Этот фильм – совсем не то, чем кажется. Даже название, беззубо локализованное как "Падение империи" вместо "Гражданской войны", скорее отсылает к культовому боевичку с Джерардом Батлером, чем проталкивает агитку. Но не будет спойлером сказать, что цели как у героев фильма, так и у съëмочной группы сегодня диаметрально противоположные команде Батлера. Я намерено не хочу связывать «Падение империи» с развитием сепаратистского движения в США, потому что фильм видится мне как абстрактная притча-предостережение, чьи события могли бы происходить даже в вымышленном государстве.
Не уделяя внимание таким мелочам, как детальная обрисовка политической ситуации, визионер-режиссëр Гарленд балансирует между бессмысленной боëвкой в стиле "Цельнометаллической оболочки" или даже "Форреста Гампа" и бабочками-цветочками. Поясню – экшна почти не будет, а тот, который есть, вызывает тревогу и страх вместо ура-патриотизма. Перестрелки звучат и выглядит как будто целенаправленно неловко, смерти всё как одна глупые и напрасные.
При этом нарочито выкрученная на максимум цветокоррекция в мирных сценах, любовно выписанные диалоги-ни-о-чëм четвëрки главных героев, старых и малых военкоров, под тупой саундтрек – всë это создаëт странный диссонанс. Кирстен Данст валяется в васильках, пока солдаты пытаются выбить снайпера из старого лунапарка. Девочки фотографируют друг друга, примеряя платья. Классические сцены пьянства журналистов в отеле. Фильм расслабляет, а потом вгоняет в дикий стресс, как в короткой сцене в поле с Джесси Племонсом, играющим эпизодическую роль отморозка обыкновенного. И, конечно, "радуют" такие родные нам по духу родственники героев и простые обыватели, которые просто предпочитают не замечать, что происходит в стране.
А люди тем временем стонут от ран и бессилия, вопят в судорогах и подыхают как бы невзначай, мельком. Основной состав, к счастью, не бессмертен, но, к сожалению, смертен весьма предсказуемо. Однако всë это побочно, главную роль в фильме играют фотоаппарат и фотоплëнка. В краткой рефлексии героини постаревшей Кирстен Данст мельком поднимаются в общем важные вопросы о роли фотокора на войне. Кто он(а) – помощник или обуза? Стоит ли снимать смерть и пытки, когда можешь помочь? А можешь ли?
Ответы в целом понятны и печальны. Обратите внимание на финал картины. Без лишних спойлеров, лицо героини, скрывающееся за объективом – это "Взгляд на две тысячи ярдов" как он есть.
Главные персонажи – безумцы, которые верят, что смогут изменить мир, делая одни и те же действия, от которых мир остаётся прежним. Их работа может быть достойна уважения, а может быть непонята вовсе, как не поняла её я. И это безумие потомственное, старый передаёт буквально свою жизнь и свои силы молодому, чтобы он продолжал крутиться в этом чёртовом колесе. У военных всё то же самое, вот только их результат понятнее и проще – смерть, насилие, убийство. Кто первый замочит врага – того и приз. Они не остановятся и никакие фотографии их не переубедят, даже самые эстетичные. Как сказали в начале фильма, «Это нигде не напечатают» – метафорическая бессмысленность всего происходящего.
Суммируя всë вышесказанное, "Падение империи", несмотря на кокетливое название, – это горький анти-боевик, анти-экшн, который равняет любое насилие с бандитизмом и подчëркивает абсурдность взаимоубийства. Не даром режиссëр Алекс Гарленд в интервью, посвящëнном премьере, подчëркивает: "Война – это худшее проявление экстремизма".
Планируете посмотреть этот тяжёлый фильм или решили не рисковать? Может быть, уже ходили в кинотеатр или ждёте релиза в интернете? Смотрели и полностью со мной несогласны в оценке? Обязательно пишите в комментариях.
Читайте также:
------
Понравился пост? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал, это очень важно для начинающих авторов. Также читайте меня в Телеграме https://t.me/kinomimimika