Сегодня я приглашаю вас в Благовещенск. Небольшой, но достаточно уютный город с богатой историей. Сам Благовещенск я уже достаточно подробно описывал в двух публикациях про путешествие Антона Павловича Чехова на Сахалин.
И отдельная публикация была про основание благовещенска:
Так что, поскольку Дзен не очень любит повторы, то давайте сразу же обратимся к поездам, которые сюда прибывали. Ведь несмотря на то, что Благовещенск был и продолжает оставаться тупиковой станцией, пассажирское сообщение здесь присутствовало в приличном количестве. Но первый поезд, отправленный отсюда в Петербург в 1913 году, был товарным и вез лес. А вскоре и пассажирское сообщение началось. Сначала работали паровозы (один из них выставлен рядом с вокзалом). Потом их сменили тепловозы. А вот электрификация на эту ветку от Белогорска так и не пришла - до сих пор тепловозная тяга.
Итак, мы с вами на вокзале Благовещенска. Когда-то он располагался на северной окраине города. Но с тех пор город существенно расширился вдоль Зеи на север, и сейчас можно сказать, что вокзал практически в центре города. До Амура по прямой не более 4 км, до Зеи - 2 км.
В 1987 году первым в 02:22 по московскому времени сюда прибывал поезд № 194 со станции Ерофей Павлович (часовая разница с Москвой здесь еще +6 часов - как в Чите, хотя это намного восточнее). От Белогорска время в пути у него было 2 часа 7 минут. Остановки все поезда здесь делали на станции Томичи и Среднебелая. Со станции же Ерофей Павлович он отправлялся еще накануне в 07:30, а общее время в пути было 18 часов 52 минуты.
Следующим - в 05:25 по московскому времени - был поезд из Владивостока № 185/186. Из этого города она отправлялся 13:00 и был в пути 39 часов 25 минут.
А в 14:55 по московскому времени прибывал поезд № 350 из Москвы. Каких только номеров у него не было на моей памяти - постоянно менялась нумерация. Время в пути от Белогорска у него было даже более продолжительным - 2 часа 20 минут. Общее же время в пути из Москвы было 146 часов 20 минут, то есть 6 суток 2 часа и 20 минут.
В обратном же направлении первым уходил как раз московский поезд № 349 - в 03:15 по московскому времени. В пути же он был аж на 6 часов больше (!) - 152 часа 15 минут или 6 суток 8 часов 15 минут. А затем с очень небольшим интервалом - 11:18 и 11:55 по московскому времени уходили поезда на Владивосток и Ерофей Павлович соответственно. Вот с надписью в таком стили я поезд на Благовещенск помню очень хорошо.
К поезду на Владивосток прицепляли вагон беспересадочного сообщения до Москвы. В Белогорске его перецепляли ни много ни мало к "России". А вот интересно: если мы выйдем на 8 часов и 3 минуты позже этим вагоном из Благовещенска, то где "Россия", к которой этот вагон прицепят, обгонит № 349. Исследуем?
Итак из Белогорска поезда отправлялись в:
- № 349 в 05:32;
- № 1 в 16:43. Причем "Россия" прибывала в Белогорск в 16:28. То есть на прицепку вагона беспересадочного сообщения уходило 15 минут! По современным меркам просто не верится.
Итого, разница в графике 11 часов 11 минут. Символичненько )
Что у нас было с отправлением по Чите-II:
- № 349 в 13:34;
- № 1 в 22:19.
Итого из всего отставания осталось 8 часов 45 минут. Давайте читинским вокзалом полюбуемся не с привокзальной площади, а со стороны путей. Я такую фотографию еще не размещал:
Смотрим по моему родному Иркутску:
- № 349 в 08:18;
- № 1 в 15:05. Причем, знаете сколько "Россия" стояла в Иркутске? 10 минут. А в Слюдянке, где нужно было точно менять электровоз - 12 минут. Теперь такое только снится.
Время отставания сократилось до 6 часов 47 минут.
Следующий опорный пункт - Красноярск.
- № 349 в 05:20;
- № 1 в 08:49.
Итого из 11 часов 11 минут осталось 3 часа 29 минут. Ну, наверное, все-таки до Новосибирска нереально... Хотя...
Итак, Новосибирск-Главный:
- № 349 в 19:49;
- № 1 в 20:40.
А вот дальше будет самый прикольный участок! Скорее всего, на станции Каргат "Россия", следуя без остановки, просто объезжала стоящий там № 349, поскольку в Барабинск № 1 прибывал раньше, чем № 349:
- № 1 в 23:55;
- № 349 в 00:27.
И то ли справочник Таулина опять содержит ошибку, то ли действительно в 1987 году было такое чудо, но "Россия" имела стоянку в Барабинске аж 50 минут, и ее снова обходил № 349. Вот график отправления:
- № 349 в 00:42;
- № 1 в 00:45.
Какие чувства в этот момент должен был испытывать машинист поезда № 349, остается только догадываться. Наверное, это что-то близкое к состоянию, описываемому словом восторг. Но на следующем перегоне до Омска, который всего-то 169 км, "Россия" "привозила" № 349 почти двухчасовой отрыв. Причем, я не скажу, что "Россия" там так уж летела - 169 км за 2 часа 49 минут. Средняя скорость всего-то 60,1 км/ч. Но просто № 349 практически "вставал" там - средняя - 35,3 км/ч. Вот даже не знаю, во что больше верить:
- ошибки нет, и всё действительно так;
- у "России" ошибочное время отправления из Барабинска - ну что ей там делать-то 50 минут;
- у № 349 ошибочное время прибытия / отправления из Барабинска.
Я больше всего верю в эту последнюю гипотезу. Ну 35 км/ч на абсолютно ровном участке с одной остановкой в Татарской - ну это перебор даже для поездов с 300-й нумерацией. Ну и не было резона отправлять его из Барабинска на 3 минуты раньше "России", чтобы потом на ближайшем разъезде ставить под обгон. Скорее всего, там все-таки 01:42.
Ну а до Москвы отставание становилось и вовсе огромным. Прибытие на Ярославский вокзал столицы:
- № 1 - 15:50;
- № 349 - 05:30, но на следующий день.
То есть из +11:11 отставание превращалось в (-13:40). Почти 25 часов "Россия" привозила № 349 в 1987 году на участке от Белогорска. Так что вполне был резон приобрести билет в вагон беспересадочного сообщения.
Из Благовещенска был и еще один беспересадочный вагон - до Тынды. Перецепляли его на станции Сковородино.
Смотрим, как ситуация изменилась за следующие 17 лет. Что мы видим в 2004 году:
- № 269 Благовещенск - Адлер. Время в пути аж 177 часов 18 минут. Ну-ка, а что там у знаменитого Владивосток - Харьков в 1987? Время в пути 178 часов 40 минут. Вполне-вполне сопоставимо. А назад у № 370 время в пути 173 часа 13 минут, а у № 54 - 176 часов 19 минут. Но в целом это такой достойный благовещенский ответ Чемберлену ) Причем прибывал адлерский поезд в Благовещенск в 23:55;
- № 385/386 Благовещенск - Владивосток. Время в пути у него сократилось на 5,5 часов и теперь составляло 33 часа 45 (59) минут.
- № 393 Благовещенск - Ерофей Павлович. У него время сократилось лишь на полчаса до 18 часов 18 (21) минут. Но сам поезд сохранился;
- № 349 Благовещенск - Москва. И у него ускорение оказалось приличным. Теперь он был в пути 141 час 07 (59) минут. То есть с графика 1987 года сбросили аж 10 с лишним часов;
- № 81 Благовещенск - Тында, который за 15 часов 53 минуты мог доставить вас в столицу БАМа.
А вот беспересадочный вагон был лишь один - до Нерюнгри. Цепляли его, конечно, к поезду до Тынды.
Что же мы видим в 2024 году. Смотрим прибытие на вокзал Благовещенска:
- № 392 из Читы, который оказывался в столице Амурской области в 07:29 (здесь время местное);
- № 036 Хабаровск-Благовещенск (причем это фирменный поезд) - в 07:46;
- № 686 Белогорск - Благовещенск - в 09:06 (к нему цепляют беспересадочный вагон до Москвы);
- № 82 Тында - Благовещенск. Фирменный "Гилюй". И по дням с ним ходит поезд Нижний Бестях - Благовещенск. Прибывают они в 09:41;
И потом почти 10 часов ничего! И последним в списке будет:
- № 028 Владивосток - Благовещенск, который прибудет в 19:12.
Помянем Благовещенск - Москва. Несмотря на его некоторую медлительность, между Иркутском и Читой он был одним из самых удобных. Много раз мы на нем преодолевали это расстояние. А напоследок полюбуемся пейзажами железной дороги на Благовещенск.
Спасибо, что читаете мой канал! До встречи!
P.S. Все публикации про поезда собраны в подборке: