С бабушкой борисова м. и в городе наслаждалась природой. Родители предпочитали извлечь из выходных максимум пользы. Самой же юной Рите хотелось экстрима. Для этого существовали другие родственники.
Опытное поле: Три пользы
Рядом с нашим Свиблово, через речку, располагается Отрадное. Сейчас там все застроено, огромные высотные дома. А в 1970-х там было опытное поле учхоза Тимирязевской сельхозакадемии.
В 1930-е годы... хозяйство «Отрадное» располагало 300 га полевой земли, 200 га плодового сада и 40 га ягодников. Территория учхоза была ограничена с запада современной улицей Хачатуряна, с севера – улицей Декабристов и, соответственно, Бескудниковской железнодорожной веткой, с востока – промышленной зоной ВДНХ, с юга – рекой Лихоборкой, и практически примыкала к Ботаническому саду. Южнее Отрадной улицы размещались учебные поля и теплицы Тимирязевской академии, отчего эта часть и была прозвана «Опытным полем».. (Монография "Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв").
На этом поле выращивали новые сорта разных садовых культур. Когда все поспевало, местных жителей приглашали помогать собирать урожай. И в выходной день моих родителей и бабушки мы шли «помогать».
Не помню, какие были нормы, но большую часть ягод мы отдавали, а часть из них отдавали нам. Измерялось это ящиками. И вот утром мы отправляемся на опытное поле.
Меня брали всегда, просто не с кем было оставить дома. Но родители в этом видели массу пользы. Целых три! Во-первых, целый день на свежем воздухе. Во-вторых, ягоды - это витамины, может быть, поем. (Это я то? Ну, две ягоды съем разве что). И самая невероятная польза - помогу! Мне, на минуточку, лет пять.
Приходим, все надеваем белые халаты. (Потому что моя мама работала в химической лаборатории в научном институте). Выглядим просто как команда химиков на грядках. Даже мне за неимением халата надевают старую белую папину рубашку. Это - защита от солнца.
Родители и бабушка начинают собирать урожай. Я не могу. Это очень скучно. Ложусь под смородиновый куст, мечтаю, смотрю на облака. И засыпаю. Просыпаюсь - рабочий день окончен. Урожай собран и поделен, сейчас пойдем домой. Правда, польза у меня получилась только одна - выспалась на свежем воздухе.
Счастье с высунутым языком
Думаете, я такая была - только дай поспать? Ничего подобного! Когда я была маленькой, то обожала ходить на аттракционы. Мне нравились почти все, но особенно «машинки», то есть "автодром". На этот аттракцион всегда стояла огромная очередь. Мне ужасно хотелось покататься. Я начинала клянчить у бабушки:
- Пожалуйста, ну, пожалуйста!
Она говорила:
- Ни в коем случае! Ты что? Только с родителями на эти гонки! - И ни разу не покупала мне билет на автодром. С родителями то же самое:
- Пожалуйста, ну, пожалуйста!
- Ни-ни! Ты что, хочешь откусить себе язык?
- А при чем тут язык? Я что, буду ездить с высунутым языком?
- Нет, и все !
Ну и ладно. У меня имелся мой любимый дядя Слава, папин младший брат. С ним можно все - и колесо обозрения, и «сюрприз», и цепочные карусели. Мы садились в кресла друг за другом, карусель набирала обороты - ух! Если быстро-быстро перебирать ногами в воздухе, можно приблизиться к следующему креслу и схватить его за спинку. Дядя Слава и его друг Ленька так и делали. Они сначала сближали свои кресла, а потом хватали мое. И мы летали в сцепке. Я знала, что так будет, но каждый раз орала как резанная от счастливого ужаса. Выскакивал смотритель из будки и грозил нам пальцем. Мы расцеплялись. Но через какое-то время все повторяли.
На автодроме мы сначала ездили на машинке вдвоем, он давал мне крутить руль и помогал выруливать в автомобильной «каше». Потом я сама стала кататься, и это был наш секрет. Теперь я к родителям и бабушке даже не обращалась с такой просьбой. Подумаешь, машинки!
Я выросла, у меня появились дети и тоже стали просить покататься на машинках. И я подумала: а ведь при столкновении действительно можно прикусить язык. Ведь, когда дети стараются, они высовывают кончик языка. Но я мать мать добрая: хочешь - катайся!
Здесь еще про дядю Славу и не только: