Сначала я что называется "прокололся" сам. Открываю справочник 1946 года, ухожу в алфавитном указателе на "Вол..." и глазам своим не верю. Нет там Волгограда. Справедливости ради замечу, что в ступоре я был лишь секунд 20, а потом вспомнил, что искать-то нужно Сталинград. Он же еще явно в 1946 году переименован не был.
А вот составители всех справочников за более поздние годы "прокалывались" уже по-настоящему. Как вы думаете, Волгоград по алфавиту должен идти до Вологды или после? Ответ на скане:
Уже в который раз замечаем, что как-то там тяжко у редакторов было с алфавитом. Но еще раз подчеркну, что это не умаляет их заслуг - сделать без компьютера такие издания - это дорогого стоит.
Еще более экзотичная ошибка была в справочнике 1969 года. Там Волгоград мало того, что был после Вологды, так он еще собой и Воркуту "разбил" на две части:
Итак, сегодня у нас будет Волгоград. Начнем с 1946 года. Какие поезда с начальной и конечной станцией Сталинград мы могли увидеть в сетке:
- Сталинград - Москва № 67/68. Шел он через Рязань, Ряжск, Мичуринск, Грязи, Борисоглебск, Поворино, Филоново, Себряково, Иловлю, Качалино (это если от Москвы, конечно). Из Сталинграда отправлялся в 18:00 и через день в 10:35 был в Москве. Время в пути 40 часов 35 минут. Протяженность маршрута справочник дает 1073 км. Средняя скорость 26,4 км/ч
- Сталинград - Поворино № 83/84. Это такая немного укороченная версия московского маршрута.
- Сталинград - Саратов № 71/72. Из Саратова он отправлялся в 22:00. И в 20:05 на следующий день прибывал в Сталинград. Время в пути 22 часа 05 минут. И это на 432 км. Средняя скорость 19,5 км/ч.
- Сталинград - Новороссийск № 73/74. Следовал он по следующему маршруту - Сальск - Тихорецкая - Кавказская - Краснодар - Тоннельная - Новороссийск. остановок было ну просто какое-то дикое количество. По справочнику я насчитал 82 штуки, но есть подозрение, что это еще не все. Из Сталинграда поезд отправлялся в 12:25, а в 4:51 через день прибывал в Новороссийск. Итого время в пути 40 часов 26 минут.
Вот так выглядел Сталинградский вокзал после битвы 1942-1943 гг.
Переносимся на 23 года вперед в 1969 год. Что мы имеем:
- Волгоград - Воронеж № 123/124. Уходил он в ночь. Время в пути 16 часов 47 минут;
- Волгоград - Киев № 73/74. Уходил он также в ночь, а вот в пути был в два раза дольше! 32 часа 31 минуту. Шел через Морозовскую, Харьков и Ворожбу;
- Волгоград - Москва № 1/2, 101/102, 161/162. Шли через Поворино и Жердевку. Время в пути варьировалось от 17 часов 50 минут до 25 часов 05 минут;
- Волгоград - Казань №93/94. Ну этот был вот прямо совсем не быстрый. Если до Москвы поезда максимум доезжали за 25 часов с небольшим, то до Казани - аж 29 часов 07 минут. Маршрут был через Саратов, Сызрань, Ульяновск. Хотя расстояние вполне сопоставимо с московским;
- Волгоград - Краснодар № 281/282. Шел через Тихорецкую. Время в пути 18 часов 28 минут.
Кроме того, справочник содержит информацию как минимум о пяти вагонах беспересадочного сообщения из Волгограда. Они уходили на: Палласовку, Новороссийск, Камышин, Красный Кут и Урюпино.
Вот фото 60-х гг. ХХ века:
Перемещаемся в пик развития пассажирского железнодорожного сообщения в стране. В большинстве случаев именно там отмечается самая широкая география направлений:
- Волгоград - Воронеж № 223/224. Поезд сохранился, вот только его замедлили еще на пару часов - время в пути 18:27;
- Волгоград - Казань № 193/194. Здесь сохранился и маршрут и время в пути - 29 часов 22 минуты;
- Волгоград - Киев № 173/174. А вот этот поезд, шедший через Лихую, Кр. Лиман и Харьков, ускорили. Теперь он в пути 29 часов 01 минуту;
- Волгоград - Ленинград № 79/80. А вот этого поезда раньше не было. Время в пути у него 37 часов 03 минуты. шел через Поворино и Липецк;
- Волгоград - Москва. Теперь это даже не три, а пять поездов. Не все ежедневные. Время в пути от 20,5 до 28,5 часов. То есть замедлили их;
- Волгоград - Ростов-Главный. Шел он через Сальск. Время в пути 17 часов 22 минуты.
Кстати, если в 1970 году в Волгограде проживало около 820 тыс. чел., то в 1987 году - почти миллион. Этот город вообще будет славится тем, что несколько раз в своей истории он переваливал за отметку миллион жителей, а затем снова откатывался назад.
Вообще, если смотреть на фото вокзала в разные годы, то легко можно отследить и эволюцию городского общественного транспорта.
И уж совсем экзотичными были направления для вагонов беспересадочного сообщения: Жданов, Урюпино, Новороссийск, Телави.
А вот дальше интересно. В кризисные 90-е годы сеть направлений продолжала расширяться. Как будто по инерции еще. Вот, например, направления для 1995 года:
- Волгоград - Балашов № 619/620. Время в пути 14 часов 45 минут. шел через Петров Вал;
- Волгоград - Воронеж № 223/224. Время в пути 18 часов 25 минут (осталось на том же уровне), что в 1987-м;
- Волгоград - Казань № 193/194. Казалось бы куда уж медленнее, но они сделали это. Теперь время в пути аж 30 часов 43 минуты;
- Волгоград - Краснодар № 681/682. Снова вот появляется южное сообщение. Время в пути до Краснодара 20 часов 10 минут;
- Волгоград - Москва. Здесь пять поездов сохраняется. Но часть идет через Павелец, а часть через Ряжск. Причем и здесь поезда стали ходить медленнее - 22 - 30 часов.;
- Волгоград -Новосибирск № 81/82. Вот главная новация 1995 года. Время в пути 60 часов 02 минуты. Но тут и маршрут протяженный;
- Волгоград - Ростов-Главный № 615/616. Время в пути до Ростова тоже выросло на час. Теперь это 18 часов 20 минут;
- Волгоград - Санкт-Петербург № 79/80. Время в пути осталось практически неизменным - 37 часов 12 минут. Шел он через Липецк, Елец, Ефремов, а оттуда уходил на Бологое;
- Волгоград - Харьков № 173/174. Время в пути через Кр. Лиман 25 часов 05 минут.
А вот вагон беспересадочного сообщения был один - Волгоград - Цимлянская.
Еще больше география расширилась в 2004 году. Ну уже вот прямо становится интересно:
- Волгоград - Адлер № 475/476. Время в пути до курорта 20 часов 20 минут;
- Волгоград - Астрахань № 605/606. вообще даже удивительно, как это нам этот поезд раньше не встретился. Хотя может он и был в 70-80-е гг., но просто, как это часто встречается в справочнике под ред. Таулина, искать его нужно было на страницах с Волгоградом, а не в сводной таблице. Проверим?
Вот, пожалуйста, пропажа обнаружилась:
Причем, там даже не один, а пара поездов 600-й нумерации на Астрахань, а еще и поезд на Ершов.
- Волгоград - Балашов № 619/620. Время в пути 11 часов 21 минуту. Прилично еще и ускорили его;
- Волгоград -Брест № 67/68. Ну вот это однозначная новинка по сравнению с другими отслеживаемыми периодами. Время в пути 57 часов 32 минуты;
- Волгоград - Воронеж № 303/304. И он тоже стал быстрее - 15 часов 50 минут;
- Волгоград - Москва - три поезда на Павелецкий вокзал. В пути от 19 до 33,5 часов;
- Волгоград - Нижневартовск № 393/394. Вот и еще одна новинка. Аж 72 часа в пути до края нефтяников;
- Волгоград - Пермь № 479/480. Время в пути 45 часов 41 минуту;
- Волгоград - Санкт-Петербург № 79/80. Поезду дали имя - "Слава". В пути он был 36 часов 24 минуты.
- Волгоград - Саратов № 801/802 - экспресс, который домчит вас за 6 часов;
- Волгоград - Улан-Удэ № 45/46. Время в пути немного не дотянуло до 100 часов - 98 часов 53 минуты.
Вагоны беспересадочного сообщения могли вас доставить до Витебска, Воронежа, Горького, Могилева, Озинки, Пензы.
Ну а мы давайте полюбуемся вокзалом с другой стороны:
Что же мы имеем в наши дни?! Смотрим:
- Волгоград - Астрахань № 293/294 и № 219/220. Время в пути около 7 часов;
- Волгоград - Воронеж № 207/208. Вот я понять не могу - ну в чем прикол изменять номера. Ну ладно, когда это радикально - из седьмой сотни в первую. Но когда вот так... В пути около 14,5 часов;
- Волгоград - Грозный № 301/302. Впервые он нам встретился в рассматриваемых периодах.Время в пути 25 часов;
- Волгоград - Имеретинский курорт № 465/466. Фактически это поезд в Адлер. Время в пути 27 часов, но назначается он очень редко.
- Волгоград - Нижневартовск № 107/108. В пути теперь всего 62 часа;
- Волгоград - Ростов-на-Дону. Теперь время в пути даже меньше 13 часов - 12 часов 59 минут.
- Волгоград - Санкт-Петербург № 89/90. Время в пути около 34 часов;
- Волгоград - Симферополь №585/586. Этот у нас тоже в первый раз попадается. Время в пути около 26 часов;
Более того, именно из Волгограда запускаются международные составы в Худжанд, Куляб, Душанбе, Ташкент. Время в пути до Ташкента 57 часов.
Остался и фирменный поезд "Волгоград". Время в пути 17,5 часов. Следует на Павелецкий вокзал столицы.
Есть там и еще несколько поездов до Москвы.
В общем, можно констатировать, что пока из всех рассмотренных городов, Волгоград один из самых развивающихся в части направлений движения поездов.
Спасибо, что читаете. До встречи!