Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Сегодняшний мой рассказ, в отличии от предыдущих, как, впрочем, и последующих, будет посвящен не описанию, увиденных снаружи, достопримечательностей, а, в основном, внутреннему убранству одного из самых знаковых мест Санкт-Петербурга – дворца князей Юсуповых. Как Вы помните, если читали или смотрели мои предыдущие публикации (если не видели – нажимайте на выделенные слова), мы с Вами дошли до Львиного моста по набережной канала Грибоедова, а после него свернули в Львиный переулок. Теперь, пройдя совсем немного по переулку до улицы Декабристов, мы подходим к саду Юсуповского дворца. Именно здесь находятся билетные кассы, и через сад мы пройдем в сам дворец, который своим фасадом выходит на Мойку.
Идем на экскурсию.
В этот раз фасад дворца вблизи мы даже не видели, так как на Мойку здесь не выходили, только потом, проходя по набережной Крюкова канала, запечатлели издалека этот дворец за Поцелуевым мостом, наряду с Исаакиевским собором. Желтое здание с красной крышей и небольшой башенкой справа – это и есть дворец князей Юсуповых. А еще у меня сохранились фотографии, снятые в разное время 2022 года и с разных ракурсов.
Но вернемся к нашей экскурсии. Итак, купив билеты с аудиогидом, мы проходим сначала в сад, где со стороны улицы Декабристов сохранился Садовый павильон – одно из старейших сооружений дворца, сохранившихся до наших дней, авторства архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота, хотя некоторые специалисты утверждают, что павильон был построен еще до него, в 50-е годы XVIII века. А затем идем по дорожке через сад в сторону главного здания дворца.
Немного из истории.
Пока идем, коротко расскажу об истории строительства дворца и его владельцах. Еще при Петре Первом здесь находился небольшой деревянный дворец, принадлежащий его племяннице Прасковье Ивановне, который она подарила в 1726 году Семеновскому полку. А в 1742 году усадьбу приобрел генерал и граф Петр Иванович Шувалов. Но строительство каменного дворца здесь началось уже при его сыне – Андрее Петровиче в 70-х годах того же века. Для этого был приглашен французский архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, который, как считается, был «одним из основоположников раннего русского классицизма». Кроме Садового павильона, почти в неизменном виде сохранились триумфальные ворота – арка и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой, которые мы видим, наряду с декоративным светящимся фонтаном, заходя во двор.
Эпоха Шуваловых в истории дворца закончилась в 1795 году, когда Екатерина Вторая выкупила усадьбу и подарила ее племяннице Г.А. Потемкина графине А.В. Браницкой. При ней ничего особенного с дворцом не происходило, а вот когда князь Борис Николаевич Юсупов приобрел усадьбу в 1830 году, этот дворец перестраивали почти все десятилетие. Вплоть до революции 1917 года этот дворец принадлежал пяти поколениям князей Юсуповых и стал самым известным из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.
Перед тем, как начать осмотр.
Остальные исторические вехи буду рассказывать по ходу экскурсии. А пока Вы совсем не заскучали, заходим внутрь дворца. Кстати, мы были первыми самостоятельными посетителями в этот день, что было, конечно, нам на руку, в залах почти никого не было, уже после нас стали подтягиваться другие посетители и организованные группы. Зайдя внутрь, раздеваемся в гардеробе и проходим за аудиогидом, оставляя в залог тысячу рублей наличными. Там недалеко, вверх по лестнице, есть банкомат, чтобы их снять. Кстати, тысяча рублей за каждый прибор, но с нас почему-то взяли тысячу за два, видимо, внушаем доверие.
Вообще, хочется отметить очень благожелательный и приветливый персонал музея, от охранника на воротах и гардеробщицы до смотрительниц в залах, спасибо всем огромное! Проделав все эти предварительные процедуры, начинаем осмотр дворца с парадной лестницы.
Парадная лестница.
Первоначально архитектор Валлен-Деламот здесь устроил арку ворот, через которые въезжали во двор усадьбы, а потом уже заходили в главное здание со двора. Уже при Юсуповых при перестройке дворца вместо арки установили парадную лестницу и главный вход во дворец сделали с набережной Мойки. Есть легенда, что эта лестница когда-то украшала одну из итальянских вилл. Князю Юсупову она очень понравилась во время его путешествия по Италии, и он захотел ее купить, но ему ответили, что она продается только вместе с виллой (что, впрочем, логично), тогда он купил всю виллу, лестницу после этого по его приказу демонтировали и привезли во дворец на Мойке. Правда это или выдумка – судить не берусь, но лестница и все, что вокруг нее, просто потрясающе выглядит, посмотрите сами.
Начало осмотра.
Дальше я постараюсь меньше «говорить», а больше показывать, только коротко пересказывая то, что слышал из наушников аудиогида и немного описывая обстановку. Поднявшись по парадной лестнице, мы попадаем в небольшой холл, от которого по указателю в левую дверь начинается осмотр комнат и залов. А сам холл, по сравнению с другими залами и после такой пышной лестницы, кажется немного простоват и пустоват, но кое-что интересное есть и здесь.
Гобеленовая гостиная.
Первым залом в общей экспозиции музея-дворца является Гобеленовая гостиная. Говорят, что здесь есть три гобелена, подаренные Николаю Борисовичу Юсупову императором Франции Наполеоном Бонапартом, правда, сейчас это копии. А кроме гобеленовых полотен в гостиной имеются различные предметы мебели и обихода, очень изящные и дорогие.
Парадная спальня.
Следующая комната – это «Парадная спальня», правда, как можно «парадно» спать – я не очень понимаю. Видимо она предназначалась для высоких гостей, которые здесь ночевали. Кроме естественного атрибута спальни – роскошной кровати и других предметов мебели, обращают на себя внимание прекрасный камин и умилительные детские скульптуры.
Большая ротонда.
Налюбовавшись содержимым спальни, двигаемся дальше и заходим в Большую Ротонду. Здесь, в закругленном помещении с колоннами, кроме роскошной мебели, в первую очередь это круглый диван в середине зала, инкрустированных золотом подсвечников, часов на камине и зеркал, а также различных вычурных статуэток, сразу притягивает взгляды купол над головой, расписанный в античном стиле.
Синяя, Красная и Зеленая гостиные.
Дальше идут три цветные гостиные: Синяя, Красная, Зеленая, прямо как мосты на Мойке: таких же цветов и названий. В каждой из трех гостиных есть своя изюминка, например, в Синей – это, на мой взгляд, очень красивый изящный столик в середине гостиной, привезенный из Франции в середине XIX века, а также расписной сводчатый потолок, от которого долго нельзя оторвать взгляда.
Богаче всего украшена Красная гостиная. Обилие золотистых тонов и позолоты даже заглушает основной красный цвет стен и мебели, а может и наоборот – подчеркивает. А вообще, все эти три гостиные оформлены в стилистике русского классицизма.
Зеленая гостиная выглядит намного скромнее двух предыдущих, но в этой скромности есть свой шарм. А главным украшением этой гостиной, кроме камина, выполненного из малахита с зеркалом в позолоченной оправе, является старинная резная мебель, но и арфа, стоящая позади мебельного гарнитура, придает этому всему особенный шик.
Танцевальный зал.
Дальше мы проходим в танцевальный зал. Здесь главным украшением служит большая и очень красивая люстра, подвешенная на красочно расписанном потолке. Еще, конечно, здесь есть белый рояль и круглый диванчик посередине перед большим зеркалом. Сам зал небольшой, на мой взгляд, его использовали скорее для обучения танцам, чем для проведения балов.
Белоколонный зал.
В этом зале, кроме обилия отшлифованных до блеска мраморных колонн, сразу привлекает к себе внимание сводчатый потолок, обильно расписанный античными сюжетами. А справа имеется большая ниша в виде полуротонды в которой установлен еще один белоснежный рояль и статуя какого-то античного юноши.
Галерея выставочных залов.
Дальше подряд идут несколько выставочных залов. Здесь почти нет мебели, как в предыдущих залах, за то все стены увешаны картинами, ну и скульптуры тоже имеются. Правда большинство картин и скульптур, это копии, оригиналы хранятся в ведущих музеях страны, таких как Эрмитаж. Ну а в первом зале – Николаевском организована тематическая выставка, посвященная истории рода князей Юсуповых, «Пять столетий славных дел».
Судя по Родословному древу князей Юсуповых, свой род они ведут от первого князя Юсупова-Княжево Дмитрия Сеюшевича, который принял православие, а до этого он именовался Абдул-мурза, правнук ногайского бия Юсуфа и внучатый племянник знаменитой казанской царевны Сююмбике. А единственная из ныне живущих потомков этой династии – Татьяна Сфири, имеет среди своих предков как Германского императора Фридриха Вильгельма IV, так и Российского – Александра III. Ну а теперь будем смотреть красоту следующих залов галереи без моих комментариев.
До конца экскурсии еще далеко, а статья уже получается очень объемной, поэтому здесь мы пока с Вами и остановимся. А впереди нас ждет еще великолепие домашнего театра в стиле рококо, а также покои и кабинеты на первом этаже, в том числе Мавританская гостиная, которую называют «архитектурным чудом» и многое, многое другое. Не пропустите, будет интересно!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!