После курсов начальник ОГПН Ларионов В.П. вменил мне в обязанность курировать административную практику и дознание.
Вот наиболее интересные случаи из этого периода
1. Проверяющий.
Начальник ОГПН проверил собранный мною материал проверки по заявлению о пожаре, который нигде не числился, одобрил и направил к дежурному по ОВД, чтобы зарегистрировать его по журналу учёта информации (ЖУИ), а как это делается, не сказал. Впервые и с радостным чувством от похвалы начальника, я, преисполненный важностью дела и в форме лейтенанта внутренней службы, помчался в ОВД выполнять указание.
В дежурной части ОВД, развалившись в кресле, сидел пожилой по виду майор милиции, китель у него был расстёгнут. Не представившись, я поздоровался и, думая о том, что запись в журнале должен делать только сам, попросил:
- Дайте мне, пожалуйста, журнал ЖУИ…
Тот вскочил, быстро застегнул китель на все пуговицы и представился.
- Дежурный по отделу майор Ткаченко! Извините, Вам для чего?
Я немного оторопел от такого чёткого исполнения служебных обязанностей и смущённо сказал:
- Мне нужно зарегистрировать материал о пожаре по письменному заявлению...
На лице у дежурного отобразилась вся гамма чувств, от учтивой исполнительности и до полного пренебрежения. Повернув голову в сторону, он, шевеля губами и беззвучно чертыхаясь скорее всего непечатными словами, грузно шлёпнулся обратно в кресло. Пристально глядя на меня, он, молча взял у меня документы, записал данные в журнал, поставил штамп и вновь расслабился, не удостаивая меня взглядом. Типа «свободен».
Мой начальник узнал о происшедшем событии гораздо быстрее, чем я вернулся обратно, и сказал, что я нечаянно «построил» по стойке «Смирно» уважаемого майора милиции незадолго до его ухода на пенсию по возрасту и выслуге лет. Оказалось, что перед заступлением на дежурство его предупредили о возможной проверке из ГУВД. В комиссии могли быть проверяющие в форме сотрудников внутренней службы, а тут явился, как к себе домой, неизвестный ему лейтенант, да ещё с наглым требованием, значит, точно проверяющий. Меня простили, так как всё это выглядело как случайность на службе, причём без всякого умысла. За общим праздничным столом я для хохмы и бахвальства, иногда, вспоминал этот случай.
Сначала в отделении существовал такой порядок дознания. Инспектор, выехавший на место пожара, собирал первичный материал, то есть составлял протокол осмотра и схему пожара, брал объяснения с очевидцев. Затем собранный материал передавался другому инспектору, закреплённому за территорией, где это случилось, для окончательной доработки и принятия процессуального решения: об отказе в возбуждении уголовного дела или передачи его по подследственности для возбуждения уголовного дела при наличии таких признаков. Отсюда у инспекторов возникали претензии друг к другу из-за недобросовестного отношения.
2. Баловство детей - частая причина пожара
Мой шеф-наставник Алексей Яковлевич М. передал мне собранный им материал по пожару в д. Долговка, из которого следовало, что причиной пожара стало короткое замыкание в электропроводке, хотя первичное загорание произошло в сенцах двора, а в протоколе осмотра о наличии электрооборудования в этом месте ни слова. Владелец сгоревшего дома с причиной пожара соглашался, якобы проводка была «старой». Я сказал владельцу, что оштрафую его за нарушение ППБ. Он испугался, думая о большой сумме (хотя она была всего-то 10 рублей) и тут же "раскололся", что там были дети. Пришлось ехать на место и опрашивать детей. Они сознались, что спичкой подожгли свисавший с чердака двора полиэтиленовый шпагат, перевязывавший кипу сена.
3. Протокол - важный документ
Другой инспектор пожарного надзора, Василий Андреевич Шубин, много лет проработавший начальником караула, при рассказах о трупах на пожаре до тошноты не выдерживал «чёрный юмор» с подробностями. В одном случае виновница пожара находилась в нетрезвом виде и уснула на кухне, расположившись на диване. Диван обгорел на площади 1 квадратный метр, но этого хватило, чтобы от задымления квартиры погибли три человека - она сама и молодожёны, находившиеся в соседней комнате. Муж, очнувшись, не успел открыть окно, так как в дыму споткнулся о кресло и потерял сознание…
Этот пожар случился ночью накануне поездки в Управление для сдачи зачётов, чтобы получить звание «Государственный инспектор по пожарному надзору», то есть иметь право не только составлять протокол о нарушении ППБ, но и самостоятельно выносить по нему постановление о наложении денежного взыскания. Более крутую сумму мог наложить старший государственный инспектор, а Главный – ещё круче. Несмотря на бессонную ночь, я сдал этот зачёт, благодаря кофе и пышкам в кафе «Пышечная» на Московском проспекте, куда мы традиционно заехали по пути.
Немного отвлёкся. Так вот, в протоколе осмотра опытный старший инспектор Шубин В.А. написал: «…Баня находилась посередине деревни на отшибе (!) ». По-деревенски всем всё понятно, но, где этот «отшиб» неизвестно, поэтому протокол осмотра - это основной документ, его нужно оформлять юридически грамотно. Естественно, по утрам на пятиминутке в кабинете на этом примере и других ошибках приходилось учить его и других, разложив всё по «полочкам». Аргумент железный: меня этому учили!
- Василий Андреевич! Ну как такое можно написать? Нужно же было оформить следующим образом: название улицы и нумерация домов в деревне отсутствуют. Баня находилась на расстоянии стольких-то метров к югу от жилого дома. К ней имелась тропинка или дорожка, проходящая там и там-то. Позади бани - пустырь, поле или лес. Указать, имеется ли ограждение территории. Только тогда это будет соответствовать требованиям и станет всем понятно.
По одному из пожаров, ещё случившемуся до моего появления в районе, он же написал в постановлении, что причиной пожара послужило «перенапряжение электросети (?) », а начальник ОГПН его утвердил. Через некоторое время по жалобе пострадавшего соседа прокуратура отменила это постановление и направила нам для дополнительного дознания. Следующий его «вердикт» также был отменён. В конце концов, начальник ОГПН был вынужден поручить это дело мне.
В д. Славенка сгорел совхозный дом, огонь с него перекинулся на дачный дом одного уважаемого жителя Ленинграда. Тот потребовал от виновника пожара или совхоза компенсацию на сумму 25000 рублей, так как страховка не покрывала расходов, потраченных на строительство. К этому времени директор совхоза бульдозером расчистил место пожара, тем самым изменил обстановку и окончательно уничтожил все улики, если были таковые. Мне всё-таки удалось раскрутить то обстоятельство, что рабочий совхоза пользовался электрической духовкой для отопления, так как дров было заготовлено мало. Отсюда причиной пожара могло послужить «нарушение ППБ при эксплуатации бытовых электроприборов», приведшее к пожару из-за возникшего аварийного режима в электроосветительной сети. Вскоре снова последовала отмена, мне даже пришлось выезжать на место пожара со следователем следственного отделения, которому передали дело. В тот день я едва успел вернуться обратно, чтобы использовать ранее купленные билеты на концерт Марины Капуро (приятный женский голос).
По слухам же, таки дошедшим до меня позже, пожар произошёл от банальных портянок, положенных на духовку, чтобы подсушить, но это, как говорится, к делу не подошьёшь!
Чтобы повысить ответственность инспекторов и в корне прекратить порой возникавшие конфликты между ними, было принято решение вменить в обязанность каждому вести дело о пожаре, на который он выезжал при дежурстве, до логического завершения. Постоянно курируя данное направление, я проверял качество собранных материалов, чтобы выводы в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела подтверждались документально и вещественными доказательствами.
4. Практикант
Приведу другой случай из практики своего курирования и наставничества. За мной закрепили курсанта-практиканта 3-го курса. Я его использовал как помощника и, по совместительству, писарчуком. На один из пожаров с очередной жертвой он приехал к "шапочному" разбору, и мне пришлось самому писать протокол осмотра. Зайдя внутрь деревянного дома, от которого остался только обгоревший сруб, курсант стал осматриваться и осторожно продвигаться вперёд, что-то пытаясь обнаружить в угольках, а я отвлёкся на писанину. Вдруг он остановился и спросил:
- А где труп?
- Да ты на нём стоишь! - ответил я. Тут-то его и прорвало, хотя он всё-таки успел выбежать наружу. Ничего, пускай привыкает, нам-то не в первой!
5. Гусарство капитана Гусарова
Неожиданно в нашем отделении образовалась вакансия старшего инспектора. Занимавший эту должность капитан в/с Гусаров Е.А., имел свой собственный автомобиль «Москвич-403», на котором частенько ездил в пьяном виде. Однажды летом, разогнавшись по проспекту имени Володарского, он не успел затормозить перед крутым поворотом, и его машина начала кувыркаться: грым, дряб, де-ряб, грым! Машина, перевернулась пару раз и остановилась у квадратной вазы с цветами, установленной перед городским памятником, напоминающем туристам о дате основания города.
Начальник милиции, сидевший в кабинете на втором этаже, услышал характерный грохот, выглянул в окно и увидел знакомую личность, на карачках выползающего из своего «БТРа». Гусаров лишился своего авто и водительского удостоверения.
Однажды, находясь в отпуске, Гусаров пришёл в кабинет пьяным, сел за свой стол и со всей силы ударил кулаком по столу. Мы ему: «Ты чего?!» Но он, ещё раз ударив по столу, ушёл, ни слова не говоря. Оказалось, что он от нечего делать помогал другу-гаишнику нести службу. Гаишник остановил автомашину из Псковской области, водитель которого повёл себя некорректно, и он решил помочь, избив водителя. В результате их обоих уволили из органов внутренних дел за дискредитацию. Впоследствии Гусаров завёл своё дело, изготовлял дубликаты ключей. Мы же решили, что с сотрудниками ГАИ и милиции не связываться, потому что мент пожарному не кент, хотя по-прежнему, приходилось сидеть на совещаниях и взаимодействовать по некоторым вопросам. Те нас подкалывали: «Опять всё проспали!», на что мы им отвечали, что это наше рабочее положение, а у них – принцип работы.
Перед ленинским субботником начальник ОВД товарищ М. спросил: «Кто не хочет идти на субботник?». Мы, семеро смелых, честно и дружно ответили, что МЫ, на что он покачал головой «опять эти пожарные» и ответил, что от нашего желания ничего не зависит, идти всё равно придётся, но за честность - спасибо!
6. Засланный казачок
Вместо Гусарова на должность инспектора нам временно прислали выпускника пожарно-технического училища. Он оказался «засланным казачком» и тем ещё «перцем», но со связями. Покопавшись на пожаре, он нашёл медные провода и подошёл к потерпевшей:
- Какой такой поджог? Смотри бабка, видишь замыкание проводов. Видишь! А ты мне – поджог! Как дал бы тебе! Давай, подписывай, что проводка была старая и замкнула.
Проверив закреплённый совхоз и написав предписание, он поехал его вручать. Директор совхоза, обычно сидевший в кабинете как будто в полудрёмном состоянии из-за постоянно полуприкрытых глаз, вследствие перенесённого заболевания, вскоре позвонил нашему начальнику и рассказал:
- Сижу в кабинете. Вдруг дверь с грохотом распахивается. Стремительно вваливается Ваш инспектор и прямо с порога заявляет: "Ты что ли директор? Вот тебе предписание, давай подписывай, и чтобы всё было выполнено точно и в срок!" У меня даже оба глаза открылись, чтобы хорошенько разглядеть такое чудо! Читаю в одном из пунктов: "ПОСТРОИТЬ здание коровника взамен старого. Срок - один месяц!!! Иначе... Так что мне делать? Ладно, ладно будем считать вновь испечённого инспектора практикантом и забавным приключением.
Вскоре его от нас забрали, переведя на другую должность в один из районов г. Ленинграда. Частенько мы вспоминали того выпускника, хохоча и ухмыляясь при этом!
7. Пожарные и Госстрах
Пожар на Мшинских садоводствах, сгорела дача коммерческого директора одного крупного предприятия Ленинграда, пожарная часть не выезжала, владелец обратился в Госстрах за выплатой страхового возмещения. Представитель Госстраха и я выехали на место пожара, сам владелец любезно предложил свои услуги и авто, так как якобы его дачу подожгли. На месте пожара обстановка была изменена, соседи факт поджога не подтверждали, так как не видели никаких посторонних лиц, в момент загорания дача была закрыта, окна целы. Пришлось вернуться к пожарищу, чтобы произвести осмотр. Хозяин дачи допустил маленькую ошибку, не убрав бревно нижнего венца, лежавшего вдоль фундамента. Оно было заострено! Я сразу прошёл к той части фундамента, куда оно указывало, и стал последовательно ворошить пепел и угольки внутри фундамента. Вскоре я нашёл термоэлемент электрокипятильника для стакана, от него шли медные провода, оканчивающиеся контактами вилки, спаянными с контактами электророзетки. Всё, причина пожара ясна! Доводы о том, что хозяина две недели не было, уже никакой роли не играли, пускай перед женой оправдывается. У меня был случай, когда при проверке поселкового универмага я обнаружил включенный электропаяльник, висевший за листом ДСП и забытый электронщиками ремонтировавшими сигнализацию, медное жало которого превратилось в подобие веника. Пожар чудом не случился.
8. Молния метит "дом терпимости"
При очередной комплексной проверке Управлением пожарной охраны нашего отделения начальник филиала ВНИИПО, ранее обучавший меня как правильно расследовать пожары, выборочно посмотрел отказные дела о пожарах и не нашёл в них изъянов. Особенно его заинтересовал материал проверки по факту пожара, причиной которого стала молния. Этот пожар случился во время моего дежурства. Сгоревший дом находился в центре перекрёстка трёх улиц посёлка Серебрянский. Его обособленность от других домов, наличие деревянной мачты с ТВ антенной и кабелем от неё в дом, как раз и послужили тому, что энергия от молнии, ударившей в антенну, частично ушла по мачте в землю, а другая часть по оплавленному кабелю проникла внутрь дома «терпимости». Так его назвали местные жители, подтвердившее загорание сразу после удара молнии в отсутствии хозяйки дома, которая вела разгульный образ жизни, пока её сожитель проводил время в местах, не столь отдалённых. К сожалению, цифровых фотоаппаратов тогда ещё не существовало, поэтому пришлось подробно всё описать, в том числе след молнии на мачте с расщеплением и обгоранием древесины.
В общем, в моей практике не было таких случаев, когда причина пожара была бы не установлена. Например: загорание в конторе совхоза, в деревянном полу - круглая дыра диаметром более метра. От чего загорелось непонятно, но помимо угольков слишком много пепла. Отопление в конторе осуществлялось дровяными печами, в топках пепел отсутствовал. Истопник созналась, что поторопилась, из печей выгребла в бумажный мешок ещё тёплый пепел и побежала домой, а там наверняка остались горячие угольки…
Бывало так, что при расследовании пожара вскрывались такие факты, что до сих пор о них нельзя рассказывать. Вот такие нравы у населения, только диву даёшься как всё взаимосвязано, а не просто так. А почему? Потому что в Лужском районе климат особенный: вечером всех качает, а утром трясёт! Так сказал один житель северной столицы, утром дрожавший от холода.
Николай Санаев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в авторской подборке.
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для Вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
====================================================