Русская историческая повесть
Повесть – распавшийся на части,
из тысячи частей, роман;
глава, вырванная из романа.
Белинский
Повесть не что иное, как –
роман в миниатюре!
Надеждин
Исследуемой нами эпохе зарождения и расцвета русской исторической повести (1-я треть XIX века) предшествовал век классицизма – XVIII век. По мнению исследователя В.Я. Линкова, классицизм был первым «осознанно и чётко оформленным методом в искусстве Нового времени». Поэты – классицисты своими победно-патриотическими одами воспевали боевые победы А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Н.Н. Раевского, Д.В. Давыдова. Литературный критик И.С. Троицкий считал, что сокрушительный удар жанру оды нанесла «сатира И. И. Дмитриева «Чужой толк», направленная против поэтов-одописцев». Впрочем, не стоит умалять заслуги этого жанра. Тем более, что оды классицизма оказали воздействие на развитие литературной жизни последующей эпохи. Даже в начале XIX века, не смотря на критику, торжественная ода продолжала сохранять свой заслуженный авторитет: оды писали Дмитриев, Жуковский, Тютчев, даже в творчестве молодого Пушкина есть произведения, написанные в этом жанре.
На смену высоким трагедиям и одам классицизма XVIII столетия (Ломоносов, Сумароков, Державин) пришли эпические поэмы, которые на литературном Олимпе затем сменила сентиментальная, потом романтическая, затем - историческая повесть, потеснённая чуть позже жанром исторического романа. Историческая повесть и исторический роман принадлежали уже следующему – XIX веку.
Классицизм в начале наступившего века не окончательно сошёл со сцены. В первой четверти XIX века делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям. Классицизм дольше всего сохраняется в драматургии – в жанре трагедии. Трагедии классицизма (например, трагедии Сумарокова) долго не сходили со сцены. Эволюция серьёзных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась в драматургии В.А. Озерова, в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, В.Ф. Раевского, К.Ф. Рылеева.
Следует отметить, что в рассматриваемое нами время растёт увлечение чтением среди разных слоёв населения. В частности, тенденцию возрастания интереса к чтению заметил Н.М. Карамзин. Он отмечал: «Уже прошли те блаженные т вечной памяти достойные времена, когда чтение книг было исключительным правом некоторых людей; уже деятельный разум во всех сословиях, во всех землях чувствует нужду в познаниях и требует новых, лучших идей. <…> Молодой светский человек желает иметь знания, чтобы говорить с приятностью в обществе. <…> И в России охота к чтению распространяется, и <…> люди узнали эту новую потребность души, прежде неизведанную». В дворянской среде стало популярным создавать домашние библиотеки, выписывать книги и журналы, организовывать домашние театры.
На рубеже XVIII и XIX веков главенствующим литературным направлением явился сентиментализм. Как и предшествующий ему классицизм, сентиментализм пришёл на русскую землю из Европы. В нашей стране необычайным успехом пользовались произведения зарубежных писателей-сентименталистов. В список наиболее читаемых европейских произведений в России вошли такие книги, как «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гёте. Эти, а так же ряд других менее знаменитых книг писателей-сентименталистов были переведены на русский язык и заняли своё место на полках образованных россиян. В отличие от классицизма, который во главу угла ставил государственные интересы, который считал достойными изображения только людей, выполняющих важную государственную миссию, сентиментализм провозгласил ценность любой человеческой личности, независимо от сословной иерархии. Ведь способностями сострадать и сочувствовать чужому несчастью, наделены все люди, ничего не меняется от того, к какому сословию они принадлежат.
Проза сентименталистов имела большие успехи у читающей публики. Излюбленный жанр сентименталистов: романтическая повесть, рассказывающая о сентиментальной, печальной любви двух молодых людей. Главный конфликт таких повестей, как правило, заключается в столкновении «чувственного» и «холодного».
К достоинствам сентиментальной повести можно отнести то, что она выработала способы психологического анализа, приёмы лирического описания, портретирования, создание литературного пейзажа. К недостаткам этого литературного направления относится обилие штампов в сентиментальной повести, повторяющиеся одни и те же сюжетные ситуации и образы, причём у многих авторов.
У истоков жанра русской повести стоял Николай Михайлович Карамзин. Главный герой Карамзина и его последователей – личность внесословная по своим моральным качествам. Литературные заслуги Карамзина высоко ценит сам Пушкин. В своей статье «О прозе» поэт пишет: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое <…> Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ — Карамзина. Это еще похвала не большая…». Карамзин пишет сентиментальную повесть «Бедная Лиза», которая пришлась по душе читателям, а в среде литераторов даже вызвала целый ряд подражаний: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Инна» Г. Каменева, а так же ряд других произведений. Даже поэт Жуковский, вдохновлённый примером Карамзина, выпускает собственную сентиментальную повесть «Марьина роща», где уже начинают проступать черты грядущего романтизма. Правда, как Карамзин, так и Жуковский в своих повестях отступают от исторической достоверности, у обоих авторов заметна некая «абстрактность исторической перспективы», В.И. Коровин считает это «принципиальным признаком» повести эпохи романтизма. «Марьина роща» В.А. Жуковского близка к готической повести предромантизма своей эстетикой ужасов, введением таинственного, фантастического, общим колоритом Средневековья.
В романтической повести Карамзина и Жуковского мы обнаруживаем так же фольклорные и религиозные мотивы, которые впоследствии становятся отличительными признаками этого жанра.
Романтизм, впрочем, как и все остальные направления в литературе, представил собой общеевропейское явление. Ф. Шлегель, исследуя истоки романтизма, пришёл к выводу, что «романтизм выразил разочарование и одновременно безграничной силы порыв к идеалу. Его глубинным импульсом, по мнению Шлегеля, было стремление к непостижимому, любовь к беспредельному». Сравнивая древнюю поэзию с современной, Шлегель писал: «Поэзия древних была поэзией обладания, поэзия романтизма – это поэзия томления».
Традиционно принято искать корни романтизма в событиях французской истории последней трети XVIII века. А.Н. Пыпин писал о той исторической эпохе: «Трудно было русскому обществу остаться в стороне от той борьбы, которая шла в европейской жизни и стремилась выработать новые принципы общественные, политические и нравственные». Основным законом творчества для романтиков была свобода. Каждый художник слова создавал свой собственный неповторимый мир, каждый формировал глубоко-личностную художественную систему, следовательно, романтизм сам по себе не был однородным явлением.
Исследователь У.Р. Фохт выделял семь разновидностей романтизма:
Отвлечённо-психологическая (Жуковский, Козлов),
Гедонистическая (Батюшков),
Гражданская (декабристы),
Социальная (Н. Полевой),
Философская (Баратынский, Вл. Одоевский),
Славянофильская (Аксаков, Хомяков),
Синтетическая (Пушкин, Лермонтов).
Другая классификация у Е.А. Маймина. Маймин выделил в романтизме только 5 течений:
Созерцательное (Жуковский),
Гражданское или революционное (декабристы),
Синтетическое у Пушкина,
Синтетическое у Лермонтова,
Философское (Тютчев, Вл. Одоевский).
Писатель А.А. Бестужев-Марлинский создал своего рода жанровые каноны романтической повести:
Историческая повесть («Ревельский турнир», «Роман и Ольга»),
Таинственная повесть («Страшное гадание»),
Светская повесть («Испытание»),
Кавказская повесть («Мулла-Нур»).
События 1812 года заставили переосмыслить отношение к Западу – «вместо образа любезного француза, поклонника прекрасного пола, является страшный Корсиканец, захватчик чужих земель». Надличностные силы захватывают человека, погружая его в водоворот истории. Человек испытывает в разочарование в разуме (культ разума проповедовала одна из предшествующих эпох – эпоха Просвещения), осознание ненадёжности человеческих чувств, смена ориентира с материальных ценностей, на ценности духовные. Романтизм испытал наибольшую популярность в России в 10-20-е годы XIX века. Одна из главных отличительных черт романтизма – «острое осознание противоречивости жизни».
Период конца 1790-х – конца 1820-х гг. ознаменовался пробуждением в широких общественных слоях интереса к исторической тематике, в эти три десятилетия состоялось становление исторической повести в России. В.Г. Белинский, откликаясь на бум исторической прозы в отечественной литературе, иронизировал: «Кто не пишет в наше время романов и повестей, особенно исторических романов и повестей? Кто? - только люди, ничего не пишущие!». Ещё бы, ведь в другом своём труде критик прямо заявляет: «Век наш – по преимуществу исторический век <…>. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без неё стало невозможно постижение ни искусства, ни философии». В первой половине XIX века новый жанр исторической повести обогащается различными темами и сюжетами. Стало возможным выделить в исторической повести некоторые жанровые разновидности. Критик Н.И. Надеждин, можно сказать – современник исследуемого нами жанра, делил повести на три вида: «философские, сентиментальные и собственно дееписательные». Историческую повесть критик относил к последнему, «дееписательному» виду. Исследователи последующих эпох предлагали свои классификации исторической повести. Например, литературовед Юрий Беляев выделяет следующие виды исторической повести:
Историко-биографические (жизнеописание замечательной личности);
Историко-авантюрные (в центре – острозанимательная интрига);
Историко-фольклорные (в основе – этнографический материал).
Известную трудность в отдельных случаях составляет так же установление жанра некоторых конкретных произведений. Например, чем является «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повестью или романом? В отношении «Капитанской дочки» исследователи до сих пор решают этот вопрос. В качестве критериев отличия одного жанра от другого, назовём следующие пункты: а) в структуре исторической повести отсутствует полифонизм, необходимый для жанра романа; б) в повести участвует меньшее количество действующих лиц и, как правило, рассматривается мен6ьший отрезок времени, чем в романе; в) в повести обычно не проводится какой-либо анализ изображённых в ней событий.
Помимо сентиментальных повестей, из-под пера Н.М. Карамзина вышел так же знаменитый эпохальный исторический труд «История государства Российского», который открыл перед отечественным читателем практически никем не описанные страницы древности. Кроме того, Карамзин создал ряд исторических повестей. Писатель выпускает свой журнал «Вестник Европы», где среди художественных произведений других авторов, а так же статей на общественно-политические темы, он публикует свою первую историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Следом за «Марфой-посадницей» выходит следующая историческая повесть Карамзина – «Наталья, боярская дочь». Журнал «Вестник Европы» имел колоссальный успех, выраженный в количестве подписчиков издания – 1200 человек. Благодаря успеху журнала, Карамзин достиг материального благополучия, а с помощью издания своих двух повестей вошёл в историю, помимо всех прочих заслуг, ещё как родоначальник жанра исторической повести в русской литературе.
Итог жизни Карамзина подвёл Н.В. Гоголь: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве. <…> Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, <…> и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!».
У Карамзина и прочих авторов отечественной исторической повести был знаменитый иностранный предшественник – сэр Вальтер Скотт, сделавший бесценный вклад в сокровищницу мировой литературы и стоящий у истоков исторического романа. В отличие от своих предшественников, Скотт делал опору на документы той эпохи, о которой писал, при этом из всего обилия документальных источников он выбирал наиболее характерные. В прозе Скотта нашли своё сочетание художественное мастерство писателя и скрупулёзная научная документальность. Неповторимый колорит исторических эпох В. Скотт мастерски сумел передать в поступках и репликах своих персонажей.
Русская историческая повесть, как справедливо заметил В.И. Коровин, смогла органично усвоить как «историзм Карамзина», так и «повествовательную манеру В. Скотта».
Из других особенностей русской исторической повести следует обратить внимание на то, что писателями, работающими в этом жанре, уже была почувствована разница между речью персонажа и речью рассказчика, - однако предание исторического колорита речам героев исторических повестей ещё не было применено на практике писателями.
К числу несомненных заслуг историческо-романтической повести следует отнести пробуждение интереса в общественных массах к своеобразию национального характера, пробуждение чувства патриотизма и интереса к вопросам истории своей страны. Историческое прошлое стало для русских писателей неисчерпаемым источником тем и мотивов к своим произведениям в жанре исторической прозы. Не даром, русская литература уже давно принадлежит к числу наиболее философических и исторических литератур мира.