Одна из книжных новинок 2024 года, посвященная японской авиации, фундаментальный труд Джузеппе Пикарелла выпущенный издательством MMP Books в двух томах - Mitsubishi Babs. Книга рассказывает о создании и боевом пути самолета-разведчика "Тип 97" Ki-15.
Обложка книг твердая, размер - А4 (292 на 210 мм). Объем первого тома - 192 страницы, второго тома - 246 страниц (т.е. всего 438 страниц формата А4!).
Первый том (Picarella G. Mitsubishi Babs: The World's First High-Speed Strategic Reconnaissance Aircraft: Volume 1. MMPBooks, 2022. ISBN-13: 978-8366549739) состоит из предисловия, пояснения наименований японских самолетов и пяти глав.
Первая глава (17 страниц, или около 8% от объема первого тома) описывает развитие японских сухопутных самолетов-разведчиков начиная с Фармана в 1911 году и заканчивая G1M1 и Ki-4 в 1934 году. Всего 17 машин, в основном или лицензионных или со значительным участием иностранных конструкторов, использованием зарубежных материалов. По каждому образцу приведена фотография и описание. Сама по себе глава является хорошим справочником. Причем приведенные сведения не повторяют, а дополняют каноничный справочник Mikesh R., Abe S. Japanese Aircraft, 1910-1941 - Putnam Aeronautical Books, 1990 (ходя обоим авторам Пикарелла выражает благодарность в помощи при написании книги).
Вторая глава (14 страниц, около 7% объема тома) рассказывает о экспериментальных самолетах собственно японской разработки первой половины 1930-х годов, способствовавших появлению Ki-15.
Третья глава (20 страниц, более 10% объема тома) посвящена собственно проектированию Ki-15, его постройке, испытаниям и доработкам. Приводится сравнение с характеристиками как японских, так и китайских истребителей того времени, показывающих, что перехватить Ki-15 в то время было очень мало шансов.
Четвертая глава (29 страниц, 15% объема тома) описывает достижения гражданской версии Ki-15 - "Каригане". Естественно основное внимание уделено рекордному перелету с 6 по 9 апреля 1937 года из Токио в Лондон на втором серийном Ki-15 с именем собственным "Камикадзе". Описана судьбы каждого из 11 гражданских версий самолета, на большинство из них приводится вариант окраски (на некоторые и не по одному варианту).
Пятая глава - самая большая (104 страницы, 54% объема первого тома). В ней описываются все подразделения японской армии имевшие на вооружении Ki-15. На каждое подразделение даются варианты окраски, фотографии, краткая историческая справка. Отдельно приводится описание участия Ki-15 в боевых действиях. Например Халхин-Голу уделено пять страниц, первому этапу войны на Тихом океане (до конца 1942 года, с этого момента Ki-15 почти полностью заменяются в частях первой линии на Ki-46) - 13 страниц.
Всего в первом томе я насчитал 96 вариантов окраски. Все схемы даны сразу в масштабах 1/72 или 1/48. Отдельно имеется схема нанесения технических надписей и знаков различия. Все страницы - цветные. Приведено 117 фотографий.
Второй том (Picarella G. Mitsubishi Babs Volume 2. MMPBooks, 2024. ISBN-13: 978-8367227162) завершает историю Ki-15 и состоит из предисловия, введения с пояснениями некоторой терминологии и ряда замечаний к первому тому, и восьми глав.
Первая глава (48 страниц, что составляет до 20% от объема второго тома) посвящена подразделениям японского военно-морского флота, имевшего на вооружении флотскую версию разведчика - C5M. Также, как и в первом томе в главе об армейцах, описывается участие в боевых действиях, дается краткая справка по подразделениям с вариантами окраски (29 вариантов окраски флотских самолетов) и фотографиями.
Во второй главе (11 страниц, около 4% объема второго тома) содержит описания Ki-15 западными разведками и прессой. Особое любопытство вызывали образцы чертежей и фотографии получившихся моделей, используемых для изучения самолетов противника.
Третья глава (8 страниц, 3% объема) перевода и иллюстраций нашего отчета об изучении Ki-15, "посаженного" в ночь с 11 на 12 февраля 1940 года в районе Спасск (Спасск-Дальний), иллюстрировано пятью качественными фотографиями.
Четвертая глава самая объемная (146 страниц, почти 60% объема второго тома) и самая иллюстрированная. Содержит подробное техническое описание всех основных модификаций самолета с цветными чертежами в масштабах 1/48 и 1/32, с большим количеством фотографий, заводских чертежей, схемами основных модификаций в разрезе (cutaway).
Пятая глава (всего 5 страниц, около 2%) представляет собой перевод на английский язык инструкции 1938 года - включение и проверка бортовых систем, рулежка, взлет, контроль самолета в полете, посадка, особенности полета на большой высоте и даже рекомендации при аварийной посадке.
Шестая глава (7 страниц, до 3%) уточняет размеры, весовые и скоростные характеристики основных модификаций.
Седьмая глава (10 страниц, 4% от объема второго тома) рассказывает об объемах производства самолетов, описывает серийные и регистрационные номера, шильдики (информационные таблички) устанавливаемые на Ki-15.
Восьмая глава самая маленькая (4 страницы, около 1,5%) содержит сведения о моделях Ki-15 (а вот F-toys в 1/144 нет!), открытках и марках.
Количество иллюстраций во втором томе еще больше чем в первом - не менее 155 фотографий.
В дополнение некоторые отрывки из отзывов на "Амазоне":
kyofu:
Исследования, написание, качество производства и особенно графика невероятны. Это, возможно, лучшая англоязычная монография о самолетах, которую я когда-либо видел - и точка. И что еще более удивительно, если учесть прежнюю нехватку информации об этом самолете, я не знаю ничего другого стоящего ни на английском, ни на японском.
Rock:
Отличная работа, представляющая большой интерес для любителей авиации межвоенного периода и Второй мировой войны. Заполняет ужасный пробел в документации по этим замечательным машинам. Потребуется минимальный уровень английского языка, необходимый для того, чтобы выйти за рамки иконографии, с хорошим словарем под рукой.
Large Scale Planes:
Если вы вообще поклонник самолетов-разведчиков (японских или других), эту книгу вы наверняка захотите добавить в свою коллекцию
Не могу не присоединиться к этим похвалам. Может быть есть другие монографии по японским самолетам сравнимого качества и объема, но мне такие точно не попадались. По некоторым оценкам эта книга не только лучшая (что несомненно) по Ki-15, но и одна из лучших образцов авиационных монографий вообще. Колоссаль!
P.S. Из недостатков разве боевое применение описано не так подробно, как мне хотелось бы, но это мое личное мнение.
Р.P.S. На раннем варианте первого тома соавтором указан Шозо Абэ, во втором томе его нет, и в более поздних вариантах первого тома тоже нет. Непонятно.