Найти в Дзене
Andrey Obryadov

Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга.

Вид на Смольный собор с другого берега Невы
Вид на Смольный собор с другого берега Невы

При слове «Смольный» многие вспоминают фразу «Смольный на проводе», родившуюся в начале прошлого века во время Великой Октябрьской социалистической революции. По, так сказать, преданиям, ее якобы говорил В.И.Ленин, отвечая на звонки. Именно в Смольном институте в то время располагался революционный штаб ВКП(б).

Здесь я этих событий касаться не буду – для этого, полагаю, достаточно учебников истории. Покажу фото, которые сделаны в ходе прогулки вокруг него, и совсем чуть-чуть, чтобы не сильно уводить в историю, будет информация про собор.

Вид на собор со стороны сада.
Вид на собор со стороны сада.

Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор (Воскресения Христова Смольный собор, Смольный собор) – так называют в наше время этот православный храм, который по праву является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Храм является составной частью Смольного монастыря.

Собор в теплых лучах солнца.
Собор в теплых лучах солнца.

Ранее на этом месте располагался так называемый «Смольный дом» - дворец, в котором прожила свое детство Елизавета Петровна. Она и считается, скажем так, «родительницей» идеи возвести на этом месте монастырь, куда бы она ушла потом завершить свой жизненный путь. Одним из условий, выдвинутых ею, было обязательное наличие института для девушек – дочерей российских дворян.

Автором проекта стал придворный обер-архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. После согласования всех планов и проектов 30 октября 1748 года был заложен первый камень в основание монастыря. Строительство шло быстро за счет привлечения большого количества солдат. С началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились.

Одна из церквей Смольнинского собора.
Одна из церквей Смольнинского собора.

Мечта Елизаветы Петровны завершить свой жизненный путь в новом монастыре не сбылась. Более того, на целых 70 лет собор оставался недостроенным. Построенные и не завершенные отделкой здания и помещения начали разрушаться, появились трещины. Подвалы затопило водой.

Только в конце 1820-х годов Николай I распорядился возобновить работы. Так как Растрелли покинул Россию, проект был переработан, дальнейшие работы были поручены В.П.Стасову. Трещины заделали, некоторые кирпичи были заменены на новые. Купол и главы покрыли белым цинковым железом.

Все знают, что Смольный бело-голубого цвета. Но в те годы фасады окрасили в желтый цвет, купола - в лазоревый.

Стены монастыря
Стены монастыря

Одной из проблем при возведении собора по новому проекту была проблема «холодности» собора, изначально в проект не заложили такую важную составляющую зданий в России, как система отопления. Для решения проблемы пришлось пробивать отверстия в стенах, чтобы установить дымоходы.

В 1835 году император Николай I утвердил «Положение о соборе», храму присвоили статус собора всех учебных заведений. На алтарную стену золотыми буквами занесли названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны.

Дорожка вдоль стен.
Дорожка вдоль стен.

После революции 1917 года храм перешел в управление церковной двадцатки. 7 октября 1922 года Петросовет объявил о закрытии собора. Все имущество собора было изъято, сами помещения использовались в качестве складов для разного рода декораций. Полагаю, что явно не театральных, хотя все может быть.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в подвалах собора располагался бункер. В этом Бункере работал А.А.Жданов (член Военного совета Главного командования войсками Северо-Западного направления с 10.07.1941 г. по 27.08.1941 г., член Военного совета Ленинградского фронта в период с 23.08.1941 г. по 9.07.1945 г.).

Только в 1967 году было принято решение о реконструкции собора, по окончанию которой в нем разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра. К слову, иконостас собора демонтировали только в 1972 году.

Одна из угловых башен.
Одна из угловых башен.

В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. С 1990 до 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки.

Во время июльского урагана 2001 года с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест. В результате удара разряда молнии его основание надломилось. Крест не устоял и вонзился в кровлю. Только 12 апреля 2004 года крест возвратили на свое место.

Главная маковка собора. Объектив фотоаппарата позволяет рассмотреть всю красоту творения Б.Ф. Растрелли.
Главная маковка собора. Объектив фотоаппарата позволяет рассмотреть всю красоту творения Б.Ф. Растрелли.

Собор очень отличается от остальных храмов. Отличается именно по стилю, который называют «елизаветинское барокко». Главным «стилистом» Санкт-Петербурга, что можно заметить и в иных зданиях, дворцах, построенных по его проектам, был упомянутый Б.Ф.Растрелли. Конечно, Елизавета Петровна, как автор идеи, считаю, вполне может выступать в роли соавтора. Именно она настояла не на простом копировании уже известных храмов Европы, а на учете в проекте традиций Русской Православной Церкви. В Музее Академии художеств до сих пор хранится деревянный макет собора, в котором уже учтены упомянутые традиции.

Собор в обрамлении кружева из голых веток деревьев.
Собор в обрамлении кружева из голых веток деревьев.

Собор достигает высоты 93,7 м. Однако по первоначальному проекту рядом должна была возвышаться колокольня высотой 140 м. В принципе, это согласовывается с проектами всех российских храмов, когда доминантой является не сам собор, а высокая колокольня. Но колокольня не была завершена строительством. Где-то читал, что при раскопках был обнаружен первоначальный фундамент этой колокольни. Разговоры о ее строительстве изредка появляются, но дальше обсуждений дело не идет. Думаю, что при положительном решении о размещении колокольни этот «открыточный вид» со стороны улицы Шпалерной будет совсем иным, т.к. по первоначальному проекту колокольня просто закроет сам собор.

Вид на собор со стороны ул. Шпалерная.
Вид на собор со стороны ул. Шпалерная.

Летом 2004 года Смольный собор вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В Смольном соборе проходили концерты хоровой музыки.

С 2010 года в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения. 25 января 2016 года Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.

Данная статья не носит какого-либо исторического характера, более полную информацию можно почитать в иных источника.

Об истории собора можно почитать на сайте Смольнинского Собора в сети Интернет по ссылке. На сайте также можно прочитать информацию о времени служб.

Благо дарю, что дочитали до конца.