Сейчас много говорят о травле (буллинге). Хорошо, что обратили на это внимание. Ведь раньше пострадавшие дети искренне считали, что это они во всём виноваты. И родители так же думали. Они искали проблему в ребёнке, переживали, что сделали какую-то ошибку в воспитании и поэтому ребёнок не может ужиться в коллективе. Да и многие учителя тогда считали, что правда на стороне большинства. Раз весь класс говорит, что некий Иванов - плохой человек и дружить с ним нельзя, значит, так оно и есть. Раз класс устроил Иванову бойкот, значит Иванов сам виноват. Хорошему человеку никто устраивать бойкот не будет. И пионерская организация руководствовалась мнением коллектива, когда нужно было принять кого-то в пионеры или в комсомольцы. Всё решалось голосованием класса.
Хотя, к своему удивлению, недавно я просмотрела детские фильмы 70-х годов и поняла, что уже тогда учителя разбирались в проблеме травли, знали это явление и даже умели с ним работать. И ещё тогда классные руководители знали, что именно они отвечают за то, чтобы атмосфера в детском коллективе была хорошей. И знали они, что травля в классе - это недосмотр учителя и полностью его вина. Приведу в пример детский фильм 1979 года "Бабушкин внук" о дружбе, о травле и о классном руководителе, которая взяла ответственность на себя и всё-таки справилась с травлей, хотя это было трудно. Так что новое - это хорошо забытое старое.
Моя Аня в 8 классе тоже пострадала от травли, как и многие другие школьники. Причина, как потом оказалось, была очень современная. У Ани был очень успешный канал на youtube: быстро росли просмотры, появилось огромное число подписчиков. Одноклассницы тоже пытались сделать свои каналы, но ничего хорошего у них не получалось. Конечно, возникла зависть, агрессия. Как не позавидовать чужой славе? Это было достаточно давно, и вряд ли классные руководители тех времён могли с этой причиной разобраться. Дети тогда обгоняли взрослых в компьютерном развитии.
Теперь о классных руководителях. Нашему классу не повезло: классные руководители менялись почти каждый год. Так уж получилось: кто-то переехал в другое место, кто-то нашёл себе лучшую работу и покинул эту школу... И бедным детям приходилось каждый раз привыкать к новой учительнице с новыми принципами и правилами. Мы, родители, тогда ничего не знали о буллинге. Эта тема не поднималась нигде. И, уж тем более, мы понятия не имели, что за это отвечает классный руководитель.
И вот я вспоминаю момент, когда всё это началось. Точка отсчёта. К слову, некоторые люди, которые пережили катастрофу, впоследствии рассказывали о моменте, когда они явно почувствовали, что происходит что-то не то. Вот и я помню этот момент.
Это было накануне седьмого класса. 31-го августа я пришла к нашей любимой классной руководительнице Александре Сергеевне то ли за учебниками, то ли ещё за чем-то. И Александра Сергеевна сообщила, что она увольняется и это её последний рабочий день в этой школе. Они с мужем купили квартиру на другом конце города, и теперь она будет работать там. Конечно, это было грустное известие. Но я пожелала ей всего наилучшего на новом месте и даже сделала подарок: сбегала домой, взяла одну хорошую книгу и подарила ей на память.
Когда я возвращалась в школу с книгой, я увидела на первом этаже несимпатичную, немолодую, неухоженную пожилую женщину с кислым лицом. Неухоженность её заключалась в том, что голова её была не мыта, а волосы, которые когда-то были покрашены в чёрный цвет, сильно отросли и весь затылок был седым. Глядя на эту женщину, я бы никогда бы не подумала, что это учитель. Но она подошла ко мне и спросила: "Ваша дочка учится в 7 "А"? Я ваш классный руководитель!" Видимо, кто-то уже показал на меня пальцем, чтобы она подошла и познакомилась. И вот тут это произошло! Я почувствовала, что катастрофа началась. Как говорили в известном фильме: "С этой минуты, что бы мы ни делали, наш класс неизбежно уйдёт на дно". Правда, там был не класс, но это неважно.
Я в первые минуты даже хотела к завучу сходить и спросить, какого чёрта?! Но что я могла им предъявить? Видимо, все учителя в школе уже имели классное руководство, и администрации пришлось быстро находить учителя, который будет не только вести в школе уроки, но и возьмёт классное руководство над многострадальным седьмым "А".
После того, как я подарила книгу Александре Сергеевне, мы с новой учительницей пошли за учебниками и она рассказала, что всю жизнь работала в научно-исследовательском институте, а теперь ей стало тяжело, а до пенсии ещё несколько лет, поэтому она пришла в школу. Она надеялась, что здесь будет проще. Педагогический опыт у неё был когда-то очень давно и длился два или три года. Теперь я поняла, почему у неё был такой вид. Научные сотрудники, как правило, работают в халатах, а иногда и в шапочках, поэтому о внешнем виде могут не беспокоиться.
Так наш класс седьмой "А" фактически на целый год остался без классного руководителя. Администрация сама всё понимала, но у них не было свободного учителя. Вот такое невезение! На следующий год нам всё же поменяли классного руководителя. Освободилась учительница, которая выпустила 11 класс, и классное руководство отдали ей. Но было уже поздно, к сожалению. Травля вошла в интенсивную фазу.
Продолжение: