Тамара Ивановна каждую неделю ходила в один и тот же продуктовый возле дома с чудесным названием “Возле дома”. Брала там хлеб, колбасу (как правило, самую дешёвую), масло, творог, а на сдачу покупала четыре творожных сырка. Они тоже были дешёвые: пенсия Тамары Ивановны не позволяла перейти порог, разделяющий некачественную глазурь от настоящего шоколада.
Внуки, изредка приезжавшие к ней в деревню, познакомились с таким феноменом как “Сладкая плитка” и даже взяли одну в город как сувенир. А сырки, которыми их угощали, никогда не брали — слишком привыкли к тем, что обычно продавались в картонных коробочках.
Дешевые сырки не отличались интересной подачей. Под упаковкой скрывался чёрный брусок, а под безвкусной коркой скрывалась такая же безвкусная снежная масса.
Внуки приезжали и уезжали, а сырки по восемь рублей оставались всегда. Но даже они не могли избавить её от беспросветного одиночества, которое рано или поздно настигнет каждого из нас. Хотя бы потому, что любящие супруги никогда не умирают в один день.
Василий Петрович — муж Тамары Ивановны — умер пять лет назад, уснув в любимом кресле и не проснувшись. Врачи поставили причину: “биологическая смерть”. Но Тамара Ивановна знала, что это была смерть от отравляющей повседневности, с которой ему не под силу было справиться. Не всем суждено привыкнуть к пенсионному дню сурка.
Тамара Ивановна и не думала, что проживёт ещё целых пять лет со дня его смерти. Обычный день закрутился в спираль, из которой уже не было выхода. Тот же один единственный магазин. Те же четыре сырка. Ноль звонков от любимой дочери.
Однажды, поддерживая в глазах привычное дружелюбие, она вновь отправилась в магазин “Возле дома”. В том уголке мира, где она обитала, время остановилось, остановились и цены. Она всегда брала с собой одну и ту же сумму, чтобы расплатиться. Получалось почти без сдачи, а кассиры даже особо не пересчитывали — все давно знали старушку в лицо.
Но в этот раз случилось нечто, пошатнувшее привычный порядок вещей. Продавщица на кассе была иной. Молодая девушка с броской помадой и татуировками на запястьях оторвалась от телефона и равнодушно проводила бабушку взглядом.
В тот день Тамара Ивановна отправила дочери часть пенсии — это был один из тех случаев, когда она сама позвонила, естественно, чтобы попросить денег. Дальше разговор никуда не привёл, да и не мог привести. У всех была своя жизнь. Даже у повзрослевших внуков.
Девушка пробивала сырки, бабушка складывала их в пакет. Всё было предельно просто.
— Постойте! — крикнула молодая кассирша, когда бабушка уже направилась к выходу. — Здесь не хватает!
Тамара Ивановна почти никогда не смотрела на ценники, ведь брала одно и то же. Но вот, сырки оказывается имеют свойство дорожать. Теперь они стоили не восемь рублей, а целых пятнадцать.
— Вы что, — самодовольно заметила девушка, — обмануть меня решили? Украсть?
При слове “украсть” Тамара Ивановна схватилась за сердце. Никогда за всю её жизнь её не смели называть воровкой. Уже со школы она помогала фронту и была образцом добродетели в самые тяжёлые времена. Что бы сказал на это любимый Василий Петрович? Украсть сырок из магазина? Да как такое возможно?
К слову, как мы знаем из Булгакова, злых людей на свете нет. Вот и продавщица Зоя была не злой — попросту несчастливой. Детства в деревне она не знала, выросла с пьяницей-отцом, а как наконец съехала, завела собаку. Но та прожила у неё недолго, умерла на днях ни с того ни с сего. Зоя заподозрила, что её любимчика отравили, и подозревала стариков с соседней квартиры, что постоянно жаловались на лай.
Зоя была на нервах, и вот, сорвалась на старушку. Не знала она, что слова брошенные Тамаре Ивановне, вызовут инфаркт. Не знала она и то, что инфаркт зачастую несёт за собой смерть.
Пакет выпал из рук растерявшейся старушки, и дешёвые сырки рассыпались по полу. Сама она тоже упала, сделав несколько неуклюжих шагов в сторону кассы и зацепив стенд с кроссвордами, которые свалились и засыпали её уже мёртвое тело.
Смерть была не такая мирная, как у Василия Петровича, но и не самая ужасная — Тамара Ивановна любила кроссворды. Возможно, даже больше сырков.
Автор: Александр Пудов
Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ