8,5K подписчиков

«Живьём брать демонов!» Что не так в этой фразе?

3K прочитали

Когда в царской палате, где царь Иван Грозный диктовал дьяку Феофану письмо к преподобному игумену Козьме, внезапно возникли управдом Бунша и вор Жорж Милославский, и дьяк, и царь мгновенно оценили ситуацию и поняли — к ним явились демоны! Обратите внимание — появились какие-то люди, без доспехов и отнюдь не богатырского телосложения, да к тому же безоружные. У царя при себе были кинжал и посох, так что будь пришельцы обычными людьми, не было бы никаких поводов для паники. Но царь испугался и побежал, не разбирая дороги, отчего и очутился в будущем. Точно также поступил дьяк Феофан, причём он ведь при этом бросил своего царя, то есть совершил преступление, дезертировав со своего поста. Видать, демоны для него были страшнее, чем царский гнев.

Феофан, к его чести, вернулся, да не один, а приведя с собой стражу.
Феофан, к его чести, вернулся, да не один, а приведя с собой стражу.

Эту паническую реакцию можно было бы списать на обычные средневековые суеверия, если бы не одна фраза, которую кричит своим подчинённым глава дворцовой стражи: «Живьём брать демонов!» В рамках обычных представлений о демонологии той эпохи её объяснить невозможно. Прежде всего, демоны существа нематериальные, как и ангелы. Им заведомо невозможно причинить вред обычным оружием. Тем не менее, стража пускает в «демонов» стрелы и гоняется за ними с саблями и бердышами. Кроме того, демонов невозможно «взять», то есть поймать и пленить, из-за их нематериальности. Всё, что с ними можно сделать, по церковным канонам — изгнать. Для чего следует применить святую воду и священные реликвии. Однако почему-то против демонов не зовут попов с монахами из ближайшей церкви (а она должна была быть прямо в царском дворце), но посылают вооружённую стражу. С чего бы?

Дворцовая стража в фильме.
Дворцовая стража в фильме.

Непонятно также, зачем демонов брать обязательно живьём. Мало того, что их невозможно убить (демоны, они же падшие ангелы, по христианским представлениям бессмертны до Страшного Суда). Так ведь и поймать демона, если он сам того не захочет, тоже невозможно, ведь демон нематериален и может покинуть не только некое помещение, но и земной мир, когда только пожелает. А схватившего его человека он запросто может утащить с собой в ад, подобных историй в Средневековье рассказывалось множество. Как же в таком случае понимать приказ начальника дворцовой стражи?

Жорж Милославский перекрестился и сделал вид, что прыгает.
Жорж Милославский перекрестился и сделал вид, что прыгает.

Стражники, гонявшиеся по дворцовым помещениям за Буншей и Милославским, их ничуть не боялись. Что невозможно представить, если бы те в самом деле были демонами в христианском смысле. Но они ими не были, в чём стражники убедились во время эпизода на крыше, когда Милославский сделал вид, что спрыгнет вниз. Перед этим он перекрестился, что для демона немыслимо, ведь крёстное знамение изгоняет нечистую силу. То есть пришельцы, в глазах стражников, являются «демонами» в каком-то другом, не православном значении. Они, хоть и выглядят странно, но по сути своей обычные люди, которых можно убить, а можно и в плен взять.

Стрельцы без бород, а кое-кто даже без усов.
Стрельцы без бород, а кое-кто даже без усов.

Тот мир, в котором оказались пришельцы из будущего, в их представлении является историческим прошлым, XVI веком. Однако это не так. Стрельцы бритые, что для русских воинов того периода нонсенс, мужчине положено носить бороду. Письмо, которое диктует царь в начале фильма, вполне реальное, оно писалось в сентябре 1573 года. А вот Марфа Васильевна в нашей истории была царицей всего две недели, с 28 октября 1571 года и до своей смерти 13 ноября 1571 года. Получается, что Шурик открыл портал не в прошлое, а в некий иной мир, слегка похожий на настоящий XVI век. Но если открыть туда портал смог один человек, причём используя для этого самодельный агрегат, умещающийся на столе, то почему то же самое не могли сделать и другие люди, живущие в других странах, в другое время, а может и в других, то есть параллельных, мирах?

Попаданец пугает местных выражением лица.
Попаданец пугает местных выражением лица.

Возможно, реальность Ивана Васильевича по каким-то причинам наиболее доступна для посещений подобными пришельцами из других миров. У местных уже есть практический опыт столкновения с такими пришельцами, из которого они знают, что пришельцы смертны и вполне материальны. По каким-то причинам хроноаборигены этих самых пришельцев ненавидят до такой степени, что называют «демонами», и при любом удобном случае норовят взять в плен. Не только ненавидят, но и боятся — не зря же гоняются целыми отрядами за двумя безоружными. Да и реакция царя с его дьяком вполне показательна. За что же их ненавидят? Про это я уже писал статью, желающие могут её прочитать здесь.