Найти тему
The IT in Finance

Набиуллина сказала все, что думает про маркетплейсы

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на брифинге в пятницу, 26 апреля, вдруг решила, что пора высказаться относительно регулирования банков, которые принадлежат крупным маркетплейсам.

В общем и целом, все прозвучало, как обычно, неоднозначно в духе того, что в кулуарах ЦБ все еще размышляют на тему того надо или не надо вводить дополнительное регулирование для кредитных организаций принадлежащих Wildberries, Ozon, «Яндекс» и т.д.

"У части маркетплейсов есть банки, которые принадлежат этим товарным маркетплейсам, и эти банки, которые обслуживают платежи, они действуют по общим правилам банковской деятельности, там есть регулирование, выстроенное уже, и надзор, но есть и вопросы, которые возникают здесь, поэтому о том, что необходимо дополнительное регулирование, мы сейчас эту тему изучаем", - сказала Набиуллина.

Вообще, прочитав это становится понятно, что ничего не понятно! Правда, Интерфакс сообщил, что якобы топ-менеджеры каких-то кредитных организаций в апреле подняли вопрос о том, что финансовые "дочки" маркетплейсов имеют конкурентные преимущества перед другими банками при работе с этими торговыми площадками.

Наличие банковской лицензии позволяет маркетплейсам внедрять собственные способы оплаты, например, с помощью "Ozon карты" или "Wildberries кошелька", которые можно пополнить через Систему быстрых платежей. За оплату таким способом покупателям не начисляется кэшбэк, но они получают скидку от маркетплейса. Торговые площадки при этом сокращают свои расходы за счет снижения эквайринговых комиссий, писал "Интерфакс".

Однако ранее заместитель директора департамента платежных систем «Тинькофф» Сергей Хромов в интервью газете "КоммерсантЪ" дословно сказал, что "Wildberries, Ozon и «Яндекс» купили собственные банки, ищут какие-то точки развития финансовых сервисов, и это круто".

Но давайте все-таки подумаем, а почему в теории кредитные организации могут требовать регулирования банков:

Конкуренция и неравные условия: Маркетплейсы, такие как онлайн-платформы, имеют значительные преимущества в привлечении клиентов за счет своей популярности и удобства использования. Это может создать неравные условия для традиционных банков. Регулирование банков, приобретенных маркетплейсами, может помочь смягчить эти различия и обеспечить "справедливую" конкуренцию.

Прозрачность и безопасность: В сфере финансовых услуг особенно важны прозрачность и безопасность. Регулирование банков, приобретенных маркетплейсами, может гарантировать соблюдение стандартов безопасности и защиты данных клиентов, что важно для укрепления доверия общества к цифровым финансовым сервисам.

Стабильность финансовой системы: Регулирование может помочь предотвратить возможные угрозы для стабильности финансовой системы, связанные с резким ростом числа предложений маркетплейсов в части финансовых услуг. Контроль со стороны регуляторов может обеспечить, что эти банки соответствуют требованиям по капитализации, ликвидности и другим стандартам, необходимым для обеспечения финансовой стабильности.

Защита прав потребителей: Регулирование также может обеспечить защиту прав потребителей, обеспечивая, что банки, приобретенные маркетплейсами, следуют правилам и нормам, касающимся прозрачности тарифов, предоставления информации и уровня обслуживания клиентов.

Конечно, это всего лишь наши предположения и ничего больше. Реальная ситуация вокруг банков и маркетплейсов может быть совершенно непохожей абсолютно другой. Поэтому будем ждать какой-то конкретики и инициатив со стороны всех участников рынка в этом направлении в будущем.

The IT in Finance (https://t.me/itinfinance)