- Не ходите жить к бабуле, - настоятельно советовала свекровь молодоженам Коле и Ларисе. Девушка сначала подумала, что невестка не нашла общий язык с Лидией Петровной. Но когда свекор, сын пожилой женщины, согласился с женой, Лариса немного расстроилась, подумала:
- Это же надо так испортить отношения с родным, тем более, старым человеком.
Да и молодой супруг Коля предлагал снять квартиру. Но дополнительные траты на жилье при их скромном бюджете становились непозволительной роскошью. К тому же Лариса жила в семье, где в одном доме вполне мирно существовали несколько поколений. Ссоры случались, но они не были длительными скандалами, тем более не превращались во вражду.
Бабушка мужа понравилась девушке на свадьбе. Нарядная, прочитала душевное поздравление, хорошую сумму денег подарила.
Лидия Петровна приватизировала просторную двушку, которую получила, еще работая бухгалтером в совхозе. По должности была местной элитой. Молодым родственникам выделила комнату поменьше, но и она оказалась уютной, с окнами на солнечную сторону.
Когда перевозили вещи, Николай снова завел старую песню:
- Ты под бабушкину дудку не пляши, она умеет интриги устраивать, людьми вертеть. Сама не заметишь, как к ней в услужение попадешь, станешь все капризы выполнять. Я уже этот этап прошел, и родители тоже.
- Что же плохого о пожилом человеке заботиться, - уверенно заявила девушка.
Николай только покачал головой.
Лидия Петровна встретила родню радушно. Только смущенно промолвила, что в доме не прибрано, сил совсем нет. Конечно же, Лариса сразу взялась за пылесос, вымыла пол, протерла пыль. Через два часа квартира сияла.
- Какая же ты молодец, теперь под старость у меня внучка появилась, - ласково комментировала преображение в доме старушка.
Вдохновленная добрыми словами девушка пообещала, что уборку теперь она будет делать постоянно. Лариса почувствовала себя заботливой хозяйкой, которая помогает старому, больному человеку.
Немощной бабулей вообще-то Лидия Петровна не выглядела. На тумбочке лежали упаковки лекарств, флаконы с настойками. Но регулярно принимались только препараты от повышенного давления и витамины. А вот жалобы на здоровье звучали постоянно:
- Недолго я протяну, чувствую себя все хуже. Только с вашей помощью могу еще пожить. Квартиру вам обязательно отпишу. Вот станет получше, к нотариусу съездим.
Бабушка никогда в открытую не командовала, тем более, не ругалась. Больше жаловалась на здоровье, тяжелую жизнь, искусно манипулировала чувствами близких. В общем, вызывала искреннее сочувствие, жалость, стремление помочь.
Даже иногда рвалась заняться домашними делами. Но выглядело все так, что выполняет работу из последних сил. Ларису мучила совесть, она просила Лидию Петровну отдохнуть, уверяла – справится сама. И удивлялась, как же прежде, без них, женщина заботилась о быте.
Следующим шагом стала организация совместного питания. О том, чтобы готовить отдельно и речи не шло после того, как бабушка пожаловалась – сил совсем нет, разве что кашку сварить может. Когда же молодые после печальных жалоб женщины предложили питаться совместно, та выдвинула список блюд, которые ей положены в связи с недугами. Никаких особенных деликатесов, но все должно быть свежее, куриное мясо готовить на пару. Хотя иногда можно побаловаться сыром, сырокопченой колбаской. Сладкого совсем нельзя, а ведь так хочется…
Как в такой ситуации отдохнуть от кухни, заказать пиццу или роллы? Впрочем, когда несколько раз ребята сделали заказ и угостили Лидию Петровну, она не отказывалась. Даже нахваливала:
- Если бы не вы, никогда бы не попробовала такую вкусноту.
Коля не спорил с женой, терпел ее хозяйственное рвение. Лишь иногда не выдерживал:
- Ты ведь устаешь сильно на работе, а еще вахта в доме ждет. Надо пожить без больших забот немного, пока детей нет. И не думай, что бабуле твои заботы идут на пользу. Она же весь день у телевизора сидит, двигаться совсем перестала, еще больше потолстела. Ее ровесницы с внуками возятся, на даче работают. Движение – это жизнь.
Но, сочувствуя Ларисе, нередко брал на себя хозяйственные заботы. Продукты всегда привозил он, да и пылесосил часто.
Впрочем, в расписание дня старушки входили «светские мероприятия», так их называл внук. Попросту это было многочасовое сидение на скамейке у подъезда небольшого двухэтажного дома с подружками.
Если позволяла погода, Лидия Петровна нарядно одевалась, даже губы подкрашивала. Но и здесь от роли немощной старухи совсем не отказывалась, просила Ларису спуститься с ней вниз по лестнице, а то споткнется, упадет.
Несколько раз девушка замечала, что сгорбленная бабушка, едва переставляющая ноги, при выходе на улицу преображалась – прямая спина, и движения не как у 75-летней старушки.
Лидия Петровна была у товарок в авторитете. Простые женщины, работавшие в поле и на ферме, по привычке считались с мнением бывшего бухгалтера.
Темы для обсуждения появлялись постоянно: вспомнить прошлое, обсудить новые телевизионные шоу и фильмы. Больше всего же, что называется, перемывали косточки знакомым. Соседи поссорились, дети непутевые, обновы – ничего не оставалось без внимания.
Окна их квартиры выходили на скамейку, поэтому невольно Лариса слышала беседы. Да и что там скрывать, частенько прислушивалась. Не сплетни интересовали, а манера общаться Лидии Петровны с другими людьми. Никогда та не делала категоричных выводов, наоборот, мягко комментировала события. Да так душевно относилась, что соседки и о себе охотно рассказывали, искали сочувствия.
Домой возвращалась довольная, свежий воздух пошел на пользу. Да и общение с давними знакомыми, ровесниками словно прибавляло сил. Во всяком случае, жаловалась на жизнь потом значительно меньше.
Заметив это, Лариса с радостью собирала бабушку к выходу на улицу. Не потому, что надоела. А потому, что поняла – такое общение старушке необходимо, она ждет вечера. Искренне расстраивается, когда холодно или начинается ливень.
- Ну что, съезжать не собираетесь? – неизменно интересовались родители Коли, когда молодые заходили к ним в гости.
- Нет, мирно существуем, - расплывчато отвечали ребята. Родственники многозначительно переглядывались.
- Вы не стесняйтесь, если что – говорите, мы умеем бабулю на место ставить. Лариса при возвращении домой размышляла о ситуации. Заметила, что родственники невольно настраивали ее против Лидии Петровны. Однако надо отметить, что та никогда не стравляла, не провоцировала скандалы между девушкой и ее мужем. Не жадничала, деньги на продукты и другие покупки аккуратно выделяла.
Через несколько дней открылся секрет старушки. Она принимала ванну, когда Николай занялся поисками снаряжения для похода, которое с детства хранил у бабушки. Заглянул внутрь дивана, с которого Лидия Петровна, практически, не слезала.
Увиденное настолько потрясло парня, что он минуту созерцал припасы бабушки. Потом позвал жену. Значительную часть внутреннего отсека дивана занимали аккуратно разложенные сладости: печенье, шоколадки, упаковки конфет. Рядом в пакете лежали фантики. Вот конспираторша, следы заметала, чтобы случайно ребята не заметили в мусорном ведре.
- Она же из дома не выходит, когда накупить столько успела, - молчание от потрясения нарушила Лариса.
- Наверно, когда мы на работе, она в магазин выбирается, чтобы себя побаловать.
В это время из ванной выбралась старушка, сразу все поняла и пошла в наступление.
- Это почему вы в моих вещах роетесь? Я разве устраиваю проверки ваших шкафов?
- Так мы ничего от тебя не прячем, - Лариса поняла, что начинает оправдываться.
- Всю жизнь себя обделяла, детей растила. Хоть в старости имею право о себе вспомнить.
Лидия Петровна расплакалась. Николай подмигнул Ларисе:
- Узнаю бабулю, мы же и виноваты оказались.
А девушке было ее жаль. Не потому, что судьба сложная у старушки. Родня-то рассказала, что дедушка зарабатывал прилично, хозяйство держали. Сочувствие вызывало, что Лидия Петровна хитрила, как ребенок, который прячет сладости, чтобы не делиться.
- Теперь ты понимаешь, какая бабуля премудрая, - Николай прямо торжествовал. – Что делать будем?
- К хозяйственным заботам привлекать. Попрошу суп завтра сварить, нечего лениться. Тем более не откажется, ведь чувствует себя неловко после наших сладких находок.
С этого дня Лидию Петровну стали привлекать к домашним делам. Сильно не нагружали, но готовить она стала часто. Да и кое-какие продукты покупала, если все равно в магазин ходит. Поначалу бабушка обиженно поджимала губы, когда к ней обращались за помощью. Потом привыкла. Готовит она прекрасно. Ребята без всякой лести признают ее кулинарные способности.