«Демоны имеют себе помощников в самих людях, которым они строят козни, так что если бы последние не содействовали им, то большая часть их козней не имела бы никакого успеха».
(с) святитель Иоанн Златоуст
Когда в кинокомедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» изобретателю машины времени Шурику наконец-то удаётся открыть портал в прошлое, то хроноабориген дьяк Феофан, увидев гостей из будущего, немедленно начинает вопить: «Демоны!» Зритель, что советский, что нынешний, в этот момент весело смеётся. Он-то знает, что хотя управдома Буншу и вора Милославского праведниками не назвать, но всё же они простые советские граждане, а никакие не демоны. То бишь не сверхъестественные существа, всегда и во всём вредящие людям и толкающие их на дурные помыслы и дела. Но что если Феофан ближе к истине, чем зритель?
Что успела натворить парочка попаданцев из СССР в прошлом? Перечислим их действия:
- Отправили армию из столицы на Изюмский шлях. Без всякой подготовки и разведки, оставив саму Москву беззащитной.
- Едва не подарили Кемскую волость шведам. Даже вор Милославский осознал, что это уже слишком, и отыграл назад. Но царское слово, в присутствии послов, было произнесено и назад Бунша, игравший роль царя, его не взял. Шведскому посольству всего лишь пообещали решить этот вопрос позже. Каково будет настоящему царю после этого вести переговоры с воинственными северными соседями?
- Украли у посла рыцарский медальон, то есть испортили отношения с шведским посольством и создали у послов Швеции представление о царском дворе Ивана Грозного как о гнездилище жуликов и воров.
Даже если бы некий самозванец, занявший место законного правителя, сознательно хотел бы максимально навредить России, вряд ли за считанные часы ему удалось бы сделать больше. Разумеется, у этих попаданцев и в мыслях не было устраивать пакости своей родной стране в прошлом, они всего лишь хотели выжить в сложившихся обстоятельствах и натворили то, что натворили по глупости и незнанию исторических реалий. Однако результат получился такой, что его и демон бы не постыдился.
Ещё одна характерная деталь демонического вмешательства. Демоны, согласно средневековым свидетельствам, соблазняют девиц и особенно замужних дам, а также сеют раздоры в семьях. Бунша в облике царя подкатывал к царице Марфе Васильевне. Соблазнить он её не успел, но в том не его вина, просто их с Милославским разоблачили и пришлось спасаться бегством. Но отравленную иголку в царскую чету он всё же воткнул — теперь царица всякий раз встречаясь со своим мужем будет сравнивать его с таким любезным и ласковым иным Иваном Васильевичем. Учитывая характер подлинного царя и его постоянную загруженность государственными делами, сравнение заведомо будет не в пользу Ивана Грозного, то есть разлад царской семье попаданец Бунша обеспечил.
Демоны, приняв обличье красавиц, соблазняли и мужчин, в особенности облеченных властью или имеющих влияние. И что же произошло в будущем с царём? Слегка адаптировавшись в новой для себя реальности и встретив жену «боярина Шурика», он оказался очарован ею, осыпал комплиментами и что-то шептал на ушко на глазах несчастного Якина. Притом зная, что она является законной супругой Шурика, который как раз в этот момент делал всё, чтобы спасти Ивана Васильевича, вернув его в родное время. Но это бы ещё полбеды, всё-таки похоть — далеко не самая большая слабость всесильного царя.
Самым явным и сильным грехом, которому подвержен царь, является гнев. И в будущем, за очень короткий срок он успевает разгневаться на:
- режиссёра Якина, которого он чуть не убил кинжалом
- супругу Бунши, которую он назвал ведьмой
- стоматолога Шпака, которого он оскорбил как словесно, так и действием, бросив ему в лицо изорванную «челобитную»
Всё выглядит так, как будто демоны, зная основную слабость царского характера, постоянно провоцируют его на членовредительство, а то и убийство. Причём сразу после появления царя в Москве будущего Шурик немедленно напоил его водкой. Как будто специально, чтобы окончательно снять у Ивана Васильевича все морально-нравственные тормоза. В общем, у царя получилась не экскурсия в светлое будущее, а сплошной бесовской соблазн. А уж как он разгневается на своих подданных (в первую очередь, конечно, на дьяка Феофана) когда вернётся в свои царские палаты и узнает, что там натворили Бунша с Милославским…
Так что же, в Шурика, его жену Зиночку, Милославского и Буншу вселились демоны, чтобы допечь несчастного Ивана Грозного? Разумеется нет. Если некий демон и устроил всё это безобразие (не зря же чёрный кот в финале произносит человеческим голосом слово «Чао!»… кстати, грань между прошлым и будущим была нарушена в тот момент, когда этот же кот сбежал из квартиры Шурика в помещения царского дворца), то он ни в кого не вселялся, а всего лишь использовал самые обычные (и, конечно, не самые лучшие) черты характера простых советских граждан в своих злокозненных целях.
В связи со всем вышеизложенным невольно возникает вопрос. Тема попаданчества, в особенности в прошлое, в наше время весьма популярна. Причём обычно попаданцы никак к своей миссии не готовятся, о реальном историческом прошлом и возможных последствиях своих действий в нём не задумываются, а поступают в этом самом прошлом как им в голову взбредёт, то есть именно так, как действовали попаданцы в фильме Гайдая. Так кто же сделал эту тему модной, с какой целью и что за замысел скрывается за попаданческой литературой? Фильм Гайдая был снят по пьесе М.А. Булгакова. В другом, намного более известном произведении, Булгаков вывел образ писателя, который послушно пишет книгу на тему, подсунутую ему Отцом Лжи, с соответствующими последствиями как для самого писателя, так и для всех окружающих. Так может и в «Иване Васильевиче…» на самом деле скрыто некое предупреждение?