Найти тему

Конечная станция Благовещенск. Откуда приезжали поезда в место, где Зея впадает в Амур

Сегодня я приглашаю вас в Благовещенск. Небольшой, но достаточно уютный город с богатой историей. Сам Благовещенск я уже достаточно подробно описывал в двух публикациях про путешествие Антона Павловича Чехова на Сахалин.

И отдельная публикация была про основание благовещенска:

Так что, поскольку Дзен не очень любит повторы, то давайте сразу же обратимся к поездам, которые сюда прибывали. Ведь несмотря на то, что Благовещенск был и продолжает оставаться тупиковой станцией, пассажирское сообщение здесь присутствовало в приличном количестве. Но первый поезд, отправленный отсюда в Петербург в 1913 году, был товарным и вез лес. А вскоре и пассажирское сообщение началось. Сначала работали паровозы (один из них выставлен рядом с вокзалом). Потом их сменили тепловозы. А вот электрификация на эту ветку от Белогорска так и не пришла - до сих пор тепловозная тяга.

Вокзал Благовещенска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Благовещенска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, мы с вами на вокзале Благовещенска. Когда-то он располагался на северной окраине города. Но с тех пор город существенно расширился вдоль Зеи на север, и сейчас можно сказать, что вокзал практически в центре города. До Амура по прямой не более 4 км, до Зеи - 2 км.

Расположение вокзала Благовещенска. Яндекс.Карты
Расположение вокзала Благовещенска. Яндекс.Карты

В 1987 году первым в 02:22 по московскому времени сюда прибывал поезд № 194 со станции Ерофей Павлович (часовая разница с Москвой здесь еще +6 часов - как в Чите, хотя это намного восточнее). От Белогорска время в пути у него было 2 часа 7 минут. Остановки все поезда здесь делали на станции Томичи и Среднебелая. Со станции же Ерофей Павлович он отправлялся еще накануне в 07:30, а общее время в пути было 18 часов 52 минуты.

Следующим - в 05:25 по московскому времени - был поезд из Владивостока № 185/186. Из этого города она отправлялся 13:00 и был в пути 39 часов 25 минут.

А в 14:55 по московскому времени прибывал поезд № 350 из Москвы. Каких только номеров у него не было на моей памяти - постоянно менялась нумерация. Время в пути от Белогорска у него было даже более продолжительным - 2 часа 20 минут. Общее же время в пути из Москвы было 146 часов 20 минут, то есть 6 суток 2 часа и 20 минут.

В обратном же направлении первым уходил как раз московский поезд № 349 - в 03:15 по московскому времени. В пути же он был аж на 6 часов больше (!) - 152 часа 15 минут или 6 суток 8 часов 15 минут. А затем с очень небольшим интервалом - 11:18 и 11:55 по московскому времени уходили поезда на Владивосток и Ерофей Павлович соответственно. Вот с надписью в таком стили я поезд на Благовещенск помню очень хорошо.

Благовещенск - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Благовещенск - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

К поезду на Владивосток прицепляли вагон беспересадочного сообщения до Москвы. В Белогорске его перецепляли ни много ни мало к "России". А вот интересно: если мы выйдем на 8 часов и 3 минуты позже этим вагоном из Благовещенска, то где "Россия", к которой этот вагон прицепят, обгонит № 349. Исследуем?

Итак из Белогорска поезда отправлялись в:

  • № 349 в 05:32;
  • № 1 в 16:43. Причем "Россия" прибывала в Белогорск в 16:28. То есть на прицепку вагона беспересадочного сообщения уходило 15 минут! По современным меркам просто не верится.

Итого, разница в графике 11 часов 11 минут. Символичненько )

Что у нас было с отправлением по Чите-II:

  • № 349 в 13:34;
  • № 1 в 22:19.

Итого из всего отставания осталось 8 часов 45 минут. Давайте читинским вокзалом полюбуемся не с привокзальной площади, а со стороны путей. Я такую фотографию еще не размещал:

Чита-II. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чита-II. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим по моему родному Иркутску:

  • № 349 в 08:18;
  • № 1 в 15:05. Причем, знаете сколько "Россия" стояла в Иркутске? 10 минут. А в Слюдянке, где нужно было точно менять электровоз - 12 минут. Теперь такое только снится.

Время отставания сократилось до 6 часов 47 минут.

"Россия" времен СССР. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Россия" времен СССР. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующий опорный пункт - Красноярск.

  • № 349 в 05:20;
  • № 1 в 08:49.

Итого из 11 часов 11 минут осталось 3 часа 29 минут. Ну, наверное, все-таки до Новосибирска нереально... Хотя...

Итак, Новосибирск-Главный:

  • № 349 в 19:49;
  • № 1 в 20:40.

А вот дальше будет самый прикольный участок! Скорее всего, на станции Каргат "Россия", следуя без остановки, просто объезжала стоящий там № 349, поскольку в Барабинск № 1 прибывал раньше, чем № 349:

  • № 1 в 23:55;
  • № 349 в 00:27.

И то ли справочник Таулина опять содержит ошибку, то ли действительно в 1987 году было такое чудо, но "Россия" имела стоянку в Барабинске аж 50 минут, и ее снова обходил № 349. Вот график отправления:

  • № 349 в 00:42;
  • № 1 в 00:45.

Какие чувства в этот момент должен был испытывать машинист поезда № 349, остается только догадываться. Наверное, это что-то близкое к состоянию, описываемому словом восторг. Но на следующем перегоне до Омска, который всего-то 169 км, "Россия" "привозила" № 349 почти двухчасовой отрыв. Причем, я не скажу, что "Россия" там так уж летела - 169 км за 2 часа 49 минут. Средняя скорость всего-то 60,1 км/ч. Но просто № 349 практически "вставал" там - средняя - 35,3 км/ч. Вот даже не знаю, во что больше верить:

  • ошибки нет, и всё действительно так;
  • у "России" ошибочное время отправления из Барабинска - ну что ей там делать-то 50 минут;
  • у № 349 ошибочное время прибытия / отправления из Барабинска.

Я больше всего верю в эту последнюю гипотезу. Ну 35 км/ч на абсолютно ровном участке с одной остановкой в Татарской - ну это перебор даже для поездов с 300-й нумерацией. Ну и не было резона отправлять его из Барабинска на 3 минуты раньше "России", чтобы потом на ближайшем разъезде ставить под обгон. Скорее всего, там все-таки 01:42.

Ну а до Москвы отставание становилось и вовсе огромным. Прибытие на Ярославский вокзал столицы:

  • № 1 - 15:50;
  • № 349 - 05:30, но на следующий день.

То есть из +11:11 отставание превращалось в (-13:40). Почти 25 часов "Россия" привозила № 349 в 1987 году на участке от Белогорска. Так что вполне был резон приобрести билет в вагон беспересадочного сообщения.

Из Благовещенска был и еще один беспересадочный вагон - до Тынды. Перецепляли его на станции Сковородино.

Смотрим, как ситуация изменилась за следующие 17 лет. Что мы видим в 2004 году:

  • № 269 Благовещенск - Адлер. Время в пути аж 177 часов 18 минут. Ну-ка, а что там у знаменитого Владивосток - Харьков в 1987? Время в пути 178 часов 40 минут. Вполне-вполне сопоставимо. А назад у № 370 время в пути 173 часа 13 минут, а у № 54 - 176 часов 19 минут. Но в целом это такой достойный благовещенский ответ Чемберлену ) Причем прибывал адлерский поезд в Благовещенск в 23:55;
  • № 385/386 Благовещенск - Владивосток. Время в пути у него сократилось на 5,5 часов и теперь составляло 33 часа 45 (59) минут.
  • № 393 Благовещенск - Ерофей Павлович. У него время сократилось лишь на полчаса до 18 часов 18 (21) минут. Но сам поезд сохранился;
  • № 349 Благовещенск - Москва. И у него ускорение оказалось приличным. Теперь он был в пути 141 час 07 (59) минут. То есть с графика 1987 года сбросили аж 10 с лишним часов;
  • № 81 Благовещенск - Тында, который за 15 часов 53 минуты мог доставить вас в столицу БАМа.

А вот беспересадочный вагон был лишь один - до Нерюнгри. Цепляли его, конечно, к поезду до Тынды.

Что же мы видим в 2024 году. Смотрим прибытие на вокзал Благовещенска:

  • № 392 из Читы, который оказывался в столице Амурской области в 07:29 (здесь время местное);
  • № 036 Хабаровск-Благовещенск (причем это фирменный поезд) - в 07:46;
  • № 686 Белогорск - Благовещенск - в 09:06 (к нему цепляют беспересадочный вагон до Москвы);
  • № 82 Тында - Благовещенск. Фирменный "Гилюй". И по дням с ним ходит поезд Нижний Бестях - Благовещенск. Прибывают они в 09:41;

И потом почти 10 часов ничего! И последним в списке будет:

  • № 028 Владивосток - Благовещенск, который прибудет в 19:12.
На участке Благовещенск - Белогорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
На участке Благовещенск - Белогорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Помянем Благовещенск - Москва. Несмотря на его некоторую медлительность, между Иркутском и Читой он был одним из самых удобных. Много раз мы на нем преодолевали это расстояние. А напоследок полюбуемся пейзажами железной дороги на Благовещенск.

Мост через Зею. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост через Зею. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Среднебелая. Станция. Фото из Google.Earth
Среднебелая. Станция. Фото из Google.Earth
Белогорск. Вокзал. Фото Google.Earth
Белогорск. Вокзал. Фото Google.Earth

Спасибо, что читаете мой канал! До встречи!

P.S. Все публикации про поезда собраны в подборке:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен