Мужчина с задумчивым глубоким взором, который свёл с ума тысячи советских девушек после выхода фильма «Всадник без головы». Звезда «голливудского толка», красивый слепок мужественности советского человека. Самый перспективный молодой актёр.
Как только не называли Олега Видова в Советском Союзе. Может, потому и невзлюбили, что Видов опережал эпоху и совершенно не вписывался в представления власть имущих о том, каким должен быть порядочный советский гражданин.
Актёр был вынужден покинуть родную страну в расцвете славы и популярности, пережил немало приключений в Европе и в конце концов эмигрировал в США, но так и не стал звездой Голливуда.
Взращенный на свекольном молоке
С самого рождения жизнь Олега Видова напоминала сумасшедшие «американские горки». Его родители встретились в годы Великой Отечественной войны в партизанском отряде.
Мимолётное увлечение в условиях военного времени быстро прошло все стадии романа. Мама Олега, Варвара, вскоре поняла, что беременна. Скрепить свои отношения узами брака влюблённые не успели, шел 1942-ой год – здесь не до нежностей. Отец воевал в партизанском отряде и вскоре исчез из поля зрения беременной пассии.
Олежа родился в начале лета 1943 года. Именно в тот день из погреба украли всю картошку, оставив лишь свеклу. В дальнейшем актер н раз шутил, что взращён на «свекольном молоке».
Отец нашёлся лишь спустя годы, когда его сыну было уже девять лет. К тому моменту у него была другая семья, и судьба собственного отпрыска его не очень-то волновала.
Где только не успел побывать Олег за годы своего детства. Мама Варвара Ивановна очень быстро продвигалась по карьерной лестнице в сфере образования, а потому не вылезала из командировок: стране после войны необходимо было налаживать связи с соседними странами, входящими в «социалистический лагерь». Мальчик пожил и в Монголии, и в ГДР, а когда Варвару Ивановну отправили в Китай – на несколько лет остался жить у тёти в Алма-Ате.
Всё резко поменялось после того, как мама Олега заболела. Итогом стала группа инвалидности. Пенсия, в отличие от заработной платы важного работника, была в разы меньше. Парню едва исполнилось 14 лет, а он уже вынужден был трудиться, чтобы семья могла более или менее достойно существовать.
Видов пошёл в школу рабочей молодёжи, а его трудовая книжка начала пополняться записями: грузчик, электрик, повар, санитар.
Во время работы в больнице Олега неожиданно приметил ассистент режиссёра «Мосфильма» и пригласил сняться в ленте «Друг мой, Колька». Роль была эпизодической, но Видов впервые ощутил «волшебную силу искусства» на себе и «подсел» на кино на всю оставшуюся жизнь.
Олег в корне решил поменять сферу деятельности и начал готовиться ко вступительным экзаменам во ВГИК.
Актер с застывшей мыслью во взгляде
Работники «Мосфильма» ошибались крайне редко. Во ВГИК Видов успешно поступил и практически сразу же стал сниматься. Режиссёры просто-напросто не могли пройти мимо такого типажа – настоящего русского, с постоянно застывшей мыслью во взгляде.
После эпизодической роли велосипедиста в «Я шагаю по Москве» Видова пригласил сниматься сам Басов. За его фильмом «Метель» последовали главные роли в «Обыкновенном чуде» (не путайте с экранизацией Марка Захарова) и «Сказке о царе Салтане». В последнем Олег сыграл князя Гвидона, а после выхода фильма на экраны, что называется, «проснулся знаменитым».
В это же время Видов впервые женился. Его избранницей стала художник-оформитель по имени Марина, но отношения, развивавшиеся стремительно, так же быстро и прекратились.
Олег на тот момент ещё не стал секс-символом советского кино, но уже не знал отбоя от поклонниц. Марину просто пожирала ревность. Каждый разговор превращался в ссору, а терпеть подобное у Видова не было сил. Он ушёл от жены, а та была уверена, что ушёл Олег к другой. В гневе она уничтожила все вещи, связанные с актёром и затаила на него вечную обиду. На развод подала Марина.
Подруга Брежневой
Популярность красавца-актёра росла как на дрожжах, а это обязывало к определённому образу жизни. В рядах «московской богемы» прибыло, и Олег с готовностью окунулся в этот новый «прелестный» мир.
На одной из вечеринок Видов познакомился с Галиной Брежневой, дочерью генсека, и стал постоянным участником всех её начинаний. Именно Галина познакомила Олега со своей подругой Натальей Федотовой – дочерью знаменитого профессора Василия Шевякова.
История этого романа просто поражала. Видов с первого взгляда влюбился в Наталью и уже через две недели сделал ей предложение. Федотова сомневалась, но виду не подала, а уже на следующий день, стараниями Галины Брежневой и Олега, пара оказалась в ЗАГСе.
Этот брак принёс Видову только одно хорошее событие – рождение сына Вячеслава. В остальном это были отношения пошлых «зарвавшихся богатеев». Наталья всячески принижала мужа, почему-то считая себя выше его. Но это было еще полбеды…
Олег знал, а жена и не скрывала, что муж ей нужен лишь как ширма для прикрытия ее «звездных» романов. То это был персидский шах, то чуть ли не Фидель Кастро. Актер глушил унижение алкоголем. Он уже вошёл в роль секс-символа после выхода фильма «Всадник без головы» и вёл себя соответствующе.
Ошибкой Видова стали взаимоотношения с красавицей-студенткой ВГИКа Мальвиной Вишней. Конечно, семейная жизнь Олега не удовлетворяла, и он не прочь был завести роман на стороне. Вот только просчитался. Наталья хоть и крутила романы налево и направо, мужу такого права не давала.
Все случилось как в банальном анекдоте. Жена обнаружила мужа в компании обнаженной девицы. Впрочем, поводом для развода эта ситуация не стала.
Гонения и «побег»
Долго продолжаться так не могло, и Видов вскоре сам подал на развод. Наталья так просто этого не оставила: подключила связи и организовала преследования мужа. Она запрещала Олегу видеться с маленьким сыном. Подключилась к делу и Брежнева. Она прямым текстом указала Видову на его место, мол, он знал, на ком и для чего женится.
Олег все же развелся. Расплата не заставила долго ждать. Видов постепенно становился персоной нон-грата. Ему срывали гастроли и перестали предлагать роли. Подобное поведение вполне соответствовало настроениям «соответствующих органов». «Русское лицо» вовсе не означало «советское» и актёр, так активно приглашавшийся на съёмки «за рубеж» получал от властей отказ за отказом.
Наталья сделала все, чтобы бывший супруг остался без гроша в кармане. Иногда ему даже приходилось ночевать в машине.
Терпение Видова лопнуло. Через друзей Олег организовал фиктивный брак с гражданкой Югославии, а получив выездную визу, благополучно «смылся» из страны Советов. Он продолжил работу на территории дружественной страны, но вскоре получил ультиматум: «Немедленно возвращайтесь!».
Эмиграция и последняя любовь
Конечно, возвращаться Олег не собирался. Он прекрасно понимал, ему нельзя ехать на родину, но и оставаться в Югославии он уже не мог. В любой момент могли прийти из соответствующих структур и против воли усадить в самолет.
Олег уехал сначала в Австрию, а затем в Италию, где остановился в доме актёра Ричарда Харрисона. Там судьба и свела его с американкой Джоан Борстен.
Джоан увидела перед собой не секс-символ и не звезду кино, а совершенно загнанного и затравленного человека. Положение усугублялось тем, что КГБ активно разыскивал гражданина Видова и не гнушался разнообразными «вбросами».
Борстен наткнулась на одну из местных газет, где утверждалось, что Олег – советский шпион. В истерике она побежала к Ричарду Харрисону, но тот только грустно улыбнулся.
– Посмотри на него. Шпионы холодны и расчётливы, а это – эмоциональная руина... – подытожил Харрисон.
Джоан Борстен полюбила Олега Видова всем сердцем и немало способствовала его переезду в США, а в последствии стала женой актёра. Олег продолжил работу в штатах. Он не терял оптимизма, но вскоре отчётливо понял, что «звездой Голливуда» ему не стать. Оставалось довольствоваться небольшими ролями и скромно жить в одном из районов Лос-Анджелеса для «актёров средней руки».
В многочисленных интервью Видов всегда говорил, что в СССР ему было душно. Вот только когда встречался с советскими журналистами, скорее больше сам расспрашивал, чем отвечал на поставленные вопросы.
Тоска Олега немного поутихла, когда он пригласил к себе жить своего внебрачного сына Сергея. Долгое время Видов не знал о его существовании, но когда узнал, решил поучаствовать в судьбе мальчика. Помнил, что и сам был когда-то внебрачным ребенком.
После распада Советского Союза компания Олега выкупила 1260 мультфильмов у Союзмультфильма. С тех пор никто не мог транслировать их, не заплатив при этом компании Видова. Позже Олег вернет часть мультиков, но оставит 470.
Почти двадцать лет шли правовые и творческие споры этих мультфильмов. Лишь в 2007 году, когда российский предприниматель Алишер Усманов выкупил права на эти картины и вернул их в Союзмультфильм, страсти улеглись.
Жизнь Олега Видова завершилась далеко от России, но он никогда не переставал думать о родине. Незадолго до смерти он приехал в Москву, долго сидел на крыльце ВГИКа, молчал и плакал...