В министерстве иностранных дел Таджикистана сообщили, что 26 апреля в ведомство был вызван посол Российской Федерации Семен Григорьев. Ему была выражена обеспокоенность представителей политического руководства Таджикистана из-за последних сообщений о задержании на границе государств большого количества таджиков. Душанбе категорически не признаёт действия Москвы.
И действительно, журналисты сообщают, что на контрольно-пропускном пункте на границе с Оренбургской областью скопилось около 180 автомобилей. Всего же там задержано несколько сотен таджиков, которых не пропускают через границу в Российскую Федерацию.
Уточняется, что не пропускают именно таджиков. Об этом они сами рассказали. Они также добавили, что пограничники тщательно изучают их документы, телефоны, допрашивают. В общем, формируется впечатление, что проводится какая-то принципиально новая мера по отношению к мигрантам.
И вот здесь уже обсуждается вопрос, насколько значима и эффективна такая новая мера, будет ли она и далее регулярно применяться и как она может повлиять на отношения между Российской Федерацией и Таджикистаном. Ведь в том самом сообщении министерства иностранных дел среднеазиатского государства использована формулировка, что задержки таджиков на границе «необоснованные».
Многие эксперты считают, что эта более жесткая мера в отношении мигрантов связана с произошедшим терактом в здании «Крокус сити». Ведь совершившие его террористы, как сообщает следствие, именно таджики. С другой стороны, со стороны представителей политического руководства Таджикистана звучало заявление, что к теракту выходцы из этой страны не имеют отношения.
Так что, считают эксперты, это своего рода и показательная мера, чтобы обозначить реакцию на определенный общественный резонанс и на позицию Таджикистана. Ведь после теракта тема ситуации с мигрантами в российском обществе стала обсуждаться гораздо чаще и острее, чем раньше, хотя и раньше она привлекала большое внимание людей.
Отмечается, что задержки таджиков не границе не единственная мера более жесткого реагирования. Участились и рейды полицейских по рынкам, где массово торгуют приезжие, по местам их проживания.
Однако все же многие эксперты говорят об этих мерах как о хотя и нужных, но не решающих принципиально миграционный вопрос. Обычно считается, что основная причина, по которой в страну прибывает много мигрантов, кроется в экономической системе, при которой просто выгодно использовать более дешевый труд приезжих.
Олигархам выгодно для своего крупного бизнеса нанимать именно мигрантов, поскольку им платят меньше, часто и устраивают их не по официальному законодательству. Так что эксперты часто выражают мнение, что, поскольку не отмечается курса на изменение экономической системы, то и мигрантов по-прежнему будут массово пускать.
Выражаются сомнения даже в введении такой меры как визовый режим. Хотя некоторые напоминают, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ввел такой режим после теракта в Стамбуле. И при этом его не обвиняют в каком-то предвзятом отношении, он даже не отказывается от идеи пантюркизма и соответствующие турецкие структуры продолжают свою деятельность в Таджикистане.
И сейчас вспоминают, что в Советском союзе в российских городах не было такого наплыва приезжих из Средней Азии. И эти регионы в то же время удерживались, там строились дороги, предприятия, инфраструктура, школы. В русле такого мнения считается, что для сохранения геополитического влияния в Средней Азии вовсе не обязательно впускать массово приезжих оттуда.
Вполне можно ввести хотя бы тот же визовый режим, более точечно и выборочно выдавать паспорта граждан Российской Федерации, тщательнее выбирать, кого впускать, установить квоты на количество рабочих из государств Средней Азии. И это, считают многие, просто отвечает национальным интересам и не мешает сохранять в регионе геополитическое влияние.