Сегодня хочу познакомить вас с материалами экскурсии на борту американского линкора-музея "Северная Каролина" (Battleship North Carolina), находящегося в одноименном штате в порту города Уилмингтон. Честно говоря, никогда не интересовался подобными объектами, но в тот день у меня оставалась пара часов до авиарейса, и я решил заглянуть на этот корабль и не пожалел.
Чем известен этот линкор? Тем, что это самый титулованный и прославленный военный корабль США времен Второй мировой. В морских боях на Тихом океане с 1942 по 1945 год "Северная Каролина" потопила почти сорок японских кораблей, понеся при этом лишь незначительный урон от огня противника и потеряв всего 10 человек убитыми и 67 ранеными из экипажа численностью более 2000 человек.
В 1960 году Минобороны США списало линкор и, невзирая на его боевые заслуги, решило распилить судно на металл, однако вмешалась общественность; под лозунгом "Спасём наш корабль" было собрано 330 тыс. долларов (3,5 млн долларов в текущих ценах), и линкор был превращен в музей. Теперь каждый год его посещают более 200 тысяч туристов.
Бегло осмотрев вооружение главной палубы, я спустился в трюм, и вот там было самое интересное.
Прежде всего поразила сложность внутреннего устройства и инженерных коммуникаций корабля.
Чрево монстра - конструкция главного орудия включает в себя пять этажей:
Тут важно отметить, что вся эта махина водоизмещением 35, 5 тыс. тонн, длиной палубы 222 м была построена всего за четыре года. Для такого объекта срок очень небольшой, тем более во времена, когда не было не только компьютеров, но и обычных калькуляторов.
В каких условиях проходила служба американских моряков в годы Второй мировой?
Во первых, это тропическая жара и влажность - в жилых отсеках трюма температура достигала 30 градусов, а кондиционеров еще не было.
Во-вторых, теснота и скученность. Из-за ограниченности пространства простые матросы спали на узких трех- ...
... и даже четырехярусных койках:
Офицерам было полегче - для них были предусмотрены отдельные каюты:
По воспоминаниям матросов линкора, из-за невыносимой жары и духоты, а главным образом из страха оказаться в железной западне в случае попадания в корабль японской торпеды, они перетаскивали матрацы или одеяла на верхнюю палубу и мостик и там спали.
Сон на палубе тоже был малоприятным - в случае сильного крена корабля волны захлестывали палубу, а в результате продувки дымовых труб моряков накрывало плотное облако сажи.
Утром, чтобы побриться, помыться, оправиться, нужно было отстоять в плотной очереди сослуживцев 15-20 минут:
Надо сказать, что тяготы военной службы на линкоре частично компенсировались обильным и довольно разнообразным по меркам войны питанием. По нормам военно-морского ведомства США каждому моряку полагалось от 3,5 до 4,5 тыс. калорий ежесуточно, при этом сочетание белков, углеводов и жиров было такое: 10-15%, 55-70% и 20-30% соответственно.
Для сравнения в настоящее время рекомендованная среднесуточная норма калорий для среднестатистического американца, не занимающегося физическим трудом, составляет 2 тыс. калорий.
Праздничное меню 1942 года:
- Крем-суп из сельдерея с сухариками
- Черные и зеленые оливки
- Артишоки
- Ножки индейки запеченные
- Три вида соуса: из птичьих потрохов, клюквы и устриц
- Гарнир: картофельное пюре, зеленый горошек, спаржа
- Салат-латук с помидорами, майонез
- Хлеб, масло, кофе
- Яблочный пирог, мороженое
- Сигары и сигареты
Все процессы приготовления пищи были максимально механизированы. На фото внизу электрическая машина для очистки картофеля. Загруженные в нее картофелины "обтёсывались" о шероховатую внутреннюю поверхность вращающегося барабана и через несколько минут уже в очищенном виде выгружались через лоток.
Супы и каши варили в огромных котлах из нержавейки:
Надо сказать, что не все американцы в наше время могут позволить себе такое разнообразное питание, какое было у моряков ВМС США в годы войны.
На фото внизу раздаточная фруктовых соков и краны для налива газировки.
Когда на корабле заканчивалось жидкое натуральное молоко и сливочное масло, то их делали из сухого порошка при помощи специальной машины под названием "Механическая корова":
Заботливые создатели линкора предусмотрели еще и машину для изготовления мороженого - ну как же воевать без него!
Тут же на камбузе был и магазинчик со всякой мелочевкой, которая помогала скрасить жизнь морякам.
Помимо питания большое внимание уделялось и внешнему виду моряков - на линкоре работала собственная парикмахерская.
Стирка, сушка и глажка белья и одежды - всё максимально механизировано:
На линкоре работало также почтовое отделение. Письма моряков отправляли в США всякий раз, когда судно заходило в дружественный порт. Цензура была суровой - из писем безжалостно вымарывалась любая информация, по которой противник мог бы косвенно определить местонахождение корабля или план боевых действий. За этим следили цензоры из числа старших офицеров.
На каждые сто матросов приходилось по одному цензору.
Помимо почты на линкоре работала еще и типография, которая издавала собственную газету.
Все делопроизводство велось в канцелярии командира линкора целым отделением писарей:
Само собой на линкоре был и лазарет с неплохо оборудованной операционной:
... стоматологическое отделение ....
... и рентген-кабинет:
Кабинет врача, от пола до потолка заставленный склянками со всевозможными препаратами:
На сегодня всё. Спасибо, что дочитали статью.