных орла. Но её главная изюминка - это механические часы, которые исправно работают вот уже более 100 лет:

-5

Давайте же войдём под эти своды и пройдём по анфиладе залов!

В просторных, красивых, залитых светом залах пассажирам было удобно и приятно. Стены и потолки щедро украшены барельефами, арками, живописью, лепниной:

Четыре барельефа созданы В.К. Олтаржевским уже в послевоенные годы. Они посвящены правам советского человека на отдых, на труд, на образование, на работу, которые были прописаны в Конституции. Прописаны они и на этих барельефах:

Переходы между залами также напоминают нам триумфальные арки.

Зал ресторана для пассажиров первого класса (росписи сделаны в 1960-х):

Теперь здесь зал ожидания и проход к аэро-экспрессам, следующим в аэропорт:

Стены и потолки украшены росписями, на полу - метлахская плитка, очень дорогая и очень прочная. Сколько ног прошло по этим плиткам - страшно подумать, а она как новенькая!

На потолке - панно работы Бориса Ланге с буквами МКВ (Московско-Киевско-Воронежская дорога) и датами 1814 и 1916 - время начала строительства и предполагаемого его окончания:

-11

На самом деле строительство продлилось дольше, помешала война. Здание вокзала было завершено в 1918. Но панно переделывать не стали.

А теперь можно и на башню! Путь наверх начинается за этой неприметной маленькой дверью:

-12

Поднимаемся на второй этаж по изящной лесенке:

И оказываемся в великолепной галерее, напоминающей нам итальянские дворцы - со стройным рядом колонн, с кессонированными потолками и окнами, похожими на триумфальные арки:

Вот как выглядит отсюда, сверху, уже знакомый нам главный зал:

Поднимаемся выше, лестница становится всё уже:

Помните порталы, которые венчают круглые купола?

-17

Вот как они выглядят изнутри. Это деревянные перекрытия работы легендарного инженера и архитектора, В.Г. Шухова, автора знаменитой Шуховской башни. Этим перекрытиям, как и часам на башне, уже более 100 лет. Пришедшие сюда недавно реставраторы, посмотрев, сказали, что им тут делать нечего, перекрытия в идеальном состоянии:

А далее мы переходим в часовую башню:

У часов четыре циферблата, они располагаются снаружи башни, на её четырёх стенах:

А между ними, внутри башни, в красном деревянном домике, находится огромный часовой механизм с вращающимися колёсами и маятником:

Часы надо заводить каждые три дня. Заводятся они вручную. У часов есть смотритель.

-22

Все четыре циферблата и часовой механизм соединены между собой тросами:

-23

Есть у часов и гиря, она огромна, её размер соответствует размеру часов:

Смотреть, как работает часовой механизм, как вращаются колёса и двигается маятник - очень интересно.

И наконец - выход на смотровую площадку:

-25

Виды отсюда, сверху, открываются прекрасные: на дебаркадер, на площадь Европы с большим фонтаном (он ещё не работал, когда мы были наверху). Но площадка застеклена и стёкла не очень чистые, часто их не помоешь:

Поднимаемся ещё немного - и вот мы уже на самом верху. Здесь маленький балкончик, стёкол нет, поэтому очень сильный ветер. Можно протянуть руку и погладить грозного орла:

-27

Тем же путём, по тем же лестницам, мы спустились на первый этаж:

-28

Чёрный прямоугольник - это вид снизу на платформу, на которой установлен красный деревянный домик с часовым механизмом.

К зданию вокзала примыкает перрон - как же вокзалу без перрона? Его пространство перекрыто застеклёнными стальными арками - дебаркадером, грандиозной и в то же время изящной конструкцией из стекла и металла, работы В.Г. Шухова:

Впереди - дорога. Что может быть лучше. Вокзал - это портал в будущее.

Великолепно дебаркадер выглядит сверху, со смотровой площадки на часовой башне, где мы только что побывали:

-30

Перрон украшен часами и двумя скульптурами. Их автор, скульптор Сергей Алёшин говорил, что это "гении места", охраняющие территорию вокзала. Они держат в руках фонари: освещают путь всем, кто отправляется в дорогу:

_____________________

Мы вышли на привокзальную площадь. Помню, что когда-то здесь, вокруг площади, стояла стена с обелисками, последний из которых снесли в начале 1980-х, при строительстве гостиницы "Рэдисон-Славянская". Это грустно. Но выглянуло солнце. И прямо на наших глазах включили фонтан!