Автор: Александр Сизенков
Вёрстка и правки: Илья Стельмах
История такая. Решил я значит собрать себе систему полностью. За основу была взята концепция активной многополосной системы. Ее основа - это цифровой кроссовер (процессор) - Behringer DCX2496 Pro.
Процессор имеет 3 аналоговый входа, 1 цифровой стерео вход и 6 выходов. В наличии различные типы фильтров кроссовера с крутизной среза от 6 до 48 дБ/окт. Возможность задержек для всех входов и выходов. Различные типы эквалайзеров (LP/BP/HP) для каждого входа/выхода. Динамический эквалайзер для выравнивания в зависимости от уровня сигнала и параметрические эквалайзеры для всех входов/выходов. И прочие полезные функции, в общем - мечта при сведении АС.
В качестве сателлитов собрал шары их стеклоткани на 10-дюймовом коаксиале Beyma 10CX300FE (ЗЯ 30 литров), а в качестве саба - JBL 2241HPL - 18-шка в ФИ (настройка порта на частоту 40 Гц).
Фотография сделана в процессе настройки. Дома ремонт, но музыку слушать никто не отменял :)
Чувствительность СЧ/НЧ динамиков - 97 дБ/Вт/м и 107 дБ/Вт/м у пищалки, что накладывает определенные требования на шумовые характеристики усилителей. С такой чуйкой честных 100 Вт RMS за глаза.
И вот уже вырисовываются требования к усилителю: 6 каналов усиления, 100 Вт на 8 Ом, и как можно ниже уровень шума. Все каналы усиления должны быть одинаковыми, иначе сшить систему по фазе будет практически нереально, и кроме того, все не должно занимать место с пол комнаты, желательно - в одном корпусе, а значит плата должна быть мощная и маленькая... Тогда я вспомнил про Only Music 2.7, тем более, что на тот момент, давно правда, я уже собрал их в количестве 4 штук, благо герберы уже были готовые - кайф.
Далее нужно было согласовать балансные выходы DCX-а и входы усилителей мощности, так как у профессионального оборудования выход почти 8 В RMS или 10 дБ - запас относительно 0-го уровня. Использование балансного входа снизит шум еще на 6 дБ, а значит буфер с балансным входом напрашивается сам собой, плюс после него можно без вреда для КНИ встроить аттенюатор и согласовать уровни процессора и усилителей.
Схема была найдена сразу же. Накидал плату и заказ ушел на завод к китайцам.
Начало положено. Далее нужен копрпус. Примерный размер плат мы знаем, выделяемую мощность тоже, а значит знаем размеры радиаторов. А далее, в течении месяца я мониторил Али на предмет подходящего корпуса за адекватные деньги - и ура, он был найден! Усилители в аккурат вписывались по 3 канала на каждый радиатор с отличной толстой подложкой - заказал!
Все это нужно было чем-то питать - на музыке, грубо мощность БП должна быть равна мощности на выходе усилителя. Поскольку у меня 3 усилителя по 100 Вт на каждый канал, то мне бы хватило блока питания на 300-400 Вт, а учитывая, что в каждом канале, один усилитель будет работать на НЧ, второй - СЧ, а третий - вообще ВЧ, то этой мощности хватит с головой.
Китайцы как раз предлагают подходящий блок питания - LLC резонансный импульсный источник питания, с высокой частотой генерации, с синусоидальной формой тока, стабилизированный на 300 Вт долговременной выходной мощности со штатными радиаторами, и 500 Вт с заменой на радиатор большего размера или с обдувом - мечта просто. Таких блоков питания было заказано два: по одному на каждый канал (на каждые три усилителя).
После была долгая сборка. Пришлось много сверлять, пилять, и еще много других "-лять" :)
И вот первый старт... Свист из динамика - это фиаско. Выход +/- 15 В для слаботочки в китайском блоке питания никуда не годится - там просто дикие шумы и пульсации, а значит для питания преобразователей сигнала балансного в не балансный придется использовать линейный стабилизированный источник питания. Не долго думая, таковой был собран на микрухах, и ура - в колонках гробовая тишина!
А дальше настройка "нуля" на выходе, тока покоя:
Монтаж всех необходимых плат в корпусе:
После причёски усилителя уже все устраивало, пока я его не выключил - получил просто офигенный хлопок в динамиках и если для НЧ и СЧ - это пшик, то для ВЧ... в общем я перебдел я тогда знатно.
Защита акустических систем была запитана от 15 В выход ИИП, а у него емкости на входе большие, поэтому он работал дольше, чем отдельный источник питания для входных буферов-преобразователей, последний некисло так хлопал - не порядок!
Нужно либо запитать защиту от отдельного трансформатора, либо как-то отключать ее питание сразу. В плате плавного пуска (софт старта), есть реле, коммутирующее входное питание, и оно отключается сразу. Параллельно этому реле было подключено реле с двумя группами контактов и через них запитаны платы реле: включается усилитель, далее реле замыкает термисторы, вместе с ним включается реле питающее защиту АС и через пару секунд защита подключает акустические системы к усилителю - вуаля! Усилитель мощности работает четко и при отключении защита моментально отключает выходы усилителя от акустики.
В таком виде усилитель живет уже полтора года с того момента.
Ниже находится замер одного из каналов получившегося усилителя в RMAA (остальные каналы полностью аналогичные - я замерял, там все один в один). Замер производился на полной выходной мощности в 100 Вт на 8 Ом (резистор).
С разработками Nem0 я знаком еще с первых версий усилителей "Оплеуха Микрухам" (они же Only Music). Спасибо за отличный усилитель мощности: простой, мощный, качественных параметров его за глаза в 99%!
В заключение, немного об акустической системе.
Это АЧХ сателлитов - шаров. Вписываемся в неравномерность 5 дБ.
Коррекция только ниже 500 Гц в 6 дБ, но это помещение и у меня комната дает яму на 100 Гц, а так у них до 80 Гц без спада АЧХ.
Импульс как у ширика - тычек и спад, причем обратите внимание на время, за которое достигает пика и на время затухания.
Кроссовер - второй порядок, Баттерворт, частота среза - 1,6 кГц на СЧ и 3,46 кГц на ВЧ, получаем частоту сшивки 2,5 кГц.
Задержка на СЧ, так как, ВЧ утоплен за магнитную систему - получаем практически идеальную, как по книжке сшивку.
Измерения проводились на 10-15 градусах от оси излучателей, поскольку ВЧ рупорный, а любой рупор дает характерные для этого оформления провал на оси излучения, но стоит лишь чуть отойти - красота!
Измерения проводились при помощи измерительного микрофона Behringer ECM8000.
На этом все! Спасибо за внимание!