При новой власти маршал Ней не потерялся. Людовик XVIII пожаловал ему орден Св. Людовика, возвел его в пэры и назначил командующим 6-м военным округом. Конечно, старая аристократия морщила носы, возводящие родословную к тому самому Людовику Святому, если не дальше. Но тут уж ничего не поделаешь.
Ней удалился от двора и засел в провинции. Так он может и дожил бы свой век (а лет маршалу исполнилось только 45), если бы «корсиканское чудовище» не бежало с острова Эльба.
1 марта 1815 года Наполеон высадился во Франции. Теоретически на пути его движения к Парижу лежал 6-й военный округ с центром в Безансоне. Король вызвал Нея и 6 марта назначил его командовать войсками, противодействующими Бонапарту.
В порыве чувств Ней заверил короля, что почтет за счастье служить ему и берется привезти Наполеона в железной клетке. Верю, он был искренен. Но события уже вышли из-под контроля маршала.
Наполеон продвигался на север. Военные части одна за другой переходили на его сторону. Например, 13 марта на сторону императора перешел 76-й линейный полк. После Лиона за Наполеоном шло до 15 тысяч человек.
Прибыв на юг, Ней быстро убедился, что войска ему подчиняются слабо, они ненадежны. Идти с ними против императора невозможно. Они скорее выдадут Наполеону самого Нея. Тогда маршал принимает решение перейти на сторону победителя. Решению, надо сказать, предшествовало письменное послание от Бонапарта.
17 марта Ней перешел на сторону Наполеона. В ночь с 19 на 20 марта Людовик XVIII покинул Париж. Поздно вечером 20 марта в Париж вошел Наполеон. Начались «Сто дней».
Двойная измена не добавила очков Нею. Бонапарт не спешил открыть ему свои объятия или приблизить. Только через два месяца маршалу поступило предложение вступить на службу. Конкретное же назначение он получил накануне кампании Ватерлоо: Ней возглавил левое крыло северной армии.
Историки до сих пор спорят, удачным было решение Наполеона или нет. Мне кажется, что Ней – не самая плохая кандидатура. Прекрасный командир на поле боя. Ему нельзя лишь поручать самостоятельного командования. Возглавить крыло армии? Почему бы нет?
Беда в том, что Ней принял войска 15 июня – всего за сутки до первого столкновения с Веллингтоном при Катр-Бра. Он не подбирал штаб, он не был знаком с войсками, с обстановкой. Полагаю, именно поэтому маршал не самым лучшим образом действовал в сражении при Катр-Бра 16 июня.
Перед ним стояла простая задача: захватить перекресток дорог и выйти на правый фланг армии Блюхера при Линьи. И в ночь на 16 июня, и ранним утром 16 июня захват Катр-Бра для французов был осуществим – они здесь обладали численным преимуществом.
Однако Ней медлил. Знакомый с Веллингтоном по Португалии, он подозревал английского полководца в хитрости, в том, что тот ловко прячет войска. В атаку французы пошли лишь после полудня, когда от Брюсселя к перекрестку подоспели крупные силы англичан.
Нею так и не удалось овладеть перекрестком. Можно счесть, что сражение при Катр-Бра он проиграл. Блюхер, хотя и с крупными потерями, но смог выйти из сражения при Линьи не будучи разбитым вдребезги.
Но и эту ошибку еще можно было исправить. Рано утром 17 июня Веллингтон всё еще стоял у Катр-Бра. Навались на него здесь и сейчас всеми силами – и Ватерлоо могло бы не произойти.
Однако Наполеон от Линьи еще не подошел, а Веллингтон начал уходить на север. Ней не решился навязать ему сражения, чтобы удержать англичан до подхода Наполеона. Встретившись с Неем, император в сердцах бросил ему: «Вы погубили Францию!»
Далее шло преследование Веллингтона до Ватерлоо. Под мощным дождем, в грязи и сырости. В ночь на 18 июня французы достигли долины у Ватерлоо. Северный склон занял Веллингтон, южный – Наполеон.
Ход сражения при Ватерлоо известен хорошо. Роль Нея в нем велика. И хотя маршал как всегда проявил выдающуюся отвагу, назвать его роль положительной не хочется.
Ключевой эпизод с участием маршала Нея – атака французской кавалерией английских каре. В какой-то момент маршалу показалось, что англичане готовы отступить. За признаки отступления он принял движение в тылу армии Веллингтона.
Не желая повторить ошибки при Катр-Бра, Ней берет всю кавалерию и бросается преследовать врага. Но англичане и не думали отступать. Кавалерию встретили 12 каре хорошо вымуштрованной пехоты.
Если бы маршал провел комбинированную атаку, взяв с собой артиллерию и хотя бы немного пехоты, вполне возможно он прорвал бы центр английской армии. И Ватерлоо кончилось бы иначе. Но с ним пошла только конница, которая ничего не смогла сделать с пехотными каре.
Итог известен – конница разбита. И хотя позже был еще эпизод с атакой гвардии, но он бы уже ничего не решил. Французская армия побежала.
Ней метался по полю боя, пытаясь остановить отступающих. Он кричал: «Смотрите, как умирает маршал Франции!» Но умереть в бою ему не было суждено. Удивительно, но ни при Бородино, ни при Ватерлоо, находясь в самом пекле, Ней не был даже ранен. Несколько царапин не в счет.
Дальше… Дальше был только конец. Конец империи, конец лично Нея. У него были возможности бежать из Франции. И Людовик XVIII был бы не против его бегства. Но гордый Ней решил остаться. 3 августа он был арестован в провинции. 19 августа его доставили в Париж.
История с судом тоже богата на подробности, на возможности. Известно, что первоначально Нея должен был судить военный суд (трибунал). Заседали в нем соратники маршал – такие же маршалы. Очень может быть, что они пощадили бы сослуживца. А может быть и нет.
В конце концов Ней как пэр Франции попал под суд пэров. Из 162 пэров 139 проголосовали за смертную казнь, 17 за изгнание, 5 воздержались. И лишь один проголосовал против.
Утром 7 декабря 1815 года приговор был приведен в исполнении у решетки Люксембургского сада. В дула ружей расстрельной команды маршал Ней смотрел так же спокойно как в дула ружей врагов на полях сражений.
----------------
Все очерки о маршалах Наполеона: