Эта семья занимает особое место в истории России. Их имена и дела никогда не были предметом громких разговоров: они считали честь, доблесть и верность долгу делом обычным.
День воинской славы - хороший повод для того, чтобы вспомнить об этих героях, служивших своему Отечеству.
Тучковы... Впервые эта фамилия прозвучала для меня в стихотворении Марины Цаетаевой (оно в самом конце статьи). Тучковы – старинный дворянский род, известный с 15 века, род потомственных военных, не даром герб этого рода имел форму щита с изображением воина:
Первые упоминания о Тучковых встречаются во времена Александра Невского. В 1240 в битве со шведами в рядах русского войска сражался некто Терентий и пал в этой битве. Правнук Терентия Михаил имел двух сыновей: Игнатия и Бориса, прозванных Тучко-Морозовыми. Все потомки Бориса Михайловича Тучко-Морозова стали впредь именоваться Тучковыми.
Алексей Васильевич Тучков (1729—1799) получил образование в Школе математических и навигацких наук и в 1743 в возрасте 14 лет поступил на военную службу. Принимал участие в боевых действиях Семилетней войны 1756-1763, и в других войнах. Генерал-поручик, действительный тайный советник.
При Екатерине II он служил инженер-генерал-поручиком, воевал под знамёнами П.А. Румянцева и A.B. Суворова, а при Павле I, став сенатором, командовал пограничными крепостями по польской и турецкой границам.
О его жене, Елене Яковлевне Тучковой (?—1818) практически ничего не известно. Урождённая Казаринова, она вышла замуж за Алексея Владимировича и в их семье родилось семеро детей.
Две дочери - Прасковья Алексеевна (1769 - 1846) и Анна Алексеевна (1774 - 1823). И пятеро сыновей. Все пятеро стали генералами и героями многочисленных войн.
Николай Алексеевич (1765—1812), генерал-лейтенант, командир пехотного корпуса, Тучков-первый:
В армии, для краткости, было принято называть офицеров по фамилиям, без имён-отчеств. Для однофамильцев и родственников добавляли к фамилии порядковый номер.
Николай Тучков всю жизнь провёл в походах и сражениях, был участником пяти войн (Россия тогда постоянно воевала). В Музее Отечественной войны 1812 года увидела среди прочих наград звезду ордена Святого Владимира 2-й степени, принадлежавший Николаю Тучкову:
Он был награждён этой наградой в 1807 - отличился при Прейсиш-Элау (она изображена и на портрете выше).
Николай Алексеевич был одним из тех генералов, солдаты которого, воплощая его замыслы в действия, своими штыками творили историю на полях сражений.
Возможно, поэтому он не был женат и не имел детей. И был сильно привязан к матери Елене Яковлевне и младшему брату Александру. Несмотря на 13-летнюю разницу, Николая и Александра связывала крепкая дружба. Своего единственного сына Александр назвал в честь брата Николаем.
Алексей Алексеевич (1766-1853) - генерал-майор, воевал в Европе, но в Отечественной войне 1812 не принимал участие. В 1797 он вступил в конфликт с царским фаворитом графом A.A. Аракчеевым и был вынужден оставить службу. 30-летний богач переехал в деревню и стал предводителем дворянства и посвятил себя воспитанию двоих сыновей.
С начала войны 1812 занимался формированием ополчения и снабжением войск всем необходимым.
Известен портрет А.А. Тучкова, написанный самим В.А. Тропининым. Надо сказать, что Алексей Алексеевич хлопотал за крепостного художника перед его хозяином графом Морковым (и не только он), уговаривая дать художнику вольную. И в 1823 Тропинин вольную получил - в качестве подарка на Пасху.
Сергей Алексеевич (1767 - 1839), Тучков-второй – сенатор, генерал-лейтенант, основатель города Измаила.
Богатая военная биография давала ему пищу для описания и анализа истории и обычаев народов, населявших некогда "малоизвестные и тёмные земли" Бессарабии, Грузии, Литвы.
Он был автором "Военного словаря" (первой отечественной военной энциклопедии), издал в Петербурге "Сочинения и переводы" и оставил интересные "Записки, касающиеся до земель между Чёрным и Каспийским морем находящихся, и в особенности Грузии".
Сергей Алексеевич прошёл пять войн. Когда началась Отечественная война 1812 года, он находился в турецком походе под началом М.И. Кутузова, был отмечен наградами. Тогда же С.А. Тучков организовал около Измаила строительство нового города, проявив при этом большой административный талант. Город получил название "Тучков" (сейчас он в черте Измаила).
В конце 1812, по навету графа Аракчеева, злого гения семьи Тучковых, Сергей Алексеевич был обвинён в том, что его солдаты разграбили имение польских князей Радзивиллов, а сам он якобы присвоил их деньги.
Тучкова отстранили от службы на время расследования. Которое длилось 12 лет! В это время он жил в Измаиле, выполняя обязанности градоначальника. В конце концов было доказано, что "всем вещам и деньгам, отобранным по приказанию командующего Дунайской армией генерала Чичагова у Радзивиллов, была составлена опись, которая тогда же вместе с имуществом была представлена Тучковым генералу".
Честное имя было восстановлено и Николай I присвоил С.А. Тучкову звание генерал-лейтенанта за его заслуги перед Родиной.
В последние дни Отечественной войны Сергей Алексеевич участвовал в боях на Березине. В 1828-1829 (Русско-Турецкая война) состоял при главнокомандующем, а в 1830-1834 был градоначальником Измаила.
Выйдя в отставку, переселился в Москву, чтобы быть ближе к брату Павлу, единственному к тому времени оставшемуся в живых из всех братьев Тучковых.
Павел Алексеевич (1776—1858), Тучков-третий, генерал-майор, действительный тайный советник. Герой войны 1812 года.
19 августа Павел Алексеевич Тучков в жесточайшем бою под Смоленском повёл в атаку гренадерский полк. Под ним убили коня, затем в рукопашной схватке он был тяжело ранен штыком в бок и получил несколько сабельных ударов в голову. Раненный, он попал в плен.
Допрашивал его сам Наполеон, намереваясь через Павла Алексеевича связаться с его братом, Николаем Алексеевичем Тучковым. Наполеон просил Тучкова написать брату и сообщить, что желает мира и готов начать переговоры с Александром I.
Письмо было написано и дошло до Санкт-Петербурга, но никакого ответа на него не последовало. Павел Тучков был в качестве почётного военнопленного отправлен во Францию, был освобождён в 1814.
Вот портрет Павла Алексеевича в парадном военном мундире - кисти В.А. Тропинина (который, мы помним, написал также портрет его брата, Алексея Тучкова):
После отставки он перешёл на гражданскую службу, стал членом Государственного совета, сенатором. Прожил долгую жизнь и оставил интересные воспоминания. Умер в 1858, погребён в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Александр Алексеевич (1778 - 1812), Тучков-четвёртый, генерал-майор. Его подвиг во время Бородинского сражения послужил Л.Н. Толстому для описания подвига князя Андрея под Аустерлицем.
В 1806 Александр Тучков женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, руки которой добивался 4 года. Родители Маргариты, расстроенные первым неудачным замужеством дочери, долго не соглашались на их брак.
Нарышкины - старинный царский род. Наталия Кирилловна Нарышкина была матерью Петра Великого.
Маргарита Михайловна получила хорошее образование. Она не отличаясь особенной красотой, зато имела кроткий нрав и доброе сердце, а характер - страстный и впечатлительный. Образованная, мыслящая, милосердная, мужественная женщина, романтическая натура.
Маргарита и Александр Тучковы обвенчались в 1806 в маленьком храме на Пречистенке. После свадьбы год прожили в Тульском имении, а в 1807 его призвали на службу. Тогда Маргарита приняла решение, потрясшее всех: заказала себе военный мундир и отправилась вслед за мужем. С личного разрешения императора. Она пребывала в действующей армии, разделяя с мужем все тяготы походной жизни. Во время сражений находилась в тыловых отрядах Ревельского пехотного полка, которым командовал Тучков, заботилась о больных и раненых, готовила еду, мыла котлы, стирала белье, научилась перевязывать и даже зашивать раны. Была для всех настоящим ангелом-хранителем.
Она отказывалась покинуть мужа, даже когда забеременела. Только когда её положение сделалось заметным, она уехала в Москву к матери. Сын Николенька, родившийся в апреле 1811, был здоровым и крепким ребёнком, и как только позволило здоровье, Маргарита вместе с маленьким сыном снова последовала за мужем.
Только в мае 1812 Александр Тучков насильно отправил её в Москву. С ребёнком на руках она следовала от западной границы с отступающей армией почти до самого Смоленска. Там Тучковы расстались - навсегда…
Бригада Александра Тучкова в боях под Смоленском сдерживала натиск превосходящих частей французов. Армия Барклая-де-Толли отступала от Смоленска двумя колоннами: первой командовал генерал Д.С. Дохтуров, второй – генерал Н.А. Тучков, авангардом которой командовал генерал П.А. Тучков. Обе колонны имели приказ соединиться к вечеру 19 августа у Соловьёвой переправы.
Здесь братья Николай, Павел и Александр Тучковы встретились в последний раз…
А 26 августа при деревне Бородино произошло одно из самых кровопролитных сражений в истории нашей цивилизации. Оно длилось 15 часов. И это была настоящая кровавая бойня.
В бою за ключевую высоту - Утицкий курган - Николай Тучков возглавил контратаку. Утицкий курган был отбит, но Николай Тучков получил смертельное ранение в грудь. Незадолго до ранения он узнал о гибели своего любимого младшего брата Александра.
У села Семёновское во время сражения находились три ряда Семёновских флешей (укреплений) фланга русской армии, которые подверглись атакам французов.
Во время одной из атак солдаты Ревельского пехотного полка, которым командовал Александр Тучков, пришли в смятение. Тогда он, подняв знамя, под ураганным огнём повёл дрогнувших воинов в контратаку. И был смертельно ранен в грудь картечью.
Он упал у средней Семеновской флеши. Артиллерийский обстрел был настолько сильный, что товарищи не смогли вынести его с поля боя.
Множество ядер и бомб каким-то шипящим облаком обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала.
Федор Николаевич Глинка "Очерки Бородинского сражения"
1 сентября отец Маргариты сообщил ей о гибели мужа. Она не хотела верить. Но среди раненых и попавших в плен его не было… Она тяжело горевала: потеряла чувство времени, не узнавала близких, не могла говорить. Родные боялись за её жизнь.
Однако, как только в конце октября войска Наполеона отступили от Можайска, Маргарита Михайловна выехала в Бородино в надежде отыскать тело мужа. Однополчанин Александра Тучкова прислал ей схему, на которой крестиком отметил место его гибели.
Откуда у неё хватило сил, но в течение нескольких недель она обошла всё огромное пространство Бородинского поля, переворачивая груды окостеневших тел. Ей помогали монахи и могильщики из окрестных селений. Бородинское поле - это была бескрайняя могила под открытым небом, в которой лежали сто тысяч убитых воинов - и русских, и французских. Горы разлагающихся человеческих тел. Над ними стоял смрад и кружилось вороньё.
Нельзя было без ужаса смотреть на курган Раевского и Семёновские батареи, где теперь стоит обитель: это были поистине горы человеческих тел…
— вспоминала она в 1848 году.
Поиски оказались напрасны.
Когда Маргарита Михайловна поняла, что ей не суждено похоронить мужа, она выстроила близ деревни Семёновской, на том месте, где он погиб, небольшую часовню.
Через несколько лет она решила выкупить землю у трёх помещиков села Бородина, но те отдали землю даром. И Маргарита начала строить на месте флешей Спасо-Бородинский храм. Автор проекта - Доменико Жилярди, швейцарский архитектор, работавший в Москве:
Храм построен в стиле ампир в форме античной усыпальницы-мавзолея и является образцом русского классицизма.
Чтобы собрать средства на строительство храма, Маргарита Тучкова продала все свои драгоценности и заложила тульское имение. Сделал вклад на строительство и царь Александр I.
В 1820 - в 8-ю годовщину сражения - церковь была построена и освящена. В храме были установлены гранитный крест с неугасимой лампадой и мраморная плита с именем Александра Тучкова.
Так на Бородинском поле появился первый в России памятник героям Бородинской битвы.
Надо сказать, что Россия понесла в битве при Бородино такие огромные потери, что ещё многие годы спустя об этом почти ничего не говорили, общество приходило в себя от шока, в каждой семье, в каждом доме оплакивали близких. И только к 100-летию, в 1912, стали устанавливать памятники и обелиски. Так что этот храм был первым.
А Маргариту Михайловну ожидало новое испытание: в 1826 умер её обожаемый 14-летний сын Николай. Он простудился, и, несмотря на то, что его лечили лучшие доктора, мальчика не смогли спасти. Он был похоронен рядом с отцом.
А Маргарита Михайловна, которую больше никто не держал в миру, основала Спасо-Бородинский женский монастырь и стала его первой настоятельницей, игуменьей Марией.
В монастыре она организовала строительство трёх каменных жилых зданий, двух храмов, ограды, колокольни. Рядом с монастырем построила кирпичный завод, где делали кирпич из местной глины. Начала строительство главного в монастыре Владимирского собора, но не дожила до его окончания.
Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 и была похоронена в склепе выстроенного ею храма, рядом с могилой сына. Перед смертью она сожгла все письма мужа, адресованные ей, и его стихи, ей посвящённые.
Спасо-Бородинский женский монастырь существует и поныне:
Его строительство продолжалось до 1870-х. С самого момента своего основания он находился под покровительством дома Романовых, средства на него жертвовали многие члены царской семьи. Благодаря этому он стал крупнейшим в России воинским мемориалом.
Приехать сюда хотя бы однажды обязан каждый русский человек.
Здесь дышит сама история. Здесь так торжественно и так печально. И природа - удивительно спокойна и безмятежна. Она тоже чтит память своих героев. Смотришь на эти просторы и понимаешь: эта земля густо пропитана их кровью.
Братские могилы тысяч и тысяч воинов - русских и французских. И советских солдат. Артиллерийские укрепления: редуты 1812 года - и рядом окопы и огневые точки 1941-го, когда Бородино и его окрестности вновь стали ареной кровопролитных боев за Москву:
Памятники и обелиски на каждом шагу:
"Павшим героям - от благодарной России"...
Кстати, при монастыре была построена пекарня, в которой впервые испекли бородинский хлеб – тот самый, чёрный с кориандром. Кориандр на хлебе – символ картечи, а хлеб был сначала поминальным; его пекли в память обо всех погибших в Бородинском сражении.
А в маленьком домике рядом с монастырём - монастырской гостинице - дважды останавливался Лев Толстой в 1867, когда работал над романом "Война и мир" и собирал материалы для описания Бородинского сражения. Теперь здесь музей:
Толстой хотел предельно достоверно описать в своём романе Бородинское сражение, поэтому много ходил по полю, от одной высоты к другой, делал записи и чертежи, вёл долгие разговоры с ветеранами, которые жили в сторожке около батареи Раевского. Поэтому в музее много рукописей, зарисовок, гравюр, портретов. Они посвящены как героям романа, так и реальным людям, которые сражались на Бородинском поле.
Храмы и строения Спасо-Бородинского монастыря:
А вот и стихотворение Цветаевой, с которого я начала статью:
Марина Цветаева "Генералам двенадцатого года"
Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вам все вершины были малы
И мягок самый чёрствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустёртой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать, и гривы
Своих коней.
Три сотни побеждало - трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили В небытие".
Феодосия, 26 декабря 1913.
Знакомые Цветаевой говорили, что её муж Сергей Эфрон был похож на Александра Тучкова.
_________________________________________
Спасибо, что дочитали такую длинную статью! Подписывайтесь, если вам интересно!