Накануне
История создания ракеты «Ангара» насчитывает вот уже более 30 лет. 3 августа 1992 года решением НТС войсковой части 08340 (бывшее Главное управление космических средств Министерства обороны) было объявлено конкурсное проектирование космического ракетного комплекса тяжелого класса «Фаэтон».
Решение бывшего ГУКОС родилось в условиях полного хаоса в стране, после ликвидации Министерства общего машиностроения СССР, при полном бездействии Министерства промышленности РСФСР, в состав которого были переданы все оборонные министерства СССР.
Руководство суверенного Казахстана заявило о том, что запуски с космодрома Байконур тяжелой ракеты «Протон-К» с ядовитыми и токсичными компонентами топлива, а также запуски спутников военного назначения нежелательны. Многие крайне необходимые Министерству обороны России спутники запускать с северного космодрома Плесецк невозможно. Выводить военные спутники на геостационарные и высокоэллиптические орбиты можно было только с южного космодрома Байконур и только тяжелой ракетой «Протон».
Остатками токсичных и ядовитых компонентов топлива, коими являлись азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин, ракета «Протон» загрязняла не только земли Казахстана, куда падали первые ступени, но и земли российского Алтая, куда падали вторые ступени, хотя российская пресса упорно писала о том, что ракета «Протон» загрязняет только Казахстан. Министерству обороны России были совершенно необходимы новый южный космодром и новая тяжелая экологически чистая ракета.
Новая тяжелая ракета-носитель должна была заменить ракету «Протон-М», которая, как известно, была изначально задумана в качестве боевой ракеты, где главную роль играет долгохранимое высококипящее топливо на базе токсичных компонентов.
Новая ракета должна была использовать нетоксичные экологически чистые материалы, выводить на опорную орбиту высотой 200 км полезный груз массой 24 тонны. Предполагалось, что она будет создана кооперацией российских предприятий на базе российских технологий и материалов, будет стартовать с нового российского космодрома.
Экологическим компонентом топлива почему-то считается керосин. Замечу: керосин - это грязное топливо, продукты сгорания которого портят атмосферу нашей планеты. Экологически чистым топливом керосин никогда не был и не будет. Правительство Москвы, например, приняло и успешно выполняет программу полного перехода с бензиновых и дизельных автобусов на электробусы, так как мощные двигатели с топливом на основе керосина загрязняют атмосферу столицы. В новой ракете решено было применить двигатели на керосине. Но керосин - это тот же грязный компонент.
В конкурсе Министерства обороны России приняли участие три организации: РКК «Энергия» им. академика С.П.Королева, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В.П.Макеева».
РКК «Энергия» предложила ракету тяжелого класса ГК-2, состоящую из ракеты среднего класса ГК-1 и двух твердотопливных ускорителей. Также были предложены проекты тяжелых ракет ГК-6 и ГК-7.
КБ «Салют» Центра Хруничева предложило ракету тяжелого класса «Енисей-2Т» составленную из двух двухступенчатых ракет среднего класса «Енисей-2».
КБ им. Макеева предложило ракету тяжелого класса «Фаэтон-2Т», состоящую из ракеты-носителя среднего класса «Фаэтон» и блока из двух или четырех, или шести твердотопливных ускорителей.
В 1993 году проекты были рассмотрены Межведомственной экспертной комиссией, возглавляемой начальником головного института Военно-космических сил - 50 ЦНИИ МО - генералом В.А.Меншиковым.
В ходе рассмотрения проектов КБ «Салют» предложило дополнительно проект ракеты «Ангара» с экологически чистой кислородно-водородной второй ступенью, а РКК «Энергия» и КБ Макеева заявили о возможности совместного участия в разработке проекта тяжелой ракеты. 11 сентября 1993 года Министерство обороны РФ заключило госконтракт с Центром Хруничева на выполнение ОКР «Создание КРК тяжелого класса «Ангара».
Несмотря на решение Министерства обороны, комиссия сочла все проекты недостаточно проработанными и предложила представить доработанные проекты в 1994 году. После доработки РКК «Энергия» и КБ Макеева представили совместный проект тяжелой ракеты. При этом РКК «Энергия» должна была разработать первую ступень, а КБ Макеева – вторую ступень. Этот проект получил название «Энергия-3».
Центр Хруничева представил проект двухступенчатой ракеты «Ангара-2» не пакетной, а тандемной схемы с последовательным разделением ступеней. Первая ступень – кислородно-керосиновый двигатель РД-174. Вторая ступень – кислородно-водородный двигатель 11Д122. Каждая ступень представляла собой связку центрального и двух подвесных баков.
В качестве разгонного блока предложено использовать «Бриз-М» разработки КБ «Химмаш». «Бриз-М», как и двигатели «Протона», работал на ядовитом и токсичном топливе. Он мог вывести на геостационарную орбиту полезный груз массой не более 3,5 тонны, хотя Минобороны России требовало ракету, способную выводить спутники весом не менее 5 тонн. Применения блока «Бриз-М» рассматривалось как временное решение. В перспективе решено было поручить воронежскому КБХА разработку нового мощного кислородно-водородного разгонного блока.
Каждый проект имел свои преимущества и недостатки. Специально созданная Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ от 14 июля 1994 года приняла решение продолжить работы в Центре Хруничева над проектом КРК «Ангара». Это решение было подтверждено совместным решением Военно-космических сил и Российского космического агентства от 12 августа 1994 года о создании Центром Хруничева КРК «Ангара». Этим же решением создание второй ступени было поручено РКК «Энергия». Стартовые комплексы ракеты должны были создаваться только на российских космодромах Плесецк и Свободный.
Работа над ракетой «Ангара» развернулась в КБ «Салют» Центра Хруничева. Ведущими разработчиками комплекса стали первый заместитель генерального конструктора КБ «Салют» Владимир Константинович Карраск, начальник отделения КБ «Салют» Геннадий Дмитриевич Дермичев, сопровождал работу начальник отделения КБ «Салют», ученый секретарь НТС Юрий Александрович Цуриков.
С 1994 года по 2003 год генеральным конструктором КБ «Салют» и заместителем генерального директора Центра Хруничева был Анатолий Константинович Недайвода. В 2003 году его обвинили в краже огромного количества денег и золота и сняли с должности. С 2003 года по 2015 год начальником, а затем генеральным конструктором КБ «Салют» был Юрий Олегович Бахвалов.
В 1993-2001 годах Центр Хруничева возглавлял Анатолий Иванович Киселев. Его считают отцом ракеты «Ангара». С 2001 по 2005 год Центр Хруничева возглавлял Александр Алексеевич Медведев.
Первый Генеральный план-график
6 января 1995 года был издан Указ Президента России Б.Н.Ельцина № 14 «О создании ракетного комплекса «Ангара». Было отмечено, что создание комплекса «Ангара» является задачей особой государственно важности. 26 августа 1995 года было подписано соответствующее Постановление Правительства РФ № 829.
В соответствии с Указом Президента разработка конструкторской документации комплекса должна была завершиться в 2002 году. К этому же времени должны быть проведены наземные испытания ракеты-носителя и отработка двигателей первой и второй ступеней. В 2003 году должны быть завершены огневые стендовые испытания двигателей. В 2004 году должны быть изготовлены изделия для летно-конструкторских испытаний. В 2005 году должны были начаться летно-конструкторские испытания на космодроме Плесецк.
31 июля 1996 года ОКР по созданию первого варианта КРК «Ангара» были утверждены Министерством обороны и Российским космическим агентством. Утвержден первый Генеральный план-график. В соответствии с ОКР, этот первый проект «Ангары» должен был иметь тандемную схему и подвесные топливные баки.
В 1997 году Дермичев выдвинул идею создания семейства РН легкого, среднего и тяжелого класса на основе двух универсальных ракетных модулей УРМ-1 (первая ступень) и УРМ-2 (вторая ступень). 8 июля 1997 года НТС ГКНПЦ им. Хруничева под руководством Киселева одобрил разработку проекта новой ракеты «Ангара». На первом этапе до 2002 года предполагалось создать РН легкого класса «Ангара-1» с использованием однокамерного РД-191 (кислород-керосин), созданного на базе РД-170 от ракеты «Зенит».
На втором этапе до 2005 года предполагалось создать ракету тяжелого класса «Ангара» не тандемной с подвесными баками, а пакетной схемы. В качестве первой ступени предполагалось создать четыре модуля ракеты легкого класса. В качестве второй ступени – кислородно-водородный РД-0120. Двигатель РД-0120 в конце 1970-х – начале 1980-х был разработан в КБХА для второй ступени ракеты «Энергия». В 1998 – 2000 годах была проведена доработка технического проекта КРК «Ангара».
В связи с катастрофической нехваткой финансовых средств в 2001 году было принято решение о запуске в 2003 году упрощенного варианта легкой ракеты первого пуска «Ангара-1.1» с модернизированного стартового комплекса РН «Циклон» в Плесецке. С этого же комплекса должна быть обеспечена возможность запуска ракеты среднего класса «Ангара-А3».
До 1994 года на космодроме Плесецк велись работы по созданию технической и стартовой позиций ракеты «Зенит». Затем эти работы были прекращены. Стартовый комплекс законсервирован. На его базе решено было создать СК для ракеты «Ангара». Для удешевления проекта наметили строить универсальный стартовый комплекс КРК «Ангара» для пусков ракет тяжелого класса «Ангара-А5» и легкого класса «Ангара-1.2». Также для удешевления решили технический комплекс построить на базе монтажно-испытательного корпуса ракеты «Союз» на площадке 142.
Реально реконструкция стартового комплекса в Плесецке началась 2002 году. Для начала намеченных летных испытаний в 2005 году нужны были с первых дней огромные темпы и масштабы строительства. Потребовалось развернуть чрезвычайно затратные работы. Удешевления не получилось. Проблем с финансированием стало еще больше.
20 января 2002 года Указом Президента РФ был принята Государственная программа вооружения на период 2001 – 2010 гг. Определен порядок финансирования КРК «Ангара». В соответствии с программой, продолжилась разработка КД ракет легкого класса «Ангара-1» и «Ангара-1.1», ракеты среднего класса «Ангара-3», ракеты тяжелого класса «Ангара-5».
Второй Генеральный план-график
В 2003 году, в условиях недостаточного финансирования, был принят новый (второй) Генеральный план-график. В этом плане было записано решение о создании только одной новой ракеты – «Ангара-А5». В качестве разгонного блока решено было использовать «Бриз-М». В перспективе подтверждена необходимость разработки экологически чистого КВРБ.
Как я уже сказал, РБ «Бриз-М» работает на грязных компонентах – АТ + НДМГ. На земли Казахстана РБ не падает, но его наземная подготовка чрезвычайно опасна. При аварии блока компоненты топлива доставят много неприятностей. Компоненты топлива являются самовоспламеняющимися.
Новым планом было намечено проработать вопрос о создании стартового комплекса «Ангары» на Байконуре, в связи с возможностью привлечения средств Казахстана, а также в связи с тем, что на космодроме Свободный практически никаких работ не ведется. В то время совместный российско-казахстанский проект рассматривался как спасение.
9 января 2004 года В.В.Путин и Н.А.Назарбаев подписали Соглашение об эффективном использовании космодрома Байконур до 2050 года. Соглашением было предусмотрено создание КРК «Байтерек» для КРК тяжелого класса «Ангара-А5». В соответствии с Соглашением, Казахстан выделял России для строительства комплекса кредит в сумме 223 млн долларов США.
В 2007 году был утвержден Генеральный план-график создания комплекса «Байтерек». В 2008 году место строительства комплекса на Байконуре было перенесено с площадки 200 на площадку 250. В связи с этим, план-график был сорван.
В декабре 2010 года вступил в силу новый Генеральный план-график «Байтерека». В 2011 году Казахстан приостановил выплату денежных средств России, в связи с постоянными изменениями сроков и графиков по стартовому комплексу и по ракете «Ангара». Было принято решение переориентировать комплекс «Байтерек» на запуски ракет «Зенит». Но вскоре работы с украинскими ракетами «Зенит» стали невозможны. Совместный проект заглох.
Еще одним спасительным проектом выглядело российско-южнокорейское соглашение о создании легкой ракеты на базе «Ангары-1.2» для Сеула. В октябре 2004 года началась работа над международным контрактом стоимостью около 200 млн долларов на разработку ракеты космического назначения для вывода спутников массой до 100 кг. Контракт с российской стороны подписали Центр Хруничева, НПО»Энергомаш» и КБТМ, с южнокорейской стороны Институт аэрокосмических исследований KARI. Два года ушло на подготовку контракта. 17 октября 2006 года он был подписан в Сеуле. В июле 2007 года, после ратификации, договор вступил в силу.
Технический проект КБ «Салют» разработало в 2005 году. Ракете дали название KSLV-1. Первая ступень была на базе легкой ракеты «Ангара». Вторую ступень разработали южнокорейские специалисты.
25 августа 2009 года был осуществлен первый пуск ракеты с корейского космодрома Наро. Пуск не увенчался успехом. Ракета взлетела и набрала высоту, но одна из створок головного обтекателя не отделилась, космическая головная часть не вышла на орбиту и вскоре упала в Тихий океан.
Второй пуск 10 июня 2010 года тоже был неудачным. На высоте 70 километров произошла авария и ракета упала в Тихий океан. Началась подготовка к третьему пуску.
Тем временем, 12 декабря 2012 года, Северная Корея опередила считавшуюся более технически развитой Южную Корею с ракетой-носителем «Ынха-3» и без какой-либо поддержки второй страны успешно вывела на космическую орбиту первый спутник «Кванмесон-3».
Первый космический спутник с помощью России Южная Корея вывела на орбиту только 30 января 2013 года, проиграв гонку Северной Корее. Россия за корейские деньги приобрела опыт в отработке легкой ракеты «Ангара». Южная Корея больше не пользовалась услугами России. Ракета KSLV-1 получила название «Наро-1». На ее базе корейцы создали собственную ракету «Нури».
В 2004 году Президент В.В.Путин посетил Плесецк и осмотрел строительство стартового комплекса ракеты «Ангара». Был сделан вывод о том, что первый пуск ракеты «Ангара-А5» осуществить в 2005 году не удастся. Финансирование программы «Ангара» было значительно увеличено за счет выдачи Центру Хруничева огромных кредитов. Начался стремительный рост долгов Центра Хруничева.
В конце 2005 года, в связи с недостаточным финансированием, было принято решение воздержаться от первого пуска тяжелой ракеты «Ангара-А5» и подготовить к первому пуску ракету простейшего типа «Ангара-1.2ПП» (первый пуск) с пониженными энергетическими характеристиками, состоящую из ракетных блоков УРМ-1 (первая ступень) и УРМ-2 (вторая ступень). На этой ракете был установлен весовой макет космического аппарата.
В 2006 году были намечены новые сроки пусков ракет:
«Ангара-1.2ПП» – первый квартал 2011 года.
«Ангара-А5» - третий квартал 2011 года.
25 ноября 2005 года генеральным директором Центра Хруничева был назначен Владимир Евгеньевич Нестеров, главным конструктором «Ангары» - Геннадий Борисович Клейменов. Финансовое состояние Центра было плачевным. По всем финансовым показателями Центр Хруничева был полным банкротом. С 1993 по 2006 год на создание «Ангары» было выделено 4 процента запланированных средств.
В 2006 году Президент В.В.Путин вновь посетил космодром Плесецк и вновь дал указание увеличить финансирование и ускорить сроки строительства комплекса «Ангара».
Продолжение следует.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов