Найти в Дзене

Проповедь о воспитании детей (2003.04.06). Протоиерей Димитрий Смирнов

Господь помимо того что проповедовал Царство Небесное, очень многим людям по их просьбе давал здравие, исцелял их. Почему Он это делал? Совсем не для того, чтобы привлечь к Себе сердца людей, сделаться в их глазах человеком известным, популярным, ожидаемым везде, желанным гостем, совершенно не этот был мотив. Если бы Он захотел этого достичь, Он бы им давал деньги, это было бы гораздо эффективней. Приходит человек – даёшь ему денег. Или взял бы и устроил общественную столовую, обеды давал, не просто хлеб и вода, а что-то посущественней. Народу бы пришло куда больше. У Него была совершенно другая цель, Он просто по человечеству Своему в силу того, что Он был Сын Божий, как Человек Он был очень добрый. Когда к Нему обращались в надежде, с верой, что Он может исцелить, Он таким образом ту веру, которая в человеке была, поощрял. Вот такое свойство Божье. Мы люди, хотя и верующие, понятно, что вера в нас недостаточная. Мы маловерные, её не хватает. Если бы у нас была вера хотя бы с горчичное зерно, мы могли бы двигать горами (см. Мф. 17, 20), но этого не происходит. Этой веры не хватает. Тем не менее Господь нашу веру, малую и незначительную, всё равно поощряет. Сколько было в жизни каждого из нас всяких чудесных случаев, когда Господь явно вмешивался в нашу жизнь, нам помогал, устранял какие-то трудные обстоятельства, исцелял. Просто у нас память очень короткая. Бывает, нас исполняет чувство благодарности, но проходит какое-то время, и это тускнеет, поэтому Господь постоянно исцелял. В Евангелии в нескольких местах говорится о том, как Господь сжалился над человеком, Ему нас жалко. Жалко Ему нас, потому что он нас любит. Любить и жалеть в русском языке вообще синонимы. Сейчас эти два понятия немножко разделились, а раньше это были практически синонимы.

Вот такой эпизод, один из многочисленных, потому что обо всём, что сотворил Господь, и написать нельзя было, как апостол говорит: и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Случай тоже, можно сказать, типичный: Придя – Господь – к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними (Мк. 9, 14). Книжники всегда спорят, что-нибудь такое в книжке вычитает и начинает спорить. Мы вчера вечером тоже с одним спорили, но недолго, потому что понятно, что спорить бесполезно. Из двух спорящих всегда один жулик, а другой дурак. Дурак – потому что не знает, а спорит, а жулик знает и спорит. Это вообще нечестно. При спорах никакая истина никогда не рождается, а наоборот, люди теряют мирный дух, начинают между собой портить отношения, тщеславие примешивается, желание подчинить своему мнению другого и так далее. Поэтому то, что книжники спорили, это понятно, потому что книжник исходит исключительно из текста, часто не понимая его. Они так рассуждают: раз сказано, так надо и делать. Хорошо, сказано: если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее (Мф. 5, 30). А чем отсечь? Пилой пилить или топором? А топором неудобно, а попросить кого-то другого тоже нельзя, потому что сказано “отсеки”, то есть ты сам должен. Ну как самому себе рубить правую руку? А если я не левша? А потом, что это значит “рука соблазняет”? Как рука может соблазнять, тем более твоя собственная? Какая-то неувязка, но если идти последовательно за тем, что написано, обязательно придёшь к абсурду. Господь употреблял притчи ещё и для того, чтобы дать понятие о том, что к духовным вещам нельзя подступать по букве, надо уловить, почувствовать, в чём дух Евангелия. А не в чём главные технические принципы, на которые можно опереться с помощью логики, и дальше действовать. Ничего не выйдет. Почему? Потому что Господь хочет, говоря по-военному, задействовать не наш логический аппарат и ошмётки нашего интеллекта, а хочет, чтобы мы сердцем участвовали в духовной жизни, а это несколько другое. Если есть ум, хорошо, на него можно опираться, он может помогать человеку. А если нет ума, то что же, человеку и спастись нельзя? Нет, можно. Слушай того, кто умный, этого достаточно. Одним послушанием можно спастись. Тебе сказали, так и сделай смиренно и кротко. А если ты, как книжник, будешь спорить, то окажешься, несмотря на весь свой ум, вне Христа, как книжники, бедные, и оказались.

Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 15-22). Опять, видите, «сжалься». Что значит сжалиться? Немножко войти в жизнь этого человека. Немножко мысленно хотя бы представить себя в его положении. Зачем такой приём? Потому что себя-то каждый человек любит. Как представит, что тебе бы так, сразу страшно становится, от этого сердце побуждается к жалости. Для Господа, конечно, в этом не было никакой нужды, потому что сердце Его исполнено любовью. Спрашивается, чего это маленький ребёночек и вдруг такой бесноватый? Причин множество, они могут быть частные, потому что болезни детей за грехи родителей случаются. Иногда непосредственно, иногда опосредованно, но яблочко от яблони недалече падает, это всё непосредственно связано. Влияет всё: и какое-то сочетание генов необычное, какая-то тонкая, подвижная психика, когда человек не справляется с проблемами в окружающей его действительности, может быть, какие-то заболевания или процессы, которые отравляют мозговую деятельность и так далее. Причин может быть огромное количество. Совершенно очевидно, что лично этот ребёночек был не виноват. Очень часто при воспитании наших детей мы к ним предъявляем некоторые требования, которые они априори, заранее известно, даже если в спокойном состоянии поговорить с родителем, объяснить ему, он поймёт, что выполнить эти требования ребёнок не может ну никак, потому что требуют от дитя часто не только то, что сами взрослые не умеют, они даже не могут никого показать, кто бы так умел. А уже требуется от ребёнка, заставляют, а если у него не получается, каким-то образом репрессируют.

В чём же причина того, что дитя в той или иной степени бесноватое? Вообще по определению бесноватые все люди, каждый человек. Даже маленький ребёночек, который только народился из утробы матери, он уже бесноватый. Он родился от бесноватых родителей, у него бесноватые дедушка и бабушка и так до Адама. То, что Адам отпал от Бога, разве это не беснование? Что такое беснование? Беснование – это когда человек вместо воли Божьей исполняет волю беса. Змей к нему приступил, ему внушил, он его послушался и исполнил его волю. Вот оно и беснование.

А дети очень часто ведут себя, как бесноватые. Представим себе, в храме какой-нибудь ребёночек кричит, шумит, дёргает ногами, бегает или валяется на полу. Ну представьте себе, я бы сейчас стал бегать, кричать, дрыгать ногами, валяться по полу, вы бы сказали: “Ну отец Димитрий того”. И были бы совершенно правы. Да, взбесился, потому что все мы в свою меру бесноватые, но известная мера переступает всякое мыслимое об этом представление. А когда дитя это делает, мы как-то более снисходительны, а на самом деле это же тоже беснование. Понятно, что воля не развитая, правил ребёночек ещё никаких не знает, не затвердел, поэтому он ведёт себя так, как им руководят его собственные чувства. А каковы они? Они, конечно, все искажены грехом, поэтому очень долгим воспитанием, терпением, трудом, как дальше Господь им сказал, молитвой и постом это преодолевается (см. Мк. 9, 29). Человек только в постоянном упражнении в воздержании может преодолеть беснование.

Пост – это воздержание, это не только колбасу не есть, это воздержание во всём. Хочу лечь, а надо стоять, хочу заорать, а надо тихо, потому что в храме не положено. Хочу через дорогу перебежать, руку у матери выдернуть – нельзя, надо идти через дорогу медленно, смотреть налево, до середины дошёл – посмотреть направо. Этому пока научишься, сколько бесноваться приходится. А родителям сколько приходится бороться с ребёнком, объяснять, что это нельзя. Ведь нельзя сказать: “На, попробуй”. Отпустил его, раз – под грузовик: “Ну как, понял?” Никто ведь так не будет делать – отпускать ребёнка, чтобы он понял сам. Некоторые говорят: “Вот вырастет, сам разберётся”. А если грузовик ему на голову наедет, будет из головы такая лепёшка, как тогда дальше осуществлять воспитание? Нет, поэтому приходится известное насилие над нашими бедными бесноватыми детьми, которые себя не могут управить, применять для их же блага, ну и, конечно, до известного возраста. Когда он уже в большого превратился, тут уже приходится отпускать вожжи, ничего не сделаешь. Если он уж очень хочет в тюрьму, ну пусть посидит. Ну если очень хочет туберкулёз, ну пусть покурит. Если хочет через пять лет стать покойником, ну пусть поколется тогда, пожалуйста. Если уж прям удержу нет. Или если хочет одна без мужа детей повоспитывать, ну пусть погуляет. Пусть себе искалечит всю жизнь, останется ни с чем, с носом, пожалуйста. Если уж такая сильная любовь, ну нету сил. Ну нету сил, ладно, останешься одна с двумя детьми. Потому что силы родителей уже исчерпаны. Когда маленькая была, пятнадцать лет, ещё можно было дома запереть, сказать чтобы в пол-одиннадцатого обязательно была дома. Ведь наши бесноватые дети воспринимают это, как репрессию. Родители плохие, они всё хотят что-то меня заставить, они всё время мучают, говорят учиться. Они же не хотят, чтобы человек бомжом был, а чтобы чему-то научился, хотя бы посуду мыть. Я тут беседовал с одной аспиранткой. Я говорю: “А чем ты живёшь?” “Посуду мою по ресторанам”. Пришла, помыла, ей заплатили, и в аспирантуре учится. А не умела бы мыть посуду, чего бы она ела? Ничего. Надо обязательно что-то уметь, уметь что-то хорошо, быть человеком ответственным. Если ты вовремя не приходишь посуду мыть, кто тебя будет держать, пошла вон. Таких сколько хочешь стоят в очереди. И с пропиской, и без прописки, и готовы вообще за тысячу рублей, за то, чтобы просто покормили, что хочешь делать. Папа и мама стараются, если не выучить в институте, потому что это не для каждого, с мозгами не у всех хорошо, ну хотя бы что-то уметь – плитку класть, что-нибудь красить, чтобы не отваливалось, машину ремонтировать, что-то уметь, чтобы человек мог дальше прожить. А этот не хочет, хочет гулять. Если только гулять, тогда конец – тюрьма, другого пути просто нет. Есть-то захочется – либо заработать, либо украсть. Несколько раз украдёшь, потом сядешь всё равно. Даже если милиция будет спать беспробудным сном, обязательно нарвёшься. Даже если тебя никто искать, ловить не будет, всё равно никуда от этого не уйдёшь. Поэтому Господь говорит: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). То есть вот это преодоление беснования – это большой процесс сначала воспитания старших по отношению к младшим, потом самовоспитания.

Тут ещё очень важный момент: И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине – А почему наедине? По гордости стеснялись – Почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 28-29). Недостаточно у них ещё было вот этого опыта, не могли они ещё этого совершить, что совершил Господь. Этим Господь указывает, как путь этот труден, что не надо унывать, не надо раздражаться, не нужно впадать в отчаяние, нужно стараться сделать всё, что можно. Очень много нужно сил и терпения, чтобы вот это беснование ушло из нашей жизни в той или иной степени. Мы можем духовную жизнь рассматривать как избавление от беснования. И воспитание детей тоже можно так рассматривать. Если в любую школу зайти, может быть, не в любую, но практически девяносто процентов, мы услышим гул, шум, крик. Как ведут себя дети? Развязно, грубо, злобно. Как они относятся друг к другу? Они дразнят друг друга, они дерутся, они друг у друга подворовывают. Как они учатся? Они списывают, они ленятся, они всё время врут, они всё время изворачиваются. Это ли не беснование? Люди изо всех сил стараются научить их чему-то доброму, хорошему, доброкачественному, а они изо всех сил изворачиваются и пытаются от этого освободиться. Разве это не безумие? Разве это не беснование? Форменное беснование. Все люди хотят им только добра, только спасти от тюрьмы, от ранней смерти, от болезни и так далее. Даже в сиротских учреждениях всякие правила существуют гигиенические, врачи, чтобы ни в коем случае ничем не заразились. Стараются их учить и так далее. Всё бесполезно. Почему? Потому что не хватает любви, не хватает труда, не хватает самоотверженности. Поэтому Господь так устроил, что каждый маленький человек рождается в семье, причём рождается в муках, чтобы мать к нему привязалась, чтобы его любила, чтобы хотела жертвовать собой, своим временем, своими силами ради своего дитяти. Эта любовь может это беснование всё победить.

Христос пришёл, чтобы нас спасти. И вот над этим мальчиком Он сжалился по просьбе его отца, и бес оставил его. Отец говорит, что бес его так мучил – то в огонь, то в воду. Действительно, если бы не Господь, не Ангелы-Хранители, то дети бы погибали. И так детская смертность высока, дети часто под машину попадают, тонут, их где-то засыпает какими-то обломками, куда-то они лазят беспрестанно. Они бы все погибли, только Господь хранит их. Почему? У них никакого понимания о реальной опасности нет. В то, что им взрослые говорят, они не верят. Воля у них тоже расслаблена, а воля на добро – это вообще очень трудная вещь. Бес, который внутри, всё время понуждает ребёнка делать то, что ему категорически нельзя делать. Спрашивается, какой здравый смысл может внушить маленькому человеку, что нужно клей нюхать, чтобы потом вызвать этим галлюцинации? Представьте себе, взрослый человек говорит: “Давай я тебе сейчас клей налью в целлофановый пакет, голову обвяжу, будешь нюхать и будут тебе всякие страшные видения”. Предложи это взрослому человеку, он скажет: “Зачем это мне надо?” А ребёнок – с удовольствием. Спрашивается, от кого может такая мысль прийти? Только от дьявола, который хочет всех победить. Дьяволу проще справиться с ребёнком, потому что у дитя ещё нет опыта, а его чувства все неразвиты.

Поэтому отец и говорил, что он бросал его то в огонь, то в воду. Поэтому за детьми, за молодыми людьми, нужно всё время глаз да глаз. Он что-нибудь да придумает. Либо начнёт с бензином экспериментировать и весь обгорит, либо начнёт по льдинам прыгать и утонет. Всё время нужно его контролировать, всё время нужно его сдерживать, всё время нужно его убеждать, всё время нужно каждую секунду знать, где он и что он делает, потому что бес хочет его победить. Враг рода человеческого ополчается не только на нас с вами, он всегда ополчается прежде всего на самое слабое звено. Как всегда, где у каждого из нас с вами слабость, в то место и бомбардирует дьявол человека. Если слабость к вину, дьявол всё время устраивает такие ситуации, чтобы выпить. Если слабость к сребролюбию, значит дьявол всё время устраивает такие ситуации, чтобы нам жадность проявить. Если у нас слабость к блуду, дьявол всё время будет устраивать какие-то блудные ситуации. Всё время человека будет таким образом бомбардировать. Так же и маленький человек. Семья терпит такое нападение через детей, поэтому нужно очень много молиться за детей. Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). От поста – в самом широком смысле. По отношению к самому себе, если мы хотим победить дьявола в себе, мы не должны мало молиться, постоянно как-то увиливать, сокращать, придумывать себе какие-то оправдания. Никто же тебя не заставляет, хочешь – молись, не хочешь – не молись. Но если хочешь дьявола победить, нужно молиться постоянно, нужно постоянно воздерживаться от греха. Не то, что сегодня можно, а завтра нельзя, потому что, если когда-то можно, то это “можно” постоянно будет расширяться. Человек начинает себе позволять всё. Нужно себя держать в узде. Так же по отношению и к детям. Чем больше дети распущены, тем трудней их научить чему-то. Самое главное – это узда. Конечно, эта узда должна быть не шипованная, твёрдая, прочная, но мягкая. Нужно не резко дёргать, а натягивать плавно и постепенно. Эффект тот же, но сопротивление будет совсем другое. Нужно всё делать с любовью, чтобы дитя ни в коем случае не засомневалось, что мы его любим. Не надо кричать, не надо бить, нужно терпеливо сто тысяч раз говорить одно и то же, убеждать, давать обязательно направление в другую сторону, от зла к добру. Это требует очень много усилий.

Из этого Евангелия, которое мы сегодня прочли, мы можем сделать для себя такие благие выводы. Понятно, что это только слова, теория, на практике всё это гораздо сложней, потому что приходится именно свою душу на это класть. Каждому хочется и почитать, пожить своей жизнью, отдохнуть, куда-то съездить, а тут эти дети. Ничего не сделаешь, если мы хотим их воспитать, нужно им отдать все свои силы, всё своё внимание, всю свою заботу. Еда и одежда – это тоже важно, но это не главное, а главное – это душа. Этот отец избрал благой путь – чтобы спасти своего ребёночка, он обратился к Самому Богу. Если мы всегда ради спасения нашего дитя будем обращаться к Богу, мы будем на правильном пути. Без Бога это невозможно, особенно в наше время. Конечно, единицам это удаётся, но это всё равно не без Бога. Если у человека какое-то организующее начало в его жизни сохранилось, всё равно это идёт от Бога. Значит он либо так отцом своим воспитан, либо у них вообще такая традиция в семье у деда, а тот был верующий. Мы всё равно придём к тому, что это идёт от Христа. Если нет Бога, то воцаряется хаос и несправедливость, всякое зло, лицемерие и обман. Дитя очень чувствует закон справедливости. Если ему говорить одно, а делать другое, никакие отношения невозможны. Должны слова соответствовать делу. Если мы хотим достичь чего-то правильного, хорошего, доброго, духовного, то мы должны действовать именно таким образом. Помоги нам в этом, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/