— Никакие Маски человека на Марс не отправят. Это сделает, как всегда, государство. И скорее всего, социалистическое. Даже на США в отсутствие животворящей гонки с СССР надежды мало. А на олигархов — ноль, отрицательные величины.
— А я помню, как точно так же говорили насчёт первых ракет Маска. Не вижу причин сомневаться в их успехе. Кто бы ни основал марсианскую колонию - капиталисты или коммунисты - для человечества это прогресс.
— Стагнации тоже не видите?
Почему-то фанаты Маска хуже всех запоминают его планы. Он с 2018 обещал конкретный год полета, вроде как раз 2024. И? В 2024 ракета готова к Марсу не сильно больше, чем в 2019. Они у него до сих пор взрываются 🤯 Даже если предположить, что вот прямо сейчас SpaceX берутся за ум и начинают конкретно готовить полет на Марс, пройдут годы до готовности такими темпами. А он уже больше 10 лет точно обещает Марс. Чтобы понять размах шарлатанства, взгляните в историческом контексте. В середине XX века, от первого спутника до человека на Луне прошло 12 (!) лет. С нуля, без компьютеров, с расчетами на бумажке, без эффективных менеджеров, частных компаний и современных Тони Старков, под директивным контролем государства что в ссср, что в сша, вся эта неэффективная бюрократия за 12 лет прошла Спутник, Белку и Стрелку, Гагарина в космосе, Леонова в открытом космосе, и наконец Армстронга на Луне. Сколько они ракет за это время построили, постоянно улучшая.
Гениальный предприниматель Маск за те же 10 лет не может достроить одну.
Вы думаете, что Маск гений и двигает прогресс. А я думаю, он паразит и прогресс об него в буквальном смысле застопорился. Несбыточные, невыполнимые и нарушенные обещания — это только обертка. Если заглянуть под капот, там такое откроется. Во-первых, Маск оттягивает на себя бесценные ограниченные финансы НАСА. Которые вообще-то сами ракеты умели строить, см. выше: за 8 лет с нуля пробежали до Луны в 1960-е! Но теперь по последней моде то, с чем справлялось государство, отдавать капиталистам на подряд, просто чтобы было (у капиталиста денежек побольше от государства), НАСА отдали ракеты на подряд Маску и его срывы и провалы задерживают на годы работу НАСА. Как человек, любящий прогресс, а не эстетику прогресса, тем более капиталистическую, я считаю, что Маск за такое заслужил не список Форбс возглавить, а уехать лес валить лет на 10. Но и это не все! Сейчас с Маском судится космическая компания другого олигарха, Blue Origin Безоса. Что такое? А, оказывается, с контрактами НАСА тоже все непросто, конкурсы подрядчиков буквально под Space X создавались. То есть, Blue Origin и Virgin Galactic Маск обошел даже не в инженерной гонке, а гонке на коврах в кабинетах бюрократов. Иными словами, вместо прогресса и Марса, человечество получило десятилетие активного самопиара Маска за счет США как бога прогресса — и торможение реального прогресса, потерянное десятилетие космонавтики по сути.
И для Маска это не исключение, а система. Иногда вполне сознательно встает на пути прогресса. Например, он собственноручно уничтожил проект скоростной железной дороги в Калифорнии, которую начали планировать около 2010. Чтобы этот проект сорвать, Маск «придумал» Гиперлуп. Да, так Гиперлуп и появился: чтобы Маск пришел в кабинеты калифорнийских начальников, и сказал да зачем вам эти вместительные, надежные и супескоростные поезда, когда можно сделать вид, что мы живем в мультике, и запланировать вместо них идеально прямые подземные туннели с вакуумом. И у него получилось! В итоге, 12 лет спустя: ни гиперлупа, ни скоростной жд, которая уже должна была быть построена. Гиперлуп стал уроком обмана, как Монорельс из Симпсонов, а Калифорния медленно и мучительно готовится все-таки построить скоростную жд - с задержкой более, чем на десятилетие, и кратно дороже, вслед за выросшими за это время ценами.
И даже в своей главной и объективно успешной области, автомобилестроении, Маск на глазах превращается из героя в злодея: пока модельные ряды элеткромобилей у других производителей растут и обновляются, у Теслы — стагнация и моральное устаревание модельного ряда, провал и отмена проекта бюджетной модели.
Пиар-акция с запуском Теслы Родстер в космос — это вся вселенная Маска, сошедшаяся в одной точке:
- автомобиль, который потребители ждут уже почти 10 лет, проще встретить в космосе, чем на дорогах. Строили машину — а получился пока только космический мусор.
- вместо отправки ракеты на Марс — закинули кабриолет на орбиту.
- зато какой пиар, зато какой прикол! Приколы поднимают просмотры и прочтения, поэтому медиа очень любят их раскручивать — бесплатно для Маска, в своих же интересах.
А людям регулярно подкидываемые приколы создают ощущение непрекращающегося прогресса. И кажется, искреннее кажется, что Маск один на себе всё человечество тащит, и уже куда-то далеко утащил. Но если вместо того, как он перебирает ногами, посмотреть на пройденное расстояние — то начинают появляться статьи, как эта.
Хьюстон, на Земле тоже дела не очень
Ответить на китайские электромобили, которые по качеству догнали и перегнали Теслу, а по цене уничтожают в честной конкурентной борьбе Теслу как бизнес, Маску как гениальному бизнесмену, инженеру, изобретателю и реальному Тони Старку - нечего. Проблему решает другая, самая успешная версия Маска - гениальный лоббист, на коврах в кабинетах бюрократов убеждая государство в необходимости поддержки отечественного производителя и запретительных тарифов на китайские электромобили.
То есть, от лидера отрасли, Маск перешел в роль стопора: раз Тесла больше не может, то и другим не дадим.
Контраст мифа и реальности Маска — лучший образ всего позднего капитализма. Вкладываясь в пиар и дизайн, при поддержке жадных до прибылей и нуждающихся в кумирах СМИ, слепили симуляцию, презентацию, 3D-модель прогресса с постоянно обновляемыми слайдами — а прогресс встал. Где-то просто замедлился, где-то развернулся вспять.