В России намерены возродить еще одну отрасль промышленности — к маю текущего года по поручению председателя Совфеда РФ Валентины Матвиенко должно быть подготовлено соответствующее предложение. По словам руководителя верхней палаты, необходимо восстановить все заводы и загрузить их по максимуму.
Речь идет о производстве лифтов. В 2022-м Россию покинуло несколько западных компаний, включая Schindler, Kone и Thyssenkrupp. На этом фоне увеличились поставки из Беларуси и азиатских стран. Хотя большая часть данной продукции и до того выпускалась на отечественных предприятиях (около 70%), тем не менее некоторые компоненты закупали (и продолжают закупать) за границей.
По данным Российского лифтового объединения, доля импортных комплектующих в российских производствах лифтов два года назад составляла около 30% — в первую очередь, это лебедки и микроэлектроника. С тех пор ситуация начала меняться. Недавно мы рассказывали о планах наладить производство отечественных частотных преобразователей, которые выравнивают напряжение в сети и обеспечивают плавное движение подъемного механизма. Как отмечают отдельные эксперты, одной из проблем в лифтовой отрасли остается нехватка профессиональных кадров, особенно в части проектировщиков.
С одной стороны, сегодняшних объемов производимых в стране и завозимых из-за границы лифтов вполне хватает, чтобы закрыть все потребности на рынке новостроек. Однако в России существует острая необходимость замены старых кабин — у каждого пятого лифта превышен максимальный срок эксплуатации, который в среднем составляет 25 лет. На данный момент, как утверждают в Минстрое РФ, из 600 тыс. действующих подъемных механизмов до 2025-го требуется заменить около 140 тыс. единиц (96 тыс. с уже истекшим сроком эксплуатации и 43 тыс. с истекающим).
Эта тема стала главной на заседании общественного совета при Минстрое в феврале 2024-го. А в следующем месяце Валентина Матвиенко в ходе встречи с гендиректором ДОМ.РФ Виталием Мутко заявила о необходимости возрождения лифтовой отрасли, чтобы отечественные заводы были загружены и имели устойчивый заказ минимум на пять лет вперед.
«Надо восстановить все наши заводы и загрузить их максимально и заканчивать заниматься дурью с этими конкурсами... Мы должны в мае утвердить такую программу возрождения», — отметила председатель Совета Федерации. Этой весной отраслевой комитет представит дорожную карту по лифтовому хозяйству. В свою очередь, в Госдуме РФ предложили внести расходы на замену лифтов в федеральный бюджет.
По словам главы Всероссийского центра строительной политики (ВЦСП) Александра Моора, в ближайшие два года на поэтапную реконструкцию ЖКХ правительство выделит беспрецедентно огромные деньги — порядка 300 млрд руб. Он подчеркнул, что местные компании и дружественные страны поставят России необходимое количество лифтов. В апреле 2024-го председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов заявил, что замену лифтов в жилых домах (по крайней мере, большую их часть) должны обеспечить отечественные заводы.
Первый лифт в России появился в 1893 году в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце — проект был реализован компанией Otis по личному заказу Александра III. Во времена СССР в стране действовало четыре гигантских предприятия — Самаркандский лифтостроительный завод, Могилевский завод лифтового машиностроения, Щербинский лифтостроительный завод и Карачаровский механический завод.
После распада Союза на территории России остались два последних предприятия. Завод в Самарканде из-за невостребованности лифтов в Узбекистане резко сократил объемы производства. Могилевский завод, благодаря разумным решениям белорусских властей, довольно быстро переориентировался на потребности стран СНГ (сегодня ОАО «Могилевлифтмаш» является одним из основных поставщиков для России).
ЩЛЗ остается ведущим российским производителем подъемно-транспортного оборудования, закрывая потребности внутреннего рынка примерно на 25%. КМЗ, несмотря на риск ликвидации предприятия в 2022 году, все же удалось сохранить, и сегодня завод продолжает выпускать продукцию и развиваться.
В целом на территории России действует около 25 различных предприятий, занимающихся производством лифтов (пять из них дают свыше 2 тыс. единиц в год). В 2023-м на рынке появился новый игрок — METEOR Lift. Компания стала преемницей американской Otis, продавшей в июле 2022-го все свои российские активы многопрофильному холдингу S8 Capital.