Декламация стихов по утрам поможет прокачать мозг. Классическая поэзия и литература в этом плане более эффективна, чем книги по самопомощи, считают британские ученые. Чтение стихов активирует и синхронизирует работу обоих полушарий. Чужой опыт, который мы продумываем читая книги, побуждает подумать о своих проблемах.
Литература может исцелить нас, вернуть утраченные эмоции и помочь нам не только пережить трудные времена, но и установить новые контакты на человеческом уровне. Так считает Филип Дэвис, почетный профессор английской литературы Ливерпульского университета и автор книги «Чтение ради жизни».
Связь между поэзией и усиленной мозговой активностью
Исследователи из Ливерпульского университета обнаружили, что стихи Шекспира, Вордсворта и других признанных классиков британской поэзии оказывает благотворное влияние на разум, обеспечивая мгновенный подъем морального духа, привлекая внимание читателя и вызывая моменты саморефлексии.
С помощью сканеров они отслеживали мозговую активность 30 добровольцев во время чтения произведений классической английской литературы как в их оригинальной форме, так и в более упрощенном современном переводе.
Эксперимент показал, что более «сложная» проза и поэзия вызывают гораздо большую электрическую активность в мозге, чем облегченный для понимания пересказ. Ученые изучали активность мозга по мере того, как читатели реагировали на каждое слово и заметили, как он «загорался», когда испытуемые сталкивались с необычными словами, неожиданными фразами или сложной структурой предложения.
Исследование также показало, что поэзия повышает активность правого полушария мозга, области, связанной с «автобиографической памятью», что помогает читателю поразмыслить и переоценить свой собственный опыт в свете прочитанного. Ученые заявили, что это означает, что классика более полезна, чем книги по самопомощи.
Читайте книги
«Серьезная литература действует на мозг как ракетный ускоритель. Исследование показывает способность литературы менять ментальные пути, создавать новые нейронные связи и новые мысли как у молодых, так и у солидных людей»
— Филип Дэвис, профессор английского языка, работавший над исследованием в университетском центре магнитного резонанса.
В первой части исследования наблюдалась реакция мозга 30 добровольцев, когда они читали Шекспира в его оригинальной и «современной» форме. Оригинальный текст Шекспира вызвал более высокий уровень мозговой активности, чем современный пересказ или простая проза.
На втором этапе исследования ученые изучили, в какой степени поэзия может принести терапевтическую пользу. Исследовали работы Вордсворта, Элиота, Филипа Ларкина и других признанных классиков английской поэзии. Вновь сравнивали воздействие оригинальных стихов и пересказа.
Читайте и слушайте стихи
Чтение и прослушивание классической поэзии вызвало большую активность мозга, задействовав не только левую часть мозга, отвечающую за распознавание языка, но и правое полушарие, отвечающее за автобиографическую память и эмоции.
Активность этой области мозга предполагает, что поэзия запускает «механизмы переоценки», заставляя читателя задуматься и переосмыслить свой собственный опыт.
«Поэзия — это не просто вопрос стиля. Это вопрос глубокой проработки версий чужого опыта, которые добавляют эмоциональное и автобиографическое к когнитивному восприятию»
— профессор Филип Дэвис
Классическая литература «лучше для психического здоровья, чем книги по самопомощи»
Профессор Филип Дэвис, опубликовавший результаты исследования Ливерпульского университета в своей новой книге, сказал, что великая литература «освобождает эмоции и воображение», что позволяет вам чувствовать себя «более живыми».
«Если вы просто просматриваете информацию, вы продвигаетесь быстро, это очень легко, это происходит автоматически. Но когда литература начинает делать что-то более сложное, чем это, мозг начинает работать»
— Филип Дэвис, автор книги «Чтение для жизни»
Декламируйте стихи
Исследования ученых Института эмпирической эстетики Макса Планка, Франкфурт-на-Майне, Германия, показали, что поэзия развивает эмпатию. Прочитанные стихи могут выступать мощным стимулом для возникновения пиковых эмоциональных реакций, включая озноб и объективно измеримые мурашки по коже. Эти реакции на поэзию во многом аналогичны реакциям на музыку, однако их нейронная основа имеет важные различия.
Не все могут повторить опыт Эйнштейна и сыграть себе на скрипке для вдохновения и, как выяснили ученые, для взрывной стимуляции активности могза. Но каждый из нас может достать с полки любимый томик стихов или открыть на телефоне роман «Евгений Онегин», как электронную книгу или как аудиокнигу в гениальном прочтении Иннокентия Смоктуновского.
Стихи Александра Пушкина читает Иннокентий Смоктуновский
AS. Ремарки на полях:
«Изучать матчасть» я начала, когда, прочитав синопсис фильма «Онегин», поняла, что не хочу слушать пересказ великого текста. Но есть ли разница в восприятии стихов Александра Пушкина и пересказа, кроме эстетической? Об этом мне и рассказали ученые из Ливерпуля и Франкфурта-на-Майне, а я пересказала вам.
Но у меня есть две причины читать стихи по утрам. Первая, как вы поняли, я хочу сохранить интеллект «до конца...», надолго. Поэтому здесь собираю все, что, по мнению ученых, может способствовать продуктивному долголетию. Вторая причина — я живу одна, давно не работаю и могу молчать весь день. Но, как мы знаем, неупражняемый орган атрофируется.
Если я не почитаю вслух несколько дней перед встречей Книжного луба, мне трудно выполнять столь привычную для меня в прошлой жизни функцию модератора встречи. Мое предположение подтверждают ученые: чтение и декламация стихов обладают удивительным воздействием на интеллект и эмоции.
Начинаем день с чтения стихов. Как приятно сказать себе:
Как хорошо проснуться утром дома,
Где все, казалось бы, вам издавна знакомо,
Но где так празднично в явь переходит сон,-
Как будто к станции подходит ваш вагон.
Вы просыпаетесь от счастья, словно в детстве.
Вам солнце летнее шлет миллион приветствий,
И стены светлые, и ярко-желтый пол,
И сад, пронизанный насквозь жужжаньем пчел.
Самуил Маршак, 1964 год; цикл «Лирические эпиграммы».
Эти строки Самуила Маршака я не случайно выбрала для утренней артикуляционной разминки, в его переводах мы знаем Шекспира и Вордсворта, чьи стихи изучали ученые. Уже создала для себя подборку утренних стихотворений. Буду делиться. Подписывайтесь. Присоединяйтесь к нашему книжному клубу. Мы выбираем хорошие книги.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света!
Стихотворение Афанасия Фета также учим наизусть и декламируем по утрам себе любимым, как артикуляционную разминку и утреннюю аффирмацию.
Аффирмация (от лат. affirmatio — «утверждение, подтверждение») — это позитивное утверждение, краткая фраза самовнушения, создающая правильный психологический настрой.
А у вас есть любимое стихотворение, которые вы читаете для себя и 'сердце поет'?
Статья не является медицинской рекомендаций и носит информационный характер.
Проконсультируйтесь с врачом, прежде чем вносить какие-либо изменения в свой рацион, медицинские назначения или режим упражнений.
Надежда Маньшина
Спасибо за интерес и ваши лайки.
Подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях. Давайте поговорим.
© Надежда Маньшина
Фото автора
Исследования:
Wassiliwizky E, Koelsch S, Wagner V, Jacobsen T, Menninghaus W. The emotional power of poetry: neural circuitry, psychophysiology and compositional principles. Soc Cogn Affect Neurosci. 2017
“Reading Shakespeare Has Dramatic Effect on Human Brain.” ScienceDaily, December 19, 2006.
Reading for Life by Philip Davis (Author). Publisher : Oxford University Press (April 6, 2020)
Фаликман М. В. Нейропоэтика как область когнитивных исследований: методы регистрации активности мозга и движений глаз в исследованиях восприятия и порождения поэтического текста : Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2017. Т. 14. С. 349-368.