Найти тему
Глашатай

Сквозь смех и боль

Франция. XIX век. Пресса претерпевает — впрочем, как и всегда — не лучшие времена: цензура становится все более жестокой. Но даже в условиях ограничений и преследований появлялись уникумы, которые смело боролись за свободу слова и реализацию собственных идей. Одними из таких были Шарль Филипон и Габриэль Обер.

МЫ НЕ НОСИМ «LA CARICATURE» В ОБТЯЖКУ. У НАС ТОЛЬКО КОНКРЕТНЫЕ «CHARIVARI»
Так, наверное, посчитали французские оппозиционеры и основали иллюстрированную газету. На момент придумывания, в 1832 году, Филипон и Габриэль сидели в тюрьме по политическим обвинениям. Несмотря на непростые условия заключения, они отыскали свой рай в шалаше.

                                                Основатель «Шаривари» Шарль Филипон
Основатель «Шаривари» Шарль Филипон

Предтечей для создания газеты стал печальный бэкграунд Филипона. Ранее он издавал юмористический «Карикатюр», который выступал против правящего режима. Главным оружием редакции были саркастические заметки и карикатуры. Но стендап продолжался недолго: власть быстро среагировала и стала душить газету штрафами.

И вот, выходит в свет «Шаривари», чтобы снизить финансовые риски. Причем выходит крайне эффектно: если годовая подписка на «Карикатюр» равнялась месячной зарплате рабочего, то «Шаривари» стоила еще дороже. Поэтому число подписчиков не превышало двух-трех тысяч, и все это были люди уж очень состоятельные. Stonks ↑.

ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНЫ ЭТИ «ШАРИВАРИ»?

Создатели прагматично подошли к неймингу новоиспеченного издания. В средневековой Франции был ритуал под таким же названием — «шаривари». Его описывают как «издевательское зрелище для вступающих в брак во второй или в третий раз или сочетающихся браком с кем-то, кто значительно отличается от них по возрасту».

Участники гремели и звенели посудой, в маскарадных костюмах дико скакали по помещению, подражали голосам животных и пели «стыдные песни». Иногда в ритуал шаривари входило даже забрасывание калом!

                                                      Карикатура из газеты «Шаривари»
Карикатура из газеты «Шаривари»

Примерно тем же занимались и в «Шаривари» – только лаконичнее. Первое время газета была исключительно юмористической, но со временем содержание также приобрело политизированный характер, объявив о борьбе с Орлеанским правительством. Ее авторы пошли в атаку на короля. Град острых разоблачений, шуток, анекдотов, аллегорий обрушился на буржуазных чиновников. Постоянное место в газете заняла политическая карикатура.

ЕДКО И МЕТКО

Филипон сам был карикатуристом. Кроме того, с газетой сотрудничали многие известные французские художники. Среди наиболее примечательных — Оноре Домье, Александр-Габриэль Декан, Ашиль Девериа, Гюстав Доре, Поль Гаварни и другие.

Шарль Филипон начал создавать мемы еще до появления пабликов «Вконтакте». Одним из них стал карикатурный образ «груши», после того как карикатурист представил в суде рисунок, изображающий четыре стадии превращения лица Луи-Филиппа в грушу. Так Филипон хотел показать, что он невиновен в оскорблении королевского величества, а увидеть лицо короля можно в любом фрукте — суд он проиграл, но с тех пор прикол про грушу и Луи-Филиппа стал общим местом. На волне хайпа журнал «Шаривари» сверстал текст решения суда в виде груши.

                                                Сверху представлена та самая груша
Сверху представлена та самая груша

В карикатуре Филипона и его соратников практически не было и традиционной для этого жанра физиогномики. Несмотря на высокое техническое исполнение, французская карикатура того времени была куда менее разнообразна, чем, например, английская. Так всеми любимый образ груши кочевал от художника к художнику (например, его использовали Домье, Травье, Буке, Грандвиль), и никто не стремился придумать какой-нибудь новый мем.

Карикатура Франции родилась и развивалась в условиях оппозиции к государственному режиму. Ее цель — показать обществу не просто несовершенство, а мерзость и лживость поведения власти в любой общественно-политической ситуации. Именно поэтому французская карикатура XIX века едка, радикальна и оппозиционна, содержание в ней всегда преобладает над формой. И возможно, именно поэтому популярность изданий Филипона постепенно сошла на нет, и в 1841 году они уступили место лидера европейской сатирической печати новому английскому журналу «Панч».

А ЧТО ПОТОМ?

Однако «Шаривари» не удалось в полной мере достичь цели. Никакая сатирическая кампания на страницах «Шаривари» не помогла Франции избежать революции 1848 г. и утверждения на престоле Луи-Наполеона Бонапарта. Самое большое, что смог сделать Филипон — это сломать карьеру нескольким заметным людям, в том числе придворному поэту и политику Ж.-П. Вьенне. А вот повлиять на тех, кто действительно имел значительный политический вес, у Филипона не получилось.

Над материалом работали:
студенты группы УГИ-313303
Злобина Софья, Коршунова Ева, Петров Никита, Чепик Мария