Ранее утро 1617 года, центральная площадь города Нюрнберг. В этот час на площади можно было наблюдать самую разнообразную публику. Публику, которая пришла за хлебом и зрелищем: их ждала казнь фальшивомонетчика. Под шум толпы Франц Шмидт готовился к одной из своих последних казней. Его стаж на тот момент насчитывал 44 года. В 1618-м он уйдет на пенсию, оставив после себя дневник, насчитывающий 394 приведенных в исполнение приговора.
Жутковатая работа, однако! У нас точно возникло много вопросов, стало интересно узнать немного больше про такую профессию и личность «знаменитого» палача. За основу повествования мы берем его дневник и ответим на вопросы: что заставляло людей заниматься этим? Была ли эта работа престижной? Сверхурочные, рабочее место, распорядок, как все это было? Итак, начнем все по порядку и сразу отметим, что история и дневник Франца Шмидта - не уникальное явление и мы были удивлены, узнав, что мемуары палачей в свое время были очень популярным чтивом, становились бестселлерами. Вот вам примеры: Франц Йозеф Вольмут из Зальцбурга, Иоганн Христиан Циппель из Штаде, Андреас Тинель из Олау.
Публичные казни в тот период были в порядке вещей и, конечно, преследовали свои цели. Вернее, будет сказать, что властители при помощи казней преследовали свои цели.
- Во-первых, это действо должно было шокировать публику и быть наглядным примером, что нарушение закона карается.
- Во-вторых, месть за жертв преступлений.
- В-третьих, пресечь кровную месть и порождение новой цепочки насилия.
- В-четвертых, укрепить божественную и продемонстрировать земную власть.
Все это складывалось в целое представление со строго отведенными ролями и последовательностью. В «театр ужаса» входило: приговор суда, процессия и кульминационная часть – акт казни. Успех такого театра в первую очередь зависел от самого палача, от того, насколько он подготовил «грешника» к искуплению, его спокойствия, сосредоточенности, профессионализма, в конце концов эффекта, произведенного на смотрящих.
Что должен был уметь палач?
Требования к палачу были серьезные. Начнем с того, что он должен был владеть различными методами пыток, так сказать эффективно разговорить преступника, получить признание (например пытка «испанские сапоги» или огнем). Точно знать и четко выполнять несколько методов казни: смерть от меча, повешение, утопление. Частично брать на себя роль «народного целителя». Поскольку обвиняемый должен был представать перед толпой в подобающем виде. Здоровым, без следов пыток. Кстати, Франц Шмидт как раз и будет на пенсии благополучно врачевать.
Работа была связана с инвентарём, который использовался для строительства эшафота и проведения казни. Также приходилось иметь дело с кандалами, верёвками и порохом.
Но на этом набор компетенций не заканчивался. Для работодателя были также важны: послушание, честность и благоразумие, конечно, отсутствие вредных привычек. Вступление в должность предполагало произношение клятвы верности «милостивому господину», епархии. Хранить в тайне итоги допросов, не покидать город, быть преданным и безупречным во всех делах.
Важно было также уметь вести себя на публике: держать себя в руках, не проявлять эмоций, не показывать жалости или сомнений. Необходимо было уметь привлекать внимание аудитории и понимать её настроение. Ведь любая ошибка могла стать последней.
Униформа?
Если вы представляете палача в черной мантии с большим капюшоном, прикрывающим лицо, то мы вас поздравляем, вы попали под стереотипное и навязанное романтиками XIX века представление о палаче. На самом деле от Генриха Шмидта или от его сына Франца Шмидта не требовали ношения особой одежды или униформы. В некоторых городах палачи могли носить яркие красные, жёлтые или зелёные плащи. То есть они одевались так же, как и другие жители города.
Была ли работа престижной?
Сразу скажем, что нет. Более того, Францу Шмидту пришлось пойти по стопам отца. Давайте об этом подробнее. Профессиональные палачи не были желанными членами общества, да, без них было никак, но и обществом они не принимались. Они не могли жить в любом районе города, как правило, они жили за городскими стенами. Их считали хладнокровными убийцами и ограничивали в правах.
Сам палач и его семья были лишены многих прав. Они не могли получить гражданство, занимать государственные должности, вступать в гильдию, быть опекунами или оформлять завещания. Более того, если казнь проходила неудачно и толпа требовала смерти самого палача, он не мог рассчитывать на защиту. В таких случаях палача могли убить.
Палачам также было запрещено посещать храм Божий, бани, таверны или общественные места. У них были только обязанности — нести смерть и ужас.
Как же так вышло, что Шмидт стал палачом? Мы уже говорили, что у него не было выбора. Эту историю рассказал нам сам Франц в своих дневниках. Согласно версии автора, отец Франца был уважаемым человеком в городе Хофе.
15 октября 1553 года произошло нечто ужасное — «позор отца». Альбрехт Алкивиад случайно выбрал Генриха Шмидта в качестве палача для оружейников, которых подозревали в покушении.
Франц напишет в своем дневнике: «Если бы [мой отец] не подчинился, [маркграф] заколол бы вместо преступников его, а также еще двух мужчин, стоявших рядом с ним».
Конечно, случайность выбора вызывает сомнения, поскольку историки указывают на одну недосказанность в этой истории. Оказывается, свёкор деда, возможно, случайно или намеренно (точно неизвестно), в гневе убил охотника на оленей. Дело даже не дошло до суда, но его признали «нечестивым» и отстранили от ремесла портного.
«Поскольку никто не хотел знаться с ним, от отчаяния и тоски он стал палачом»
Т.е. предполагают, что выбор Альбрехта пал на Генриха Шмидта неспроста. Так или иначе, но все члены семьи «оказались опорочены причастностью к позорному ремеслу».
В 19 лет Франц Шмидт казнил первого человека.
Сколько платили за такую работу?
Майстеру Францу предоставили жалование в размере 3-х флоринов в неделю, плюс «Дом палача». Исследователь Джоэл Харрингтон, приводил примеры, помогающие сориентироваться в расценках на рынке труда того периода. Итак, слуги зарабатывали от 10 до 15 гульденов (это и есть флоринов) в год. Учитель получал 60 флоринов, юрист мог зарабатывать от 300 до 400. Годовая аренда жилья в трущобах составляла 6 флоринов в год. Т.е. наш палач зарабатывал около 140 флоринов в год!
Как можно было устроиться на работу?
Палачей вызывали представители закона, прямо-таки приглашали на временную работу по рекомендации. Например, Франц с 19 до 24 лет подрабатывал приглашенным палачом, набираясь опыта, рекомендаций, делая себе репутацию.
Был ли распорядок дня или как происходил процесс?
Итак, рабочий процесс начинался с размещения подозреваемого в подземельное помещение размером примерно 2 на 4 кв.м. Палач приступал к первому этапу: признание без пыток или же с ними, это уже на усмотрение подозреваемого. Особо строптивые проводили под пытками и не один день, ровно до тех пор, пока не признавались в обвинениях. После этого их переводили в более просторное помещение, где оказывали первую необходимую помощь. Здесь требовались знания врачевателя, чтобы помочь людям.
В ожидании судного дня к ним допускались члены семьи, им могли предоставить чернила и бумагу, или спокойно дать почитать напоследок. Заниматься тем, что давало утешение. Заключительным актом был «обед палача». Это была последняя трапеза в специальной камере с окнами и всем необходимым. Обвиняемый мог запросить все, что хотел, включая спиртное.
После наступала публичная часть казни, предварительные приготовления на этом заканчивались. В камеру прибывал палач, беседовал с обвиняемым, оценивал готов ли тот предстать перед судом.
В назначенный час преступник представал перед «кровавым судом», где представители закона оглашали приговор и метод казни. Например:
«Пошедшему против законов Священной Римской империи мои господа постановили и вынесли вердикт, что он должен быть приговорен от жизни к смерти [веревкой / мечом / огнем / водой / колесом]».
Следующим актом было шествие к месту казни, под сопровождение толпы. Как правило, жители города прекрасно были осведомлены, когда, во сколько и где проходила очередная казнь. Власти города оповещали население о предстоящем действе.
Перед казнью осуждённому давали возможность произнести последнее слово. А в обязанности палача входило сдерживать толпу, чтобы избежать самосуда и не затягивать процесс.
Казнь.
Пенсия палача
Официально Франц Шмидт вышел на пенсию в 1618 году. После выхода на пенсию и до самой своей смерти он занимался врачеванием. Определенно за 45 лет работы палачом он преуспел в лечении ран, переломов, побывал хирургом, изготовителем лечебных мазей. Перед казнью он заботился о физическом состоянии обвиняемого. Отмечается, что количество его посетителей доходило в среднем до 300 в год. Также отмечается, что он мог себе накопить на старость, продавая тела казненных для проведения опытов. Ведь это было разрешено папой Сикстом IV еще в 1482 году.
Еще его личность была примечательна тем, что он первый восстановил свои права и честь семьи. Он подал прошение в 1624 году Фердинанду II.
В своих дневниках он не дает оценки своим действиям, в большинстве его записи – это перечисление событий. Истории помогают составить представление, на наш взгляд, жуткой и неблагодарной профессии. Работы, от которой отказывались все, но которая была так необходима в Средневековье.