Так получилось в один из прошлых дней, что под моими статьями вдруг появилось много комментариев людей, историю войны особо не знающих, но зато слепо верящих в светлое будущее нашего ушедшего прошлого.
При этом, несмотря на бредовость большинства заявлений (ну если уровень знаний ограничим детскими книжками советского периода, то что ещё ждать?), некоторые моменты были весьма интересны и показательны.
В частности, почти одновременно появилось два очень схожих комментария. Суть обоих была в том, чтобы показать, насколько лучше воевала Красная Армия в сравнении Вермахтом.
В качестве примеров, в первом случае было указано, что немцы не могли взять Севастополь аж 250 дней, тогда как Красная Армия освободила Крым за неделю.
Во втором примере говорилось, как героически много месяцев наши войска держали оборону под Новороссийском, не давая немцам продвинуться, зато сам Новороссийск Красная Армия освободила за неделю.
К этому как раз хорошо легло то, что мне несколько недель назад (и не в первый раз), в качестве примера возросшего мастерства РККА приводили операцию «Багратион», когда всю Белоруссию освободили за два месяца.
Все эти случаи очень показательны, ибо являются примером лишь одного — как хитрым подбором фактиков можно доказать, что угодно. Чем советские историки и занимались очень активно, сопоставляя фиолетовое с горячим, и измеряя толщину в градусах Цельсия.
Я сам с удовольствием готов признать, что Красная Армия — молодцы, а Вермахт — очень плохие, но какое это имеет отношение к вопросам военно-историческим? Если уж мы говорим о военной истории, то и говорить надо с подходом научным.
Давайте попробуем сначала на таком вот примере посмотреть.
Идёт осада крепости средневековой. Наши доблестные пушкари получили приказ пробить стену. Подтащили огромную проломную пищаль, которая стреляла огромным ядрами раза три-четыре в день. Первый день стреляют, пробить стену не могут. Второй день стреляют, тоже без результата. Третий, четвёртый, пятый — стена стоит. Вот на восьмой день снова начинают стрельбу, снова в тоже место. Первый выстрел — стена стоит. Второй… стена не выдерживает и рушится, оставляя огромный пролом, куда сразу устремляются стрельцы.
Вопрос — сколько дней понадобилось пушкарям, чтобы пробить стену? По советской логике приведённых выше примеров с Крымом, Новороссийском, Белоруссией, получается, что стреляли один день и со второго выстрела пробили стену. Для тех, кто далёк от любой науки поясняю, что стена сия восемь дней накапливала разрушения и, наконец, не выдержала.
Если мы хотим понять что-то важное, например, какой ценой освободили Крым, сколько для этого пришлось приложить усилий, то и подходить надо так, чтобы все эти показатели учесть. И действовать именно так, как на примере с пищалью.
То есть начинать с первого выстрела по стене. В нашем первом примере такой крепостью является Крым. И чтобы оценить усилия РККА, надо начинать с того дня, когда наши войска начали операцию, целью которой ставилось освобождение Крыма. Не важно, удалась эта операция сразу или нет, важно, что были сделаны первые выстрелы, ослабляющие оборону противника. Потом нанесённые поражения противнику накапливались, до тех пор, пока не достигли критического уровня.
Ну а когда наши войска начали освобождать Крым?
Для тех, кто не знает ответа, поясняю, что освобождение Крыма началось в ходе Мелитопольской и Керченско-Эльтигенской операций. В ходе первой советские войска в ноябре 1943 года прорвались через Перекоп, а в ходе второй — тоже в ноябре, был захвачен плацдарм на Керченском полуострове. Крым же был полностью освобождён 12 мая 1944 года.
Если кто-то считает, что советских солдат и офицеров, которые погибли с ноября 1943 года в боях за освобождение Крыма, учитывать не стоит, то, это, конечно, его право, но… Понятно, что для громких лозунгов лучше считать, что Крым освободили за неделю. Но правильнее учесть все силы с обеих сторон, задействованные в боях, и все потери, понесённые за весь период. Тогда можно какие-то и выводы делать.
Теперь про Новороссийск или и так понятно?
Про историю боёв за Новороссийск каждый советский человек слышал, ибо книга «Малая земля» была к прочтению обязательна. И первой операцией, целью которой ставилось освобождение Новороссийска, был десант, которым так гордился товарищ Брежнев (и к которому он вообще не имел отношения).
Десант был провальным, и, хотя удалось случайно зацепиться за клочок земли, который назвали «Малой землёй», никакой роли этот плацдарм не сыграл. Можно, конечно, говорить, что сковывались какие-то силы противника, но объективно этот плацдарм больше проблем доставлял нашему командованию, чем немецкому. А когда началось освобождение Новороссийска в сентябре, то никакой роли плацдарм не сыграл. И десант снова пришлось высаживать в другом месте.
Но, конечно, самый показательный пример — это освобождение Белоруссии. Да, операция «Багратион» — это огромный успех нашей армии. Разгромили группу армий «Центр» просто замечательно. Только мы опять как-то странно считаем.
Давайте вернёмся к примеру с крепостью. Тем более, что речь пойдёт о другой крепости, под названием Восточный вал. Его как-то всё больше с немецкой обороной по Днепру ассоциируют, но вообще-то он шёл через весь советско-германский фронт. И линия «Пантера» как раз шла по Белоруссии. И её прорывали, а когда прорвали, дальше наступали.
Я как раз сегодня закончил статью, очень большую, с огромным числом данных и десятками приложенных советских и немецких архивных документов. Статья это про Сожско-Днепровскую наступательную операцию. Такого названия нет ни в одном справочнике, его придумал я. А как ещё назвать операцию, в ходе которой форсировали реки Сож и Днепр?
Чем интересна эта операция, говорит уже название статьи — «Неизвестные битвы генерала Рокоссовского: первое наступление на Минск».
В ходе этой операции советские войска должны были освободить Гомель и далее наступать, наступать и остановиться уже только после освобождения Минска. Правда, в результате даже Гомель так и остался у немцев, хотя потеряли свыше ста тысяч человек. Все они проливали кровь на белорусской земле, за освобождение Белоруссии.
Вот если мы учтём, сколько месяцев советские войска, с огромными потерями, продвигались в направлении Бобруйска, Витебска, Орши, Могилёва, Полоцка, то тогда будет гораздо легче понять, какой ценой освободили Белоруссию, и почему во время операции «Багратион» оборона немцев рухнула относительно быстро.
Наверняка, отдельные товарищи, вроде упомянутых выше, начнут и после этой статьи кричать о каком-то принижении заслуг Красной Армии или попытке исказить историю. Но что может быть глупее, спорить с фактами? Ибо, тем, кто хочет именно знать историю своей страны, надо принимать любые факты. Если пытаться спрятать голову в песок, то в мире ничего не измениться. Тем более, что пол может оказаться бетонным…
Ну а тем людям, которые хотят исключительно летать в облаках старых мифов, можно просто поискать в интернете подшивки газеты «Правда» (особенно сталинской эпохи) и наслаждаться чтением передовиц.
Я же порекомендую тем, кто любит почитать что-то более серьёзное, свою статью, про операцию, которую тоже можно считать крайне успешной, если использовать разные хитрые приёмы: