Съемка молнии может быть довольно сложной. Это сочетание управления доступным светом, которого может быть много, а может и не быть, и одновременно ожидание резкого изменения яркости при вспышке молнии. Все это происходит, когда необходимо предугадать, когда и где ударит молния. Существует множество факторов, которые определяют возможность запечатлеть молнию на фотографии, и успех в этом зависит от подготовки, гибкости и простого везения.
Чтобы запечатлеть молнию, диапазон настроек экспозиции гораздо более узкий, чем при других видах съемки на открытом воздухе. Выдержки должны быть длиннее, чем обычно, но не слишком длинными, чтобы окружающее освещение не уничтожило изображение удара молнии. Ночью разряды молнии становятся легко различимыми из-за их яркости по сравнению с небом. Однако днем это может быть сложнее, и настройки часто имеют ограничения из-за того, что обилие окружающего света приводит к недостаточному контрасту, чтобы показать разницу между вспышкой молнии и близлежащими освещенными облаками. Именно поэтому рабочий процесс съемки может иметь различия между ночью, когда темно, и днем, когда светло.
Необходимое оборудование для съемки молний
Вам понадобится камера, которую можно легко настроить в зависимости от ситуации. Съемка молний означает, что придется иметь дело с множеством изменяющихся факторов окружающей среды, и помимо хорошего разрешения и подходящего фокусного расстояния, важно, чтобы камера имела ручные функции настройки, которые обеспечат большую гибкость.
Обязательным аксессуаром является хороший и прочный штатив. Недостаточно просто иметь что-то, на что можно поставить камеру. Съемка грозы подразумевает необходимость противостоять ветру и даже дождю, и это не только для долговечности оборудования, но и потому, что съемка длинных экспозиций может быть испорчена одним лишь сотрясением штатива от ветра.
Чтобы сделать этот процесс более эффективным и безошибочным, необходимо использовать умный спусковой механизм затвора. Съемка молнии имеет определенные настройки, которые должны быть достигнуты не только для получения четкой фотографии, но и для получения наилучшего детального снимка удара молнии. Использование очень мощного спускового устройство, особенно оснащенного датчиком молнии, даст гарантию получения вспышек молнии, достижения наилучших результатов, а также уменьшит количество пустых кадров. MIOPS Smart+ является одновременно интервалометром и спусковым устройством для съемки молний.
Фотосъемка молний ночью
Съемку молний ночью можно считать более простым занятием, чем днем. Это объясняется тем, что при большом количестве окружающего света существует дополнительное ограничение по экспозиции. Поскольку ночью гораздо темнее, проще и даже необходимо делать длинные выдержки, чтобы добиться достаточной яркости фотографий. Чтобы добиться такой же длины экспозиции днем, пришлось бы использовать дополнительные инструменты.
Длинная выдержка является почти абсолютной необходимостью при съемке молний. Вспышки, как правило, очень неуловимы и труднопредсказуемы, поскольку длятся всего доли секунды. Общий принцип, позволяющий запечатлеть их, даже если вы не можете предсказать время удара, заключается в том, чтобы сделать длинную выдержку и надеяться, что в кадр попадет несколько молний за время съемки. Это все равно, что закидывать гораздо большую сеть, чтобы поймать очень быстро движущуюся рыбу. Однако и у экспозиции есть предел, поскольку, слишком длинная выдержка может дать большему количеству света осветить темные участки, что, в свою очередь, сведет на нет детали удара молнии. Это особенно верно, когда вспышка происходит в начале экспонирования.
Существует несколько способов «поймать» молнию, когда она появляется перед камерой. Первый похож на закидывание сети, а второй - на точное прицеливание. Метод сети - это просто съемка с интервалометром, чтобы иметь возможность автоматизировать процесс съемки последовательных экспозиций. В ночь, когда вокруг много молний, можно просто направить камеру в ту сторону, где они сверкают, и снимать последовательные экспозиции до окончания грозы. Таким образом, получатся сотни или даже тысячи последовательных кадров. Среди них только часть будет содержать изображения молнии, и их число будет увеличиваться в зависимости от частоты ударов молнии. В любом случае, получится много пустых кадров, в которых молнии нет.
Другой метод - использование специального спускового устройства для съемки молний. Оно переводит рабочий процесс с отнимающего много времени и места, на более точный, который избавит от множества пустых кадров. Типичный активатор для съемки молний имеет световой датчик, который соединен с камерой. Датчик предназначен для обнаружения резких изменений в освещении, характерных для молний. Когда он обнаруживает достаточно сильное изменение освещенности, то запускает камеру для начала экспонирования. Это означает, что фотографии будут сделаны только тогда, когда произойдет сильная вспышка света.
Чтобы получить правильную экспозицию и одновременно увеличить шансы запечатлеть молнию, выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы снять несколько вспышек, и достаточно короткой, чтобы не потерять детали. По сути, можно делать более короткие выдержки, а поскольку молния обычно яркая, освещенность не будет проблемой. Однако в этом случае придется делать слишком много последовательных кадров.
Чтобы увеличить шансы запечатлеть молнию и получить хорошо сбалансированную экспозицию, можно снимать с выдержкой от 6 до 10 секунд в зависимости от частоты вспышек. Если молнии бьют довольно часто, предпочтительнее использовать более короткую выдержку, так как слишком большое количество молний в одном кадре может привести к тому, что яркость одного удара перекроет яркость других. Диафрагма может быть довольно гибкой, однако цель заключается в достижении большой глубины резкости, чтобы убедиться, что и передний план, и небо находятся в фокусе. Как правило, достаточно диафрагмы от f/8 до f/11. Поскольку съемка ведется с относительно длительной выдержкой, необходимость в повышении ISO практически отсутствует, и для получения максимально чистого снимка достаточно чувствительности ISO от 100 до 400.
Фотосъемка молнии днем
Как уже упоминалось ранее, съемка молнии днем может быть несколько сложнее. Это связано с тем, что обилие света может помешать камере увидеть молнию на более ярком фоне. Однако поскольку молния возникает в очень облачную погоду, даже обычно при очень плотных и темных облаках, вероятность того, что небо будет достаточно тусклым, позволяет ее увидеть.
Даже при более темных облаках существует некоторое ограничение на то, насколько можно удлинить экспозицию, чтобы добиться той же выдержки, что и при ночной съемке. Именно здесь может пригодиться дополнительный инструмент. Используя фильтр нейтральной плотности на 2 или 3 ступени, можно увеличить время экспонирования настолько, чтобы запечатлеть удар молнии. Без ND-фильтра, даже в темный грозовой день, камера сможет сделать экспозицию всего 1/10 - 1/3 секунды, и в результате получится слишком много снимков за очень короткое время. Использование ND-фильтра позволит снимать с экспозицией от 4 до 10 секунд в зависимости от ситуации, что даст больше шансов поймать удар молнии.
При использовании пускового устройства для съемки молний можно уменьшить количество напрасных экспозиций, но ограничение, связанное с окружающим светом, все равно останется. Использование ND-фильтра в сочетании с пусковым устройством даст лучшие результаты в погоне за неуловимыми молниями в дневное время. После указанной корректировки настройки дневной съемки останутся относительно прежними. При использовании ND-фильтра достигается цель съемки с экспозицией до 10 секунд, в то же время, благодаря обилию света, появляется больше возможностей для использования меньших диафрагм для увеличения глубины резкости и детализации, и в конечном итоге, поскольку свет не является проблемой, ISO 100 будет достаточно.
Постобработка
Различные подходы к съемке молний позволяют получить несколько фотографий в зависимости от того, сколько раз молния действительно ударила во время съемки. Если вам посчастливилось снимать во время грозы с большим количеством вспышек, то одна конкретная съемка может дать хороший набор фотографий молний, которые можно использовать по отдельности или комбинировать. Преимущество непрерывной съемки во время грозы заключается в том, что это позволит получить хорошую коллекцию изображений, которые впоследствии можно объединить, чтобы проиллюстрировать впечатления от наблюдения грозы в одном единственном снимке.
Съемка молний определенно стоит тщательного и длительного процесса съемки. Будь то днем или ночью, удар молнии на фотографии всегда привлекает внимание и передает драматическое настроение.
Автор: Эсат Пироглу
Автор фотографий и помощь в написании статьи: Никко Валенсуэла
Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!