Основная часть гостей из тех, что пожелали вернуться домой, уже разъехались. На дворе быстро стемнело. В яблоневом саду зажгли фонари. Вечерняя свежесть опускалась на землю. Лёгким дуновением ветра разносился по округе аромат спелых яблок. После душевных переливов гармони музыку включать не хотелось.
Верочка первой нарушила тишину. Она подошла к бабушке, уселась рядом и положила голову на плечо.
- Бабушка, расскажи про свою любовь...
Варвара Алексеевна задумчиво посмотрела вдаль, словно пыталась вдалеке увидеть картину тех лет.
- Любовь была короткой, но осталась со мной на всю жизнь. Мы познакомились со Степаном, когда мне только исполнилось восемнадцать лет. Жила я в городе, работала на фабрике. Стёпа только отслужил в армии и в ожидании автобуса до деревни гулял по городу. День был выходной. В тот день мы с подружками тоже гуляли. Он остановил нас спросить, что можно поблизости посмотреть. По итогу увязался за нами. Забавный такой! Чубчик из-под пилотки торчит, глаза горят, улыбка во всё лицо... Он мне в первый день знакомства сразу сказал, что буду его женой. Я в ответ только рассмеялась. Погуляли, проводила Степана домой. Жила ожиданием! Поняла, как его не хватает. Стёпа вернулся обратно через две недели. Пошли сначала с моими родителями знакомиться, потом поехали к нему. Там, в деревне свадьбу и сыграли. В большом доме родители Степана выделили нам комнату. Помогли разместиться. Поставили большую деревянную кровать из ели, угольник, струганную лавку, сундук с постельным бельем и нарядами. Не успели по-настоящему насладиться семейной жизнью, как началась война. Всех мужчин забрали на фронт, провожали их всем селом, среди них и Степан с отцом. Я к тому времени беременна Людочкой была. У меня до сих пор в ушах стоит громкий женский плач, правда, тогда я ещё в полной мере не понимала, почему Стёпина мать, тётя, соседки так убиваются. Осознание войны, как огромного горя, пришло позже.
Уже через месяц в деревню стали приходить похоронки: оплакивали погибших так же, как когда-то провожали на фронт, - всем миром. Нашей соседке пришло четыре таких извещений - на всех сыновей. От горя она умерла, а следом за ней - наш сосед, её муж. В нашей семье первым начали оплакивать Стёпиного отца, через полгода пришла похоронка и на моего мужа. Мать, потеряв мужа и сына, слегка помешалась - стала разговаривать с ними, как с живыми. Еле её отходила. Так в девятнадцать лет я осталась вдовой с ребёнком на руках. Остались одни воспоминания и любовь в сердце. Плакать не было возможности, нужно было за свекровью присматривать, да дочку поднимать.
Великая Отечественная война забрала жизни миллионов людей, сровняла с землей города и посёлки, оставила без родителей и крова детей… Единственное, что она не смогла убить, - это любовь. Теплота и нежность прорывались сквозь боль и страдания, соединяя разделенные тысячами километров измученные горем людские сердца. Любовь согревала, исцеляла, давала надежду, заглушала боль отчаяния, укрепляла веру в победу. Благодаря ей мы выстояли... - закончила рассказа Варвара Алексеевна. - Другой любви у меня не было. Люблю Степана по сей день...
Все молча слушали рассказ пожилой женщины. Свадьба теперь больше походила на тёплый семейный вечер. Даже самые пьяные гости угомонились. Погода, природа и атмосфера вечера перешла в новое, совершенно неожиданной, русло.
Оставшиеся гости постепенно расходились по домикам и номерам. Верочка ещё какое-то время посидела с прабабушкой, слушая последние новости из деревни, в которой давно не была.
- Твой Володька доучивается в городе на врача, - как бы невзначай добавила Варвара Алексеевна. - Обещал вернуться работать в нашу больницу...
- Это, что за Володька такой? - искренне удивился Антон. - Мне пора начинать ревновать?
- Вовка - мой друг детства. Живёт по соседству. Я каждое лето проводила у бабули. Там с ним и познакомилась. Когда возвращалась домой мы писали друг другу письма. Как же хорошо было в деревне! Утро прабабушки начиналось с того, что, пока я ещё спала, она доила корову, отправляла её на пастбище, и готовила завтрак. Помню, как по утрам мы всегда пили душистый травяной чай, завтракали оладьями или пышками с кислым молоком и вареньем или кашей с молоком, отварными яйцами. На обед обычно ели суп или борщ, мясо, картошку, жареную речную рыбу, свежие овощи. На полдник - пирожки с начинкой из ягод или фруктов. На ужин - яичницу, салат из огурцов и помидоров или картошку с грибами и то, что осталось от завтрака, обеда. Вкуснотища!
Много времени мы с ребятнёй проводили на речке. Целыми днями купались, веселились и даже рыбачили. Свежий воздух деревни, прохладная вода, тёплое солнце - что может быть лучше для детей? Никаких новомодных сладостей, не делали и шашлыки, как сейчас принято. Из десертов было только мороженое, помадка, да печенье из поселкового магазина.
- Интересно рассказываешь! - похвалил Антон, без особого энтузиазма. - А сейчас с этим другом поддерживаешь отношения?
- Нет, перед десятым классом, как поссорились, с тех пор не общаемся.
- А чего поссорились? - больше для завершения темы, чем из любопытства спросил Антон. Он намеревался поскорее увести жену в номер.
- Как обычно бывает, из-за пустяка, - уклончиво ответила Вера, явно не желая развивать тему дальше.
Ксения под рассказ начала пить всё, что наливали, в довершение ко всему, решила исполнить молодожёнам "поздравительную" песню. Она долго выясняла умеет ли баянист играть песню: "А ты не лётчик..." Потом начала приставать ко всем, оставшимся на празднике, мужчинам, даже к подросткам и старикам... В результате её увёл спать в номер, так же изрядном подпитии, родственник жены, и больше в тот вечер их не видели.
На улице уже становилось прохладно. Гостям, тем кто ещё пожелал продолжить застолье, предложили перебраться в ресторан. Антон, воспользовавшись сумятицей, шепнул Верочке:
- Давай сбежим!
Наконец молодожены остались одни. Антон принялся считать подаренные деньги и рассматривать подарки. Верочка приняла душ, пытаясь снять усталость и напряжение трудного дня. Наконец-то, торжественная часть позади. Девушка не любила излишнее внимание к собственной персоне, не любила присутствие чужих, а тем более совсем незнакомых людей, из числа отцовских гостей. Заключительная часть вечера ей понравилась больше. Она прошла по-семейному тепло.
Антона, наоборот, раздражали родственники Веры и друзья Геннадия Сергеевича. Он очень устал от торжества. Свадьба ему совсем не понравилась. Значительно больший интерес у него вызывали подарки. Кто, что и сколько подарил?
Комната, уставленная цветами, шампанское, фрукты, широченная постель... Верочка в красивом новом пеньюаре легла на кровать. Новоиспечённый муж очнулся при виде жены. Вере на секунду показалось, что Антон не хочет на неё смотреть, что ему это даже противно, но отогнала дурные мысли, оправдав любимого нервным перенапряжением.
- Нужно исполнять супружеский долг... - промелькнуло в его голове. - Может, ты что-то хочешь? - спросил Антон, снимая костюм и складывая аккуратно на стул у кровати. К нему вернулось осознание реальности, и он поспешил лечь рядом. Вере от счастья хотелось улететь на другую планету. Руки супруга нежно прошлись по Верочкиному телу. Ощутив близость любимого, его тепло и прерывистое дыхание, она замерла. Затем губы Антона приблизились к её, и они слились в одном долгом и нежном поцелуе...
***
После свадьбы работа быстро вывела молодожёнов из состояния эйфории. Трудиться приходилось много. Антон курсировал между строительным управлением и Агентством недвижимости. Пошли первые результаты его деятельности. Геннадий Сергеевич не мог нарадоваться на зятя, который уже выиграл несколько процессов и вернул деньги в компанию.
Семейная жизнь Антона утомляла. Слишком правильная Верочка казалась ему слишком скучной. Супруг грезил общением на стороне. И тут подвернулся случай. В здании суда он столкнулся с Игорьком - бывшим одногруппником. Между процессами нормально поговорить не удалось, но ребята обменялись телефонами и договорились встретиться как-нибудь вечерком.
Обозначив супруге эту встречу, как деловую, Антон поспешил в назначенное место. Игорёк произвёл на него впечатление. Из неуверенного паренька, он превратился в респектабельного адвоката. Такого же мнения об Антоне был и сам Игорь.
- Неплохо смотришься!
- Ты тоже...
Парини обменялись любезностями и тотчас сосредоточились на меню. Молоденькая и симпатичная официантка мило улыбалась в ожидании заказа. Сошлись на коньяке, шашлыке с овощами, на сырной и рыбной нарезке.
- Чем живёшь, чем занимаешься? - между прочим, спросил Игорёк, разливая коньяк.
- В городе закрепился. Как ты уже понял, недавно женился. Работаю юристом в строительной организации тестя и Агентстве недвижимости жены.
- Красавчик! Похоже ты парень вытянул счастливый билет...
- Что-то вроде того... А ты как?
- Не женился... Удачного варианта не нашёл, а за так лишать себя свободы в планы не входит. Вокруг столько соблазнительных кошечек! - Игорёк кивнул в сторону стоящих поодаль официанток.
- Если бы не эта выгодная ситуация, то ни за что не женился бы...
- Планируешь себя обезопасить?
- В смысле?
- Да, в прямом. Ты говоришь, что фирма - отца, агентство - жены... А у тебя, что за душой есть?
- Пока ничего... - ответил Антон, памятуя о том, что машина, на которой он ездит, оформлена на Геннадия Сергеевича.
- Чудак-человек! А если завтра разведёшься? Оденешь узелок на палку и уйдёшь в никуда?
- А зачем мне разводиться? Меня всё устраивает. Жена любит...
- Ну, ты даёшь! Я сейчас активно занимаюсь бракоразводными процессами и разделом имущества. Хочу сказать, что насмотрелся на людские трагедии. Тебе нужно помозговать и составить брачный контракт.
- Не задумывался пока... Мы только недавно поженились... Квартира приобретена супругой, вернее её родителями, до брака. Фирма зарегистрирована тоже давно. Здесь я пролетаю. Делить пока нечего.
- Ты чего такой наивный? Влюблённая женщина - находка для шпиона... - пошутил Игорёк. - Попроси под каким-нибудь благовидным предлогом передать тебе, например бизнес или хотя бы его часть...
- Родители будут против... - возразил Антон, заинтересовавшись предложением коллеги.
- Совсем необязательно рассказывать родителям о каждом шаге. Скажи, что так ты будешь увереннее себя чувствовать. А жену успокой тем, что вы любите друг друга и никогда не разведётесь...
Этот разговор поселил червячок сомнения в душу Антона. С этого дня он начал лелеять эту мысль...