Я тут закончил читать книжку Erin Meyer - The Culture Map, и думается мне, что она должна получить тег "обязательно к прочтению" у всех людей, работающих с людьми. Вообще у всех. Причем желательно в старшей школе, а потом ещё пару раз на следующих ступенях образования для закрепления.
Предпосылка очевидная - мы разные, причем настолько, и в таких срезах, что даже сложно представить, потому что "рыба не знает что плавает в воде", за собой не заметно.
А вот ключевое послание менее очевидное - когда другой человек ведёт себя не в соответствии с нашими ожиданиями, это может быть проявлением не только и не столько его личной особенности, сколько культурного контекста, в котором он вырос. Бум! А это означает, что любое негативное послание, которое мы можем считать в чужом поведении может быть направлено вообще не в нас, или в принципе отсутствовать.
Поразительно насколько в ежедневной жизни я сталкиваюсь с подобными ситуациями:
- вовремя - это не только ровно в 8:15, но и "после обеда";
- несогласие - это не только прямой аргументированный ответ по существу, но и аккуратный намек на возможность другого решения;
- доверие - это не только про "я его со школы знаю", но и про "он профессионал в этом деле, у него диплом";
- решение - это не только про совместное обсуждение, но и про "босс сказал";
- управление - это не только про "это просто другая работа на том же велосипеде", но и про дорогой пиджак и условный Мерседес;
- убеждение - это не только про "на каком основании", но и про "а что по делу";
- коммуникация - это не только про прямо и по делу, но и про "как дела у детей и жены".
И что самое прекрасное - никакое из положений на этих шкалах не лучше и не хуже. Оно просто есть, оно исторически и контекстуально обосновано, и проблемой становится только в контакте с человеком с другими базовыми настройками 🤷♂️
Отсюда вывод - если коммуникация в вашей команде регулярно заходит в тупик, высока вероятность что дело не только в одном конкретном человеке, очевидно, или группе, а в том как устроена коммуникация, как отличаются взаимные ожидания и представления о норме.
Если у вас есть ощущение, что что-то в команде идёт не так - приходите на канал, разберёмся.