Найти тему
NewMan

Выдающиеся бас-гитаристки. Кэрол Кэй

Оглавление

Я много писал про свой родной инструмент бас-гитару. Даже забабахал объёмный цикл из 5 статей, где рассказывал про всяких выдающихся бас гитаристов и великие басовые партии. Ну вот теперь посмотрел я на всё это дело и понял, чего там нет. А нет там бас - гитаристок, то есть басисток женского пола. И это показалось мне крайне несправедливым. И не только потому, что "по серьёзу и по приколу, очень слаб я к их сладкому полу". А главным образом потому, что среди великих басистов не так, чтобы очень, но достаточно много женщин. Вот сейчас я постараюсь эту свою оплошность исправить. Для этого понадобится не одна, а пару статей. А может быть и три. А если дело пойдёт, то и четыре... Заранее спланировать это дело не могу.

А тот факт, что среди басистов есть действительно выдающиеся женщины доказывает хотя бы следующее - самым записываемым в мире бас-гитаристом была именно женщина. И имя ей - Кэрол Кэй. Вот с неё - то, пожалуй, и начну.

-2

Кэрол Кэй

Кэрол Кэй - самый записываемый бас-гитарист всех времен. Имея на своем счету более 10 000 (десяти тысяч!!!) сессий записи, было бы трудно найти популярный альбом, выпущенный в 1950-х, 60-х и 70-х годах, на котором Кэй не появлялась. Ее влияние на развитие и роль электрической бас-гитары - неизмеримо.

Ко всему прочему, она автор огромного количества книг, по которым учились тысячи и тысячи басистов по всему миру.

-3

-4

Она была первооткрывателем и изобретателем, которая повлияла на то, как бесчисленное количество басистов подходят к игре на этом инструменте. Кэй заложила много основ бас-гитары, из которых затем выросло множество ответвлений. 

-5

С первых дней своей работы в качестве сессионной басистки Кэй заслужила огромное уважение коллег-музыкантов. Возьмем, к примеру, Брайана Уилсона из The Beach Boys, который назвал ее «величайшей басисткой в ​​мире». И Пол Маккартни, который сказал, что Кэрол Кэй повлияла на басовые партии, которые он создал для песен Битлз. В 1950-х и 60-х годах бас-гитара использовалась как инструмент, поддерживающий звучание и направление партий, исполняемых ведущими инструментами и вокалистами. Кэрол Кэй была одной из первых басистов, которая начала превращать игру на басу в роль, которая не только поддерживала других участников группы, но и закладывала основу, определяющую звучание, на котором строились песни.

Как и многие студийные музыканты 1950-х и 1960-х годов, Кэрол Кэй не получила немедленного общественного признания или внимания как басист и основа стольких замечательных песен. Поклонники музыки знали, что Нэнси Синатра пела «Эти ботинки созданы для ходьбы», а The Monkees были авторами песни «I'm A Believer». Но мало кто мог сказать вам, кто на самом деле написал, сыграл и записал басовые партии для этих песен. К счастью, в течение последних нескольких десятилетий Кэрол Кэй получила давно запоздалые похвалы и признание, которых она заслуживает. Сегодня Кей легко признают одним из величайших бас-гитаристом всех времен. Журнал Rolling Stone поставил Кэрол Кэй на пятое место в своем списке 50 величайших басистов всех времен, а журнал Bass Player Magazine поставил ее на 25-е место в своем списке 100 лучших басистов всех времен. Журнал Bass Player Magazine также наградил ее наградой за заслуги перед жанром. Кэрол Кэй часто называют «Первой леди баса» .

-6

Самое интересное в Кэй то, что она не собиралась становиться бас-гитаристкой, когда начинала свою карьеру. Во время сессионной работы в Gold Star Studios басист не появился, что побудило Кэй занять его место.

С тех пор Кэй стала музыкальной легендой. Послушав ее записи, вы поймете, насколько она разнообразна. Она пробовала все: фанк, рок, акустику, поп и сальсу. 

Ее стиль игры на басу включает в себя мелодичные и ритмичные звуки, а также такие приемы, как вставка кусочка войлока между струнами для более мягкого звучания баса.

Сольная басовая партия Кей в постановке Фила Спектора "River Deep, Mountain High" была ключевой частью песни и сыграла главнейшую роль в создании его знаменитой "стены звука". А между прочим, музыкальный продюсер Фил Спектор считал эту песню своей лучшей работой

Запись сейчас находится в Зале славы Грэмми.

Куинси Джонс сказал в своей автобиографии 2001 года, что "Басистка Fender Кэрол Кей ... могла делать все, что угодно, и повергать людей в прах". 

Брайан Уилсон сказал, что игра Кей в "Good Vibrations" была ключевой частью аранжировки, которую он хотел "

Кэрол Кэй – основные моменты карьеры

Кэрол родилась 24-го марта 1935-м в США, в семье профессиональных джазовых музыкантов.

То есть сейчас ей 89 лет!!! Пожелаем Кэрол здоровья!

-7

Уже в 1949-м (только представьте себе - Сьюзи Кватро родится только через год!) она начала играть на гитаре в джазовых клубах в Лос-Анжелесе. В конце 1957-го (а Ким Гордон из Sonic Youth было еще только 4 годика!), Кэрол (еще не как басистка, а как гитаристка) уже поучаствовала в первой для себя студийной сессии.

Кэрол Кэй сначала работала сессионной гитаристкой в ​​студиях звукозаписи в Лос-Анджелесе и его окрестностях в конце 1950-х - начале 1960-х годов.

-8

Она играла на гитаре в записях нескольких хитов, таких как «Summertime» Сэма Кука (1957) - (эту вещь дам послушать чуть пониже)

«La Bamba» Ричи Валенса (1958) 👇

и «You've Lost that Lovin' Feelin'» группы The Righteous Brothers (1964) 👇

Прошу просто бегло оценить тот список музыкантов с которыми играла Кэрол Кэй. Она играла на бас-гитаре в тысячах записей с сотнями артистов, включая:

The Beach Boys, Фрэнка Заппу и Mothers, Сонни и Шер, Фрэнка Синатру, The Lettermen, The Doors, Джо Кокера, Лу Ролза, Пола Ревира и The Raiders. The T-Bones, Доби Грей, Нэнси Синатра, Саймон и Гарфанкел, Айк и Тина Тернер, The Marketts, Тихуана Брасс, Джуэл Акенс, The Monkees, Howlin 'Wolf, Cannonball Adderley, Джин Аммонс, Каунт Бэйси, Джо Пасс, Эдди Арнольд , Теннесси Эрни Форд, Роджер Миллер, The Coasters, The Isley Brothers, Литтл Ричард, Кингстонское трио, Питер, Пол и Мэри, Бинг Кросби, Джонни Рэй, Бонни Гитара, Джерри Батлер, Мел Картер, Сэм и Дэйв, Дик Дейл, Хонделлс , Ян и Дин, Рипчордс, Джеки ДеШеннон, Петула Кларк, Лесли Гор, Дасти Спрингфилд, , Animals, Нил Даймонд, Рэнди Ньюман, Гарри Нильссон, The Four Tops, Марвин Гэй, Supremes, Temptations, Стиви Уандер, Тони Беннетт, Куинси Джонс, Джонни Мэтис, Рэй Чарльз, Барбра Стрейзанд и многие десятки других

Кэрол Кэй играла на бас-гитаре в записях многих популярных песен, таких как:

“Homeward Bound” and “Scarborough Fair” - Simon & Garfunkel

“Whipped Cream” Тихуаны Брасс

“The Birds And The Bees” Джуэл Акенс

“I’m A Believer” - группы Monkees

Кэрол Кэй также записала музыкальные темы для нескольких телевизионных шоу, в том числе: «Семейка Аддамс», «Зеленые акры», «Герои Хогана», «Миссия: невыполнима», «Мэнникс и Айронсайдс», «Гавайи 5-0», «Группа Брейди», «Любовь по-американски» и «Шоу Билла Косби».

Кэй также участвовала в создании саундтреков к различным фильмам, в том числе к фильмам «Ростовщик», «Хладнокровное убийство», «В разгар ночи», «Долина кукол», «Угадай, кто придет на ужин», «Буллит», «Дело Томаса Крауна», «Настоящая выдержка», «Буч Кэссиди» и «Сандэнс Кид», "Аэропорт" и десятки других.

По словам Кей, сессионная жизнь в 60-е была чем-то вроде конвейера, где три или четыре свидания в день были нормой. «Со временем это стало рутиной, — говорит она, — но это не было похоже на то, что мы готовим пончики. Мы записывали пластинки, и многие из них были хитами.

-9

Здесь сама Кэрол Кэй перечисляет, по ее мнению, некоторые из своих величайших записей —

Вот выдержка из её собственного обзора своего творчества из её интервью для журнала  "Guitar World".

Перевод мой. Простите, что немного корявый. На переводчика я, пардон, не обучался.

The Beach Boys - "Sloop John B" (1966)

Sloop John B — веселая мелодия, которая действительно работает.

«Билли Стрэндж и Глен Кэмпбелл играли на гитарах. Я думаю, что это была идея Билли сделать что-то вроде двухгитарной штуки на переднем музыкальном плане, что очень понравилось Брайану Уилсону. Это великолепная группа, в которую входят Хэл Блейн на барабанах и Лайл Ритц, который играет на струнном басу, а я играю на электрическом басу.

«Брайан поощрял меня. Ему нравилось, что мой бас был нестатичным и энергичным. Забавно то, что я никогда не знала до этого, что он басист. Я всегда думала о нем как о пианисте, умеющем писать для других инструментов. Лишь годы спустя я обнаружила, что он умеет играть на басу».

Нэнси Синатра - "These Boots Are Made For Walkin" (1966)

«Это, конечно, известная песня. Джим Гордон играл на барабанах. В свое время он был блестящим барабанщиком. А это Чак Бергхофер на контрабасе вместе со мной – я играю на электробасе.

«Чака попросили сыграть скользящую партию, которая во многом является зацепкой песни. Ему потребовалось несколько пасов, чтобы сделать это правильно, тут бас - это скорее колебание, а не прямое скольжение. Я поддерживаю его с помощью Fender Precision.

«Нэнси любила в своих песнях два баса. Возможно, это исходил от Билли Стрэнджа, который сделал аранжировку. Но это сработало. В такой песне нужен сильный низ. Боже, какой хит, а? В какой-то момент невозможно было включить радио, не услышав «Boots».

Сэм Кук - "Summertime" (1957)

«Бампс Блэквелл зашел в клуб и увидел, как я играю бибоп-джаз, и попросил меня сыграть на пластинке, которую он продюсировал. Я действительно не хотела этого делать, потому что мне нравились клубы, но мне очень нужны были деньги. Вскоре я поняла, что запись пластинок приносит больше денег.

«Сэм Кук был очень хорошим парнем. Он был так счастлив, потому что только что выпустил свой первый хит «You Send Me». Он был на вершине мира. Фактически, по дороге на дату записи я услышала по радио You Send Me и это подготовило меня к работе с Сэмом.

«Он был исключительным певцом и знал, как выбрать лучший материал. Поскольку это была моя первая сессия, поначалу я была немного сдержана, но Бампс сказал мне: «Сыграй что-нибудь из того, что ты делала в клубе», и я сделала несколько вставок. И вот тогда все пошло, как по маслу.

Рэй Чарльз - "America The Beautiful" (1972)

«Есть определенные моменты, когда ты играешь, и ты просто знаешь, что эти моменты жизненно для тебя важны. С «Америкой прекрасной» это было именно так. Прежде всего - это сама песня. Но главное — это союз песни с певцом, и Рэй Чарльз, поющий «America The Beautiful», ну, это невозможно улучшить.

«Когда мы это записали, я продолжала думать о борьбе Рэя в этой стране. Он прошел через многое: от слепого чернокожего ребенка и всего, что с этим связано, до игры в клубах на Юге, его освистывания и необходимости оставаться в отелях только для чернокожих, до борьбы за интеграцию и права человека… Я чувствовал как будто мы рассказывали его собственную историю, а не только историю страны.

«Как басист, я знала, что должна в этой песне быть простой. Это не была песня, в которой я должна была привлекать внимание к партии или менять музыку. Все дело было в Рэе. Все, что мне нужно было сделать, это найти подходящее пространство и позволить ему сиять. Я сделал пару басовых заливок. Я думала тогда о них как о бэк-певцах, говорящих: «Аминь!» Это единственное украшение, которое было там нужно».

Рэй Чарльз - "In The Heat Of The Night" (1967)

«Какой замечательный, замечательный был проект!

Я работала с Куинси Джонсом над музыкой к фильму, играя фузз-бас во многих музыкальных репликах. Это было довольно круто. Немногие знали, что можно наложить фузз на бас; они думали, что это работает только с гитарой.

«Исполнить заглавную песню с Рэем Чарльзом было мечтой. С Рэем было так легко работать. Я думала, что он был настоящим человеком - "солью земли". Мы обменялись множеством шуток. Он был большим приколистом.

«Мы записали трек в студии Рэя. Я попросила включить его вокал в наушники, потому что именно под него я хотела играть. На некоторых записях хочется играть вместе с группой. С Рэем Чарльзом хотелось играть только под его пение. Его вокал был самым важным, и именно его нужно было поддерживать».

Глен Кэмпбелл - "Wichita Lineman" (1968)

«Джимми Уэбб, автор песен, играл в этом треке на фортепиано. Я всегда считала его большим талантом. Жаль, что ему пришлось так много страдать, чтобы творить, но такой иногда бывает жизнь и искусство. Не всегда жизнь справедлива.

«Передо мной не было никакой музыки, только какие-то смены аккордов. Я играла на основной ноте и пыталась дать мелодии раскрыться. Когда у вас есть отличная песня – а я сразу могу сказать, что Wichita Lineman была особенной – вы пытаетесь создать фон для слов. Вы не хотите мешать.

«Однако в какой-то момент Джимми Уэбб остановил меня и попросил сделать несколько вставок. Тогда было решено, что я должна начать песню. Итак, вот что вы слышите: я играю на басу небольшую энергичную партию, вступающую в номер.

«Глен пел до упаду. Он действительно проживал каждое слово и создавал настроение. Было невероятно видеть, как он развивался и добивался успеха. Действительно хороший человек».

Лу Ролз - "Natural Man" (1971)

«Лу был чертовски крут! С ни было так весело играть. Мы прекрасно провели время. Лу всегда хотел, чтобы я играла с ним вместе. Мы определенно сблизились. У нас тоже была долгая история, потому что он пел бэк-вокал на моих концертах с Сэмом Куком.

«Это просто классная мелодия, которая создавала действительно настоящее чувство. На барабанах был Эрл Палмер. У него был хороший ритм, и я слилась с ним так, как вы не поверите. Мне всегда нравилось играть с Эрлом, особенно над чем-то таким крутым.

«И все знают, что голос Лу невозможно превзойти. Он мог сделать любую песню своей. Какой особенный художник».

Барбра Стрейзанд – "The Way We Were" (1973)

«Сингл этой песни – это то, что стоит услышать. Существует так много разных версий этой песни, но этот сингл - самый лучший вариант. Во всех версиях одни и те же струны, но на сингле можно услышать солидные барабаны и басовую партию, которую я создала.

«Все это было записано вживую – струнные, группа и Барбра поют прямо с нами. Думаю, мы сделали 32 дубля, а это довольно много. Я пыталась поработать над вокалом Барбры, но продюсер Марвин Хэмлиш продолжал меня раздражать. — Придерживайтесь своей роли, Кэрол. Не импровизируйте», — сказал он мне.

«Мне стало очень скучно играть такую ​​простую роль, поэтому после 31 дубля я просто решила: «О, черт, я сделаю это». Я сыграла несколько очень интересных линий и вставок. Голос Барбры держал такую длинную ноту, что мои чувства были словно бы наэлектризованными. Она отдала все! И я отдала все! И все сложилось!»

Фрэнк и Нэнси Синатра - "Somethin' Stupid" (1967)

«Что-то тупое»? [смеется] (именно так и переводится, название этой песни. Прим. NM)

Ну, мы подумали, что название довольно глупое. [смеется]. Кто мог написать что-то и назвать это «Что-то тупое»? Но песня оказалась настоящей победительницей, и когда я услышала текст, название приобрело смысл.

«Это веселая песня, но это также и песня о любви. Когда Нэнси пела ее со своим отцом, боже, это было мощно. У них двоих была такая привязанность отца и дочери друг к другу. Это было действительно здорово увидеть.

«Однако это было забавно: Фрэнк был весь занят делом. Думаю, мы сделали всего пару дублей, и он уже ушёл за дверь. Он сделал то, что должен был сделать, ему понравилось то, что он услышал, и он не торчал без дела.

«У нас была действительно хорошая группа: Хэл Блейн на барабанах; Чак Бергхофер на электробасе – я играла на струнном басу; и Эл Кейси на гитаре, делают очень хорошие вещи. Замечательная запись».

Джо Кокер - "Feelin' Alright" (1969)

«Это было с Полом Хамфри на барабанах и Арти Батлером на клавишах. Арти начал рифф, а мы с Полом присоединились. У нас получился такой ритм. После все просто само покатилось.

«Джо Кокер пел с нами в студии, и это было здорово. По моему мнению, он один из немногих белых парней, которые действительно могут петь, как Рэй Чарльз, поэтому то, что он был здесь и отрабатывал все, что мы делали, было таким вдохновением.

«Мы отдали всю душу этой песне и сделали отличный дубль. Потом инженер сказал нам, что нужно сделать это еще раз – кто-то забыл смотать ленту! [смеется] О, боже мой! Ты шутишь, да?

«Ну, мы сделали это снова и получилось так же хорошо. Нет, у нас получилось действительно хорошо. Но знаете что? В версии, которая не была записана, было что-то такое, что никто никогда так и не услышит – это было просто что-то [вздыхает] Ох, ну что поделаешь...."

_________

-10

Ну вот. Хотел я в одной статье рассказать сразу про нескольких басисток. Но, как видите, статья и без этого получилась достаточно объёмной. Поэтому про остальных придётся рассказать как-нибудь в другой раз...

Рад был, если рассказал что-то для вас интересное.

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

(* - все фотографии из открытых источников)