Найти в Дзене

Раскрываем магию кинематографа

Оглавление

Что такое кинематограф?

Чтобы поистине понять смысл кинематографа, нужно узнать историю его появления, ведь она невероятно захватывающая и интересная. Кинематограф является самым молодым и процветающим видом искусства, в отличие от литературы, музыки и живописи. Через призму эволюции кино можно проследить эволюцию человечества и сделать свои выводы о его функциях и влияние, а также увидеть зависимость современного мира от иллюзии, которую создают киностудий, фирмы, государство. Так когда и кем был создан кинематограф?

Начало пути в мире иллюзий

«Камера-обскура»
«Камера-обскура»

Первой предпосылкой к появлению кинематографа стал механизм «Камера-обскура». Кто и когда изобрел прибор неизвестно, но считается, что первым из европейцев эффект камеры описал Аристотель. А первое детальное упоминание «камеры-обскура» оставил Леонардо Да Винчи, подробно описавший её в своем «Трактате о живописи».

Камера-обскура (от латинского «тёмная камера»)  - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Она представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие создают перевёрнутое изображение на экране.  Камера обскура позволяет с помощью линз видеть увеличенное изображение предмета на стене, даже если предмет находится далеко.

По принципу камеры в дальнейшем будет создан фотоаппарат и оптический театр. А сейчас «камеру-обскура» можно встретить в любом кинотеатре. Не правда ли очень похоже?

Вот и поспорили

«Тауматроп» в эпизоде фильма «Сонная Лощина»
«Тауматроп» в эпизоде фильма «Сонная Лощина»

Перенесемся с эпохи Леонардо Да Винчи в 17 век. Где начинается отчёт историй кинематографа.

  • В  1646 года  Атанасиус Кирхер - немецкий учёный монах- использовал камеру обскура или «волшебный фонарь» для математических исследований и изложил свой теорий в книге «Великое искусство света и тени». 
  • Она имела энциклопедический характер, описывая всевозможные проявления света и цвета.

Время шло и пока люди создают фотоаппарат в 1824 году Джон Гершелл спорит с другом, что сможет  показать ему одновременно две стороны монеты. Он вращал монету на ребре, а друга попросил держать глаза на её уровне. Обе стороны монеты слились воедино. Появляется первый  прототип анимации – тауматроп

Да, может быть сейчас кто-то вспомнит фильм Тима Бёртана «Сонная лощина», где Икабод Крейн (Джонни Депп) крутит эту штучку в одном из эпизодов. 

Тауматроп- игрушка, основанная на оптической иллюзий. Была особа популярна в Викторианскую эпоху (1837-1901г.г)

А как это работает?  Может это и вправду магия

«Фенакистископ» Джозефа Плато
«Фенакистископ» Джозефа Плато

Магия или нет, а это мы узнаем только через 10 лет. Изучая оптические способности сетчатки глаза, брюссельский физик – Джозеф Плато- делает вывод, что именно благодаря персистенции глаза, которую открыл Исаак Ньютон, мы можем видеть иллюзию.

Персистенция (от латинского persisto — постоянно пребывать, оставаться) — это способность зрительного восприятий соединять быстро сменяющееся изображение в одно – неподвижное. 

Зрительное впечатление в глазу человека с прекращением раздражения исчезает не сразу, а сохраняется 0,1 секунду. Поэтому при смене световых изображений менее, чем через 0,1 секунду, возникает сливающееся целое изображение.

Инерция зрения используется для создания кинематографического эффекта. Поэтому обычно в кино используют 16 -24 кадра в секунду, чтобы глаз успевал стабильно сохранять картинку.

  • Изучая тауматроп, в 1828 году Плато создаёт анортоскоп
  • А спустя 5 лет в ,1832 году, физик выпускает прибор оптического обмана, который позже был назван фенакистископом. Прибор состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями, на котором изображены различные фигуры. Во время вращения диска казалось, что фигуры двигаются. 

В своих комментариях к принципам действия фенакистископа Плато очень точно сформулировал « …принцип действия современного кино, или, скорее, закон, на котором основана съемка или проецирование фильмов».
Самая простая форма кинематографа- «Фенакистископ»
Самая простая форма кинематографа- «Фенакистископ»

Фенакистископы позже станут очень популярны, и будут выпускаться в огромном масштабе. Если вдруг у вас на чердаке затерялся старый фенакистископ, то вы настоящий везунчик. Но а у меня дома пока что есть только бумажная версия. Когда речь заходит о фенакистископах сразу вспоминаю фильм «Заклятье 2», где ребята любили смотреть зоотроп. Но об этом приборе я расскажу чуть позже.

Получается это не магия?

Фрагмент из фильма «Заклятье 2»
Фрагмент из фильма «Заклятье 2»

Кинематограф начинает зарождаться в середине 17 века, и за два с лишним века превратился в настоящую киноиндустрию мира. Наверное это не секрет, но в основе кинематографа лежат именно точные науки: математика, физика, оптика. Это уже потом кинематограф станет искусством.

Исследуя оптику и геометрическую проекцию, учёные смогли прийти к идей создания кинематографа. И по сей день кино и кинотеатры работают по основам физики и геометрий. Но признаю, без магий и волшебства кино и анимация не смогли бы быть такими великолепными и трогательными. Поэтому кинематограф это совмещение физики и фантазий человека.

Физика - мой самый нелюбимый урок в школе:(

Спасибо, что прочитали до конца мою первую статью про историю кинематографа. Буду рада увидеть ваше мнение в комментариях!