Фонтанный дом. Флигель дворца Шереметьева.
«Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылся в Ленинграде 24 июня 1989 года, к столетию со дня рождения поэтессы. Находится в южном флигеле Фонтанного дома, где Анна Ахматова жила с 1924 по 1952 год». С 1991 года музей функционирует также как культурный центр: здесь проводятся встречи с писателями, выставки современного искусства, лекции" Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_Анны_Ахматовой_в_Фонтанном_доме.
Она пережила войны, революции, блокаду, надзор НКВД, но куда болезненнее для нее было равнодушие единственного сына, который винил мать во всех своих бедах.
Возможно, где-то он был и прав.
Немного истории:
Фонтанный дом — родовая усадьба графов Шереметевых, памятник архитектуры барокко. Основное здание возведено в 1740-х годах; на протяжении XIX века был достроен ряд флигелей. В 1918 году граф С. Д. Шереметев передал дворец советскому государству; в нём последовательно размещались Музей быта, Дом занимательной науки, Арктический и Антарктический институт.
А во флигеле дворца размещались служебные квартиры для сотрудников госучреждений. В одной из них и оказалась Анна Ахматова. Квартира № 44 она прожила в ней с середины 1920-х годов до 1952 года.
Где – то с середины 20-х годов для Ахматовой наступили не простые времена. Ее стихи были признаны упадническими, ну добавим сюда и особое внимание к ней НКВД.
А ведь все могло сложиться иначе и для поэтессы и ее сына, если бы она не цеплялась за избитую фразу, мол, «где родился там и пригодился».
Полноценно Ахматову стали публиковать лишь в 1958 году.
В личной жизни Анне Ахматовой катастрофически не повезло.
Первый муж Николай Гумилев изводил ее своими депрессивными выходками, брак оказался коротким. В нем родился сын.
После Гумилева была череда других мужчин.
Востоковед Шилейко – был несносен в своей ревности, гражданский муж Пунин поселил Ахматову в одной квартире со своей супругой и их общей дочерью.
Для родного сына Анна в своей жизни места не находила, Лев воспитывался у бабушки, а если и встречались иногда они с матерью, то ночевать ему приходилось в коридоре на сундуке.
В последствии, когда Гумилева младшего репрессировали, ему «добрые люди» нашептали,что мать его позабыла, хотя это было откровенной ложью.
В последние годы жизни Анна Андреевна, наконец, обрела свое жилище, холодное и не уютное в поселке Комарово.
Сын смог понять и простить мать лишь после ее смерти.
Желая отдать дань памяти матери Лев Гумилев установил на ее могиле памятник в виде тюремной стены с врезанным в ней окошком для передач.
Именно у такого окна и стояла мать долгие годы надеясь на прощение любимого сына.
Прошли десятилетия, но решетчатое окно и тюремная стена ни куда не исчезли.