Ровно в 4 утра 22 июня 1941 года, на час раньше, чем в Москве, советскому послу в Третьем Рейхе Деканозову вручил ноту о начале войны лично Министр иностранных дел Риббентроп. Деканозов взбесился и называл это "неоправданной агрессией, за которую немцы поплатятся". Риббентроп заверял, что пытался отговорить Гитлера от этой затеи и добавил: "Передайте в Москве, что я был против". Благодаря титанической работе Молотова, Деканозова и всего МИДа, советских служащих в посольстве удалось вытащить из немецких концлагерей спустя месяц, несмотря на поражения на фронте. Но по возвращении на Родину, посла СССР в Германии ждала опала и скорый расстрел.
Карьера в органах власти
Владимир Георгиевич Деканозов родился в 1898 году в Баку в грузинской семье. Его отец незадолго до рождения сына поменял свою фамилию Деказошвили на русский лад, став Деканозовым. Кроме того, Георгий был основателем грузинской социал-федералистской партии, которая боролась с самодержавием. Сам Владимир учился на медицинском факультете в Тифлисе и Саратове. В 1918 году он добровольно вступил в РККА. С 1921 года работает в органах ВЧК Азербайджанской и Грузинской ССР.
Деканозов сделал весьма неплохую карьеру в Грузии, став наркомом пищевой промышленности ГССР, а позже председателем Госплана ГССР. В 1938 году наркомом внутренних дел стал грузин Лаврентий Берия и Деканозов последовал за ним в Москву, возглавил один из отделов НКВД, а именно 5-й отдел ГУГБ, который занимался проведением контрразведывательных операций во всех соседних странах. В этом же году ему было присвоено специальное звание комиссара госбезопасности 3-го ранга равное общевойсковому званию комкор. 3 мая 1939 года Деканозова перевели на работу в наркомат иностранных дел на должность заместителя наркома Молотова. Летом 1940 года Деканозов тайно находился в Литве, где проводил мероприятия по присоединению страны к Советскому Союзу.
24 ноября 1940 года Владимир Георгиевич назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Германии. В декабре 1940 года германское верховное командование начало подготовку к операции "Барбаросса", а с весны 1941 года немецкие пограничники неоднократно нарушали государственную границу, идя на провокации. ВВС Германии в то же время фотографировали советские военные объекты на границе и в глубине страны. Деканозов пытался восстановить контакты с окружением Гитлера в виду быстро ухудшающихся отношений. За несколько дней до войны ему было отказано в аудиенции у фюрера и посол направил ноту Риббентропу о нарушениях границ авиации с 19 апреля по 19 июня.
Спасение советских граждан из Германии и расстрел после войны
22 июня в 4 утра Риббентроп вызвал к себе Деканозова и зачитал ему ноту о начале войны, не произнося, что Германия нападает на Советский Союз. Деканозов был взбешён и пытался доказать, что немецкие претензии беспочвенны, но в ответ услышал лишь лицемерные слова, что сам Риббентроп скорбит и пытался сделать всё для улучшения отношений.
В первые два дня войны было задержано около 1000 советских граждан, работников посольства и торговых представительств. Многих отправили в концлагеря, но Деканозов сумел добиться их освобождения. Переговоры об обмене 1000 советских граждан на 120 немецких шли долго и были близки к провалу несколько раз. Германия предлагала обмен 1к1, но тогда все остальные наши соотечественники были обречены на смерть. Договориться удалось при посредничестве нейтральных Турции, Швеции и Болгарии. 19 июля 1941 года состоялся обмен на советско-турецкой границе.
Во время войны Деканозов возглавлял приёмную комиссию в МГИМО и был далёк от военных и политических событий. После окончания войны он был назначен заместителем министра иностранных дел. В 1947 году получил назначение на пост заместителя начальника Главного управление советского имущества за границей, коим тогда являлся ещё один выдвиженец Берии Всеволод Меркулов. На этой должности Деканозов занимался распоряжением имущества, которое СССР конфисковало у побеждённых стран. После смерти Сталина Берия назначает Деканозова министром внутренних дел Грузии.
30 июня 1953 года после смещения Берии, Деканозов был также снят со всех постов и арестован как "член банды Берии". Ему ставилось в вину сотрудничество с "врагом народа", подготовку переворота, а также расхищении государственного имущества в сговоре с Меркуловым. 23 декабря специальным судебным присутствием Верховного Суда СССР под председательством Маршала Конева Берия со своими людьми, в числе которых был Кобулов, Гоглидзе, Меркулов и Деканозов приговорены к смертной казни с конфискацией имущества. В 2000 году Верховный суд РФ пересмотрел приговор Деканозову, убрав пункт об измене Родине, но в реабилитации было отказано.