Почти в самом центре Москвы, недалеко от Боровицких ворот есть маленький переулок – Лебяжий. Название это произошло от Лебяжьего пруда.
Царская птица к царскому столу
Когда-то на берегу нижней, запруженной части реки Неглинки стоял Лебяжий двор. Здесь разводили лебедей для княжеских и царских пиров.
На рисунке австрийского посла Мейерберга (1661–1662 гг.) в книге "Путешествие в Московию" обозначен «Лебединый пруд» под №45.
Блюдами из жареных лебедей начинались княжеские и боярские пиры. С убитой птицы снимали толстую кожу вместе с пухом и перьями. Готовили птицу, перед выносом гостям на жареного лебедя "надевали" кожу с перьями. Птиц выносили к столу на больших подносах, проносили по кругу, после этого уносили обратно на кухню, "раздевали", нарезали и выносили обратно.
Одним из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства XVI в. стали “Записки о Московии”, написанные Сигизмундом Герберштейном опытным австрийским дипломатом, более полустолетия находившимся на службе Габсбургского дома: «Наконец стольники вышли за кушаньем и принесли… жареных лебедей, которых в мясные дни они почти всегда подают гостям в качестве первого блюда. Трех из них поставили перед государем; он проколол их ножом, чтобы узнать, который лучше и предпочтительнее перед остальными, после чего тут же велел их унести. Все вместе сейчас же вышли за дверь. Возле двери в столовую стоял стол для разделки еды; там лебедя разрезали, положив на каждое блюдо то по четыре крыла, то по четыре ножки».
Еще во времена первых Романовых (Михаила Федоровича и Алексея Михайловича) здесь выращивали лебедей, а уже при Петре I на берегу Лебяжьего пруда построил свой дворец Александр Меньшиков, после которого здесь жила племянница Петра I Екатерина Ивановна.
Рядом, на набережной Москвы-реки 1691 году Петр 1 выделяет землю думному дьяку Никите Зотову «всепьянейшего собора всешутейший патриарх», распорядитель Петровских «забав». Москвовед и краевед Сергей Романюк считает, что Зотов-внук выстроил главный дом на набережной, «лицом» к реке и «левым боком» к Кремлю.
Палаты Зотова сохранились до сих пор в объеме дома №1/9 по Кремлевской набережной. После Отечественной войны 1812 года появился портик с шестью колоннами, перед домом был устроен парадный двор. Во второй половине XIX века усадьбу купил некий Попов, коллежский секретарь, и устроил на территории водочный завод, после его смерти завод управлялся его вдовой, позже перешел к «Товариществу преемников вдовы Поповой», которое просуществовало здесь до 1908 года. Горячительные напитки завода называли не иначе, как «слезой вдовы Поповой».
В главном доме усадьбы Зотова в конце XIX – начале XX века располагалось Коммерческое училище Мазинга (в 1901 году, для училища было построено здание в Малом Знаменском переулке, дом 7/10с5, сегодня в этом здании Школа № 57). В 1942-м в здание переехала Всесоюзная Книжная палата. В 2016 Книжная палата покинула дом, его загородили сеткой. В таком виде он стоит до сих пор.
Уже в 1911 году усадьбу покупает наследник скупого купца Солодовникова - Петр Гаврилович Солодовников. На территории усадьбы по проекту архитектора С. Гончарова одно из зданий перестраивается в доходный дом, выходящий фасадом в Лебяжий переулок.
Доказательством перестройки здания из более раннего строения могут служить своды Монье, обнаруженные на первом этаже:
СПРАВКА: Своды Монье получили широкое распространение, в строительной практике России, начиная со второй половины XIX века до времени массового жилого строительства (начало ХХ века). Названы в честь французского садовника Жозефа Монье/Monier (1823 – 1906). Эти перекрытия представляют собой лучковые своды относительно небольшого пролета, от 600 до 1800 мм, которые опираются на железные или стальные балки, жестко заделанные в кирпичные стены.
Фасад украшают 5 панно из абрамцевской плитки. Многие исследователи считают, что майолики со сценой битвы и с надписями под ними могут быть сделаны по эскизам Врубеля, а центральная, большая композиция, с портретом девушки сделана по отливкам Врубеля. Портрет девушки частично утрачен, практически такой же портрет сохранился на стене дома в Таганроге над входом в особняк Шаронова (ул. Фрунзе, 80). Существует предположение, что на панно изображена балерина Бронислава Гузикевич, с которой Врубель познакомился в Абрамцево и был поражен ее красотой.
Дважды, в 1913 и 1917, в этом доме жил Борис Пастернак. «Окно его комнаты (№7) выходило на Кремль и Софийскую набережную, поверх деревьев Александровского сада, который в этом месте был гораздо шире теперешнего», – писал сын поэта Евгений Пастернак.
В этом же доме в 1923 году родился поэт Александр МЕжиров (1923 - 2009).
«Мою шинель походы разлохматили,
Прожгли костры пылающих руин.
А в медальоне спрятан адрес матери:
Лебяжий переулок, дом 1…»
Медальон, 1951 г. Из сборника "Лебяжий переулок"
Говорят, что во время ремонта одной из квартир, в стене нашли заложенные кирпичом несколько толстенных гроссбухов. Вместо различных бухгалтерских операций там были записаны … номера и марки авто с указанием времени въезда-выезда из Боровицких ворот.
Продолжая семейную традицию Солодовников-сын построил здание для театра миниатюр на 520 мест и «Электротеатр» с залом на 280 мест. Со двора к ним было пристроено помещение для фойе, а перестроенное здание по Кремлевской набережной использовалось как вход в театр и для театральных касс. В 1915 г возник театр «Ассамблея», в 1917 г. – «Театр миниатюр» С. Зимина. После революции, с лета 1918 г. здесь находился "Театр Народа", в котором ставились спектакли-митинги, во время театрального действия одновременно проходил митинг на заданную тему. В конце 1918 г. в течение одного сезона в "Театре Народа" работал Е. Б. Вахтангов. Сегодня на месте этого дома стоит новодел, фасады которого напоминают о прежней постройке.
Если вы захотите прогуляться по этому району, то ближайшие станции метро Боровицкая (выход 7) и Кропоткинская (выход 2):
Хорошей прогулки!
Про особняк Шаронова в Таганроге можно прочитать здесь. Про купца Солодовникова и его наследство.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. 1: Латинский и немецкий тексты, русские переводы с латинского А. И. Малеина и А. В. Назаренко, с ранненововерхненемецкого А.В. Назаренко. – 776 с., ил.; Т. 2: Статьи, комментарий, приложения, указатели, карты. - 656 с, ил.
Исчезнувшая Москва в полотнах Жерара Делабарта
Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Путешествие в Московию барона Августина Майерберга и Горация Вильгельма Кальвуччи, послов Августейшего Римского Императора Леопольда к Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом. – М.: Университетская Типография, 1874
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты
Сюткина О. А. Непридуманная история русских продуктов от Киевской Руси до СССР
Лебяжий переулок и его истории