Очень много слышала про этот роман английского писателя, японца по происхождению, Кадзуо Исигуро.
Когда взяла книгу в руки, настроилась на непростое чтение – все-таки антиутопия, посвященная этическим проблемам трансплантации органов. Так и оказалось, при том что жестоких сцен в романе совсем нет.
Действие происходит не в отдаленном будущем (как вроде бы ожидаешь от жанра), а… в прошлом. Перед нами появляется Англия 90-х годов, где, как сообщает автор, уже почти полвека выращивают человеческих клонов для последующего донорства. Герои – молодые (так и хочется написать - люди, но они – либо доноры, либо их помощники), из которых мало кому удастся дожить до 30. Всех их ждут «выемки», а затем – «завершение», «точка».
Детство и раннюю юность эти ребята проводят в закрытой школе Хейлшем, где воспитанников опекают, холят и лелеют, заботясь об их здоровье (им нужно беречь себя для будущей миссии). Мир Хейлшема не лишен очарования. Здесь изучают науки, поощряют различные виды творчества, спортивные игры, любовные отношения у подростков - но он замкнут. За пределами школы как будто бы ничего нет. В самом заведении царит атмосфера постоянных недомолвок. Информацию о будущем здесь выдают очень дозированно и осторожно.
Если кто-то из доноров имеет дерзость мечтать – например, стать актером, работать в офисе, по-настоящему полюбить другого человека, или встретить «идеальное я», с которого они были скопированы, – наставники тут же возвращают его с небес на землю. Не забывай, кто ты и зачем.
Возникает вопрос: для чего тогда все эти науки и искусства? Нет ли в этом какого-то утонченного издевательства над будущим, по сути, биоматериалом? Отнюдь. У такого творчества есть цель, и она не в том, чтобы сделать счастливыми хотя бы ранние годы жизни этих обреченных созданий. Одна из героинь, по имени Мадам, отбирает лучшие творческие работы воспитанников, чтобы доказать вышестоящим руководителям – у клонов есть душа.
А разве кто-то в этом сомневается? – робко спрашивает у нее героиня-рассказчица, помощница доноров Кэти Ш.
Видимо, ничего доказать у Мадам не получается, потому что образцовую, как оказалось, школу для доноров Хейлшем закрывают. Или наоборот – доказать как-раз-таки получается, вот именно поэтому школа и оказывается ненужной.
Кэти – воплощение долга, совести и человечности, насколько это возможно в описываемой автором ситуации. Она рассказывает о своих нелегких, драматичных отношениях со своими близкими друзьями по Хейлшему, Томми и Рут. Обоих она теряет, сопровождая их до самого завершения пути, который ей вскоре предстоит пройти самой.
Герои не бунтуют (!) Они покорны, апатичны, погружены в прошлое, потому что думать о будущем слишком невыносимо.
Чтение оказалось не из легких, и не только по причине драматичного сюжета. При всей остроте темы, возможности порассуждать мне как-то не хватило, во-первых, динамичности повествования, а во-вторых, выпуклости и живости персонажей. Они получились и вправду блеклыми – при всем том, что автор им, несомненно, сочувствует. И в существовании у них души – не сомневается.
А какие мысли и эмоции вызвала эта книга у вас?