В ночь на 14 апреля Иран нанес удар по Израилю беспилотниками и крылатыми ракетами. Как утверждают в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), был зафиксирован запуск около 300 ракет и дронов, 99% из них были перехвачены. По данным газеты The New York Times, Иран мог выпустить в направлении Израиля 185 беспилотников, 36 крылатых ракет и 110 ракет класса "земля–земля".
Начальник генштаба Вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Багери заявил, что носившая "ограниченный характер" операция "Правдивое обещание" против Израиля завершена. Действия Ирана, предпринятые после атаки на его генконсульство в Дамаске, поддержали контролирующие север Йемена хуситы и ливанское движение "Хезболла".
По данным CNN, Израиль готовит ответ на атаку Ирана и определяет масштаб дальнейших действий.
В эфире радио Sputnik политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов прокомментировал ситуацию.
"Сенсации в связи с этой атакой не состоялось. Об этом знали, видимо, и американцы, об этом знало, видимо, и израильское руководство. Иран действовал по негласному согласованному сценарию", – считает Станислав Тарасов.
По его словам, главной задачей остается конвертация возникшей эскалации в формат дипломатического урегулирования, за что ранее выступала одна из сторон конфликта.
"Иран и раньше определял формат, который его вполне бы устраивал – вернуться к каирским переговорам и заставить Израиль подписать мирное соглашение с ХАМАС по перемирию и обмену заложниками, чтобы способствовать процессу дальнейшего урегулирования. Иран считал, что это помогло бы снять витающую в воздухе эскалацию <…> Она будет сходить на нет усилиями региональных игроков, прежде всего арабских стран, затем Соединенных Штатов Америки, наконец, усилиями самого Ирана. Ситуация будет выводиться в русло дипломатического урегулирования. Вся интрига начнет закручиваться в Каире или, возможно, в Дохе, смотря где будут проходить переговоры", – предположил политолог.
Вместе с этим, по мнению Станислава Тарасова, существует другой сценарий, который вызывает больше всего опасений у Соединенных Штатов Америки.
"Это попытки втянуть США в конфликт, учитывая очень активное стремление (премьер-министра Израиля Биньямина) Нетаньяху расширить географию этого конфликта – неслучайно идут атаки на ливанском направлении. Этот сценарий, безусловно, не устраивает американскую администрацию, особенно с учетом избирательной кампании. Складывается интересная ситуация, когда тактические интересы Ирана и Соединенных Штатов Америки по разным причинам совпадают. Ни в Вашингтоне, ни в Тегеране не заинтересованы в расширении конфликта", – сказал политолог.
Вместе с этим, продолжил Тарасов, действия Ирана могут существенно изменить его положение как в регионе, так и на мировой арене в целом.
"Психологическая победа на стороне Ирана. Он держал ситуацию в подвешенном состоянии. <…> В результате мы увидели, что наносится удар по неким базам на севере Израиля, причинен материальный ущерб. Израиль сообщает, что сбил чуть ли не все беспилотники, но неизвестно над какой территорией – своей или Иордании. .. Удар Ирана, в общем-то символический, состоялся. Он начинает вести себя как великая держава, чуть ли не главный игрок в регионе. Теперь интрига будет заключаться в том, в чью сторону качнется арабский мир, потому что там отношение к Ирану далеко не однозначное. Иран очень серьезно укрепился через свои прокси-группы, которые сейчас действуют против Израиля в защиту интересов Палестины, но никто из арабских лидеров, я имею в виду Саудовскую Аравию, государства Персидского залива, не заинтересован в сильном Иране. Они заинтересованы в существовании Ирана как среднего, умеренного государства, который бы находился в альянсе с Западом, с которым они работают. Но если Иран вступит в альянс с Россией и Китаем, и в этой тройке станет действующим субъектом большой мировой политики, то конечно, на Ближнем Востоке будут большие перемены", – сказал политолог.
Действия США на фоне атаки на Израиль также могут сказаться на их влиянии в регионе, допустил Станислав Тарасов.
"Американцы потеряли на Ближнем Востоке интеллектуальный, и кстати говоря, военный потенциал, даже эти авианосцы ничего не могут сделать. Унизить, покорить, победить Иран ракетными ударами невозможно, нужно провести серьезную наземную операцию. Кто будет выступать в роли Украины на Ближнем Востоке? <…> В общем-то все союзники американцев в регионе, Турция, арабские страны, которые имеют достаточно длительный опыт общения с Соединенными Штатами, почувствовали, что "Акелла промахнулся", … и стали маневрировать, искать новых партнеров", – отметил эксперт.
Он также не исключил определенной степени недоверия в американо-израильских отношениях.
"Израилю очень не нравится тайный диалог между Вашингтоном и Тегераном. Хотя они не заявляют о непосредственных контактах, которые начались в момент переговоров по ядерной программе. Американцы прямо и через посредников посылают сигналы, что не хотят эскалации и войны. То же открыто заявляет Иран. Американцы начинают разыгрывать иранскую карту, создавая для Израиля фактор угрозы, чтобы заставить кабинет Нетаньяху пойти на уступки, на переговоры в каирском формате по поводу Газы. Иран, подыгрывая, кстати говоря, Соединенным Штатам, не выходит из формата договоренности, которая, безусловно, существует. Отсюда мы видим, что гора родила мышь. Но это только первая страница хроники, события только начинают развиваться. <…> Сейчас Нетаньяху выигрывает время, разыгрывает карту еврейского лобби в Соединенных Штатах. Продержится ли он до американских выборов – большой вопрос. Он может пойти на какую-то очередную провокацию вызывающего характера, потому что Израиль подозревает существование договоренности между "Хезболлой" и ХАМАС. А генералы КСИР это, по сути, командующие их силами, и когда они проводят закрытые переговоры на территории Дамаска, у Израиля появляется подозрение, что они хотят объединить усилия и провести наземную операцию. Американцы через Иран оказывают сдерживающее воздействие на поведение "Хезболлы". <…> Не исключаю, что сценарий Нетаньяху по вовлечению американцев в региональный конфликт сорвался, а это спасение для его кабинета. Сейчас, чтобы сохранить власть, ему нужно сохранять напряжение. Фактор внешней угрозы – иранской и со стороны ХАМАС – конечно, сплачивает израильтян вокруг Нетаньяху, то есть эффект достигнут. Свергнуть его кабинет возможно только путем заговора спецслужб и Министерства обороны, собственно говоря, американцы это и готовят. Хочу вернуться к малоизвестному эпизоду, на который обращают мало внимания. Еще до событий 7 октября, когда ХАМАС совершил атаку на Израиль, в китайских СМИ появилось сообщение, что в Гонконге, а затем в Шанхае при посредничестве Китая велись секретные переговоры между представителями разведок Израиля и Ирана. К этому можно было бы отнестись как к фейку, но это на страницах Haaretz прокомментировал бывший директор Моссад, которому очевидно, что Нетаньяху уводит Израиль в сторону Востока, к Китаю, что он готов договориться с Ираном. Вот если в этом контексте мы посмотрим, что сейчас произошло, заинтересован ли был Иран наносить сокрушительный удар по Нетаньяху и не разыгрывается ли между ним и Ираном закулисная партия, в треугольнике Вашингтон – Тель-Авив – Тегеран, складывается потрясающая интрига", – заключил Станислав Тарасов.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.