Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 143. Как я неожиданно провела урок в школе. Впервые!

Это было тогда, когда мы с Аней делали школьный фильм о профессии для конкурса. Руководителем проекта была наша любимая учительница географии Марина Михайловна. Ане тогда было четырнадцать лет.

Мы долго думали, какую профессию выбрать для нашего проекта. Все варианты были слишком сложными. Действительно, кто пригласит нас к себе на работу и позволит там производить съёмки? Одно дело, если бы это был журналист, который делал репортаж для телевидения или хотя бы писал статью в газету, а другое дело - школьница со своим учебным заданием. Мы не знали, куда податься! Мы думали-думали... И вдруг эврика! Решение принято! Мы решили делать проект о ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ! Для этого у нас были все условия, и руководитель проекта мог одновременно сыграть главную роль.

Аня заранее сняла сценки на улице и в школьном коридоре. Поскольку учительница, которая была главной героиней нашего проекта, преподавала географию, мы добавили к фильму разные фрагменты природы: лес, пустыню, море, горы. И вот теперь нужно было снять ребят в классе.

Поучаствовать в нашем проекте захотели ребята разных возрастов - от 5-го до 7-го класса. Ещё мы планировали снять девочку из 8 класса - у неё была роль в нашем фильме, но её мы решили снять отдельно.

Когда мы с Аней занимались этой деятельностью, я поняла, как строятся дешёвые сериалы. Вот, например, надо снять ситуацию на уроке. Мы берём единственную ученицу и сажаем её за последнюю парту. Вроде как эта девочка занимается на уроке: пишет, поднимает руку, что-то спрашивает у учителя. Учитель, взятый крупным планом, стоит у доски, отвечает ей. Возможно, это происходит в разные дни, и две эти актрисы друг друга вообще не видят, а может, и никогда не видели. Всё соединится во время монтажа. Главное, чтобы в кадр не попали пустые парты - тогда все увидят, что в классе никого нет! А массовку можно снять отдельно в другой день, а может, даже и в другой школе. Или взять кадры десятилетней давности из своих архивов.

Я помню, как одна иностранная актриса, которая снималась в популярном сериале, давала интервью в России. Она играла влюблённую женщину. Я знала этот сериал: зрители радовались и плакали, сочувствуя героине, у которой была такая тяжёлая жизнь и такая большая любовь. Во время интервью журналист спросил, какие у неё в реальной жизни были отношения с партнёром. Актриса ответила, что она почти его не видела, потому что она приходила на съёмочную площадку по понедельникам и средам, а он - по вторникам и четвергам. И все её слова о любви, от которых млели зрители, она говорила дублёру, который стоял спиной к камере. Хорошая актриса оказалась! Люди верили, сопереживали... А сколько было случаев, когда актёры для крупных планов надевали свои костюмы только наполовину - сверху!

В общем, делая этот проект, мы узнали обратную сторону кинематографа. Боже мой, как мы обманываем зрителей, когда делаем съёмку, а потом редактирование! Зрители, конечно, всё это понимают, но стараются не думать об этом - иначе неинтересно будет смотреть фильм!

Когда мы с Аней пришли в кабинет к Марине Михайловне для съёмки последней, завершающей сцены, в которой одновременно должны были взаимодействовать и актёры, и массовка, и учитель, я увидела, что класс переполнен. Марина Михайловна впереди оставила пустые места для действующих лиц, а сзади усадила учеников шестого класса - того класса, у которого она была классным руководителем.

Я немного смутилась. Я ведь никогда не работала с классом. Да, я снимала на видео, я редактировала материал, я организовывала сценки из двух людей - не более! А тут целый класс, притом смешанного калибра.

В голову приходили всякие ужасы, о которых я часто читала: дети срывают уроки, издеваются над учителями; учитель на них орёт и доводит себя до высокого давления, а дети только этому рады. Кроме того, я сама была ребёнком и всё это видела и слышала. Ведь сколько этого было - и в моём детстве, и в детство сестры, а потом и дочери. Дети злые! А шестой класс - это самый ужасный возраст. Дети неуправляемы! А у меня опыта ноль! Марина Михайловна, конечно, рядом, но она сейчас находится в статусе кинозвезды! Она стоит перед камерой, она актриса, а не режиссёр. Я должна править!

"Что ж, придётся!" - подумала я и осторожно взялась за дело.

- Здравствуйте, начнём! - сказала я, понимая, что длинных вступительных речей тут не нужно.

Взяла свою тетрадку с записями и стала говорить, что надо делать. Каждый эпизод мы делали по три раза на всякий случай. Чувствовала я себя хорошо. Я, к своему удивлению, заметила, что дети достаточно заинтересованные. Они стараются всё делать правильно. Возможно, каким-то отдельным ученикам это не нравилось, но камера-то была у меня в руке! Я могла их обходить, чтобы они не показывались в кадре.

Я так увлечённо занималась с детьми, что совсем не обращала внимания на Марину Михайловну. Она даже спросила, буду ли я вообще снимать сегодня её.

- Сейчас я сниму все сцены с учениками, и они могут уходить. А я вас сниму отдельно!

- Возможно, так даже лучше, - ответила Марина Михайловна.

Когда общий план мы сняли, пришло время снимать индивидуальные сценки. Я крупным планом снимала одного или двух ребят, которые что-то делали. В этих сценках имело значение выражение лиц, жесты - в общем, нужна были актёрская игра. Речь была не нужна - во время монтажа всё это будет перекрыто музыкой.

Потом, когда я этот фильм редактировала, я выбирала случайные жесты, а не подготовленные. Например, ребята играли какую-то сценку, но у них не получалось, и они начинали сердиться, обсуждать ситуацию, но чаще всего смеяться над испорченной сценкой. В эти минуты я продолжала их снимать, но они не видели этого. И вот эти искренние реакции я вставляла в фильм, игнорируя постановочную сцену.

Марина Михайловна с интересом смотрела на меня.

- Может, вы снимете тоже ребят из моего класса? - сказала она. - Вот, например, Васю.

Этот Вася сидел за третьей партой и только всё портил: он закрывал тетрадкой своё лицо, поднимал атлас, где было видно, что этот атлас не шестого класса, а восьмого (до этого Марина Михайловна раздала всем ребятам атласы для обстановки на уроке географии, но атласов шестого класса всем не хватило, и она добавила атласы седьмого и восьмого класса). В общем, Вася кривлялся.

Что ж, я подошла к нему. Когда я шла, я думала: "Боже мой, я же не учитель! Я не знаю, как с такими общаться! Методик у меня нет!"

Подхожу. Он смотрит на меня и нагло улыбается, и я тоже.

- Привет! - говорю. - Как дела?

- Хорошо, - отвечает.

- Надо же, - говорю, - какой ты! Хочешь сняться для фильма?

Он активно машет головой. Продолжает улыбаться.

- Окей, - отвечаю я и иду к Марине Михайловне.

- Не хочет! - сообщаю ей.

Продолжаем дальше работать. Вася, которому немного уделили внимания, больше нам не мешает. Видимо, детям не так уж много нужно. Улыбка, например. Простые вопросы: "Как ты себя чувствуешь? Не устал?" Простые знаки внимания: "Рада тебя видеть! Тяжело наверное, да? Не переживай, я помогу! Всё будет хорошо!" И это говорится не с каким-то иносказательным смыслом, не со скрытой усмешкой, а искренне! По крайней мере, я так это заметила, когда снимала фильм.

В результате этого мероприятия я поняла, что заниматься с группой школьников не так-то сложно. Большинство всё-таки старается всё сделать правильно, и только единицы мешают.

Вот такой у меня был опыт. Какой я для себя сделала вывод? Работать с ребятами приятно! И совсем не страшно. Хотя у меня нет опыта, да и вообще я интроверт и люблю быть одна.

Продолжение: