Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Дворцы Романовых: Николаевский дворец с «лестницей в рай»

Этот элегантный дворец, расположенный в ста метрах от Невы, был построен в середине XIX века для великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая I. Внешне он напоминает итальянские особняки эпохи ренессанса, поскольку Николай Николаевич обожал Италию. Незадолго до начала строительства рядом с Благовещенской площадью (сейчас это площадь Труда) был открыт Благовещенский мост – первый постоянный мост через Неву. Это и повлияло на выбор места для дворца. При закладке в фундамент поместили сундук с монетами и позолоченную доску с выгравированной надписью о начале строительства. Фасад здания украшают колонны, пилястры, барельефы, великолепная лепнина. Над парадным крыльцом за ажурной решёткой расположен огромный балкон. Открываем двери и видим одну из самых красивых в Петербурге парадных лестниц из каррарского мрамора. Её называли «дорогой в небо» или «лестницей в рай». Для изысканной отделки вестибюля архитектор Андрей Штакеншнейдер использовал камень, оставшийся от
Оглавление
Николаевский дворец  (пл. Труда, 4)
Николаевский дворец (пл. Труда, 4)

Этот элегантный дворец, расположенный в ста метрах от Невы, был построен в середине XIX века для великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая I. Внешне он напоминает итальянские особняки эпохи ренессанса, поскольку Николай Николаевич обожал Италию.

Незадолго до начала строительства рядом с Благовещенской площадью (сейчас это площадь Труда) был открыт Благовещенский мост – первый постоянный мост через Неву. Это и повлияло на выбор места для дворца.

При закладке в фундамент поместили сундук с монетами и позолоченную доску с выгравированной надписью о начале строительства.

Прославился балами

Главный вход в Николаевский дворец
Главный вход в Николаевский дворец

Фасад здания украшают колонны, пилястры, барельефы, великолепная лепнина. Над парадным крыльцом за ажурной решёткой расположен огромный балкон. Открываем двери и видим одну из самых красивых в Петербурге парадных лестниц из каррарского мрамора. Её называли «дорогой в небо» или «лестницей в рай».

Парадная лестница
Парадная лестница

Для изысканной отделки вестибюля архитектор Андрей Штакеншнейдер использовал камень, оставшийся от строительства Исаакиевского собора (строительство собора завершилось в 1858 году, как раз в то время, когда возводился Николаевский дворец).

В великокняжеской резиденции было множество комнат. По традиции, бельэтаж (второй этаж) считался парадным. Здесь располагались несколько гостиных – белая, розовая, китайская, а также залы – банкетный и танцевальный, зелёная столовая, кабинеты, личные покои хозяев и многое другое. Часть великолепных интерьеров сохранилась до наших дней.

Эту лестницу из каррарского мрамора называли «дорогой в небо» или «лестницей в рай»
Эту лестницу из каррарского мрамора называли «дорогой в небо» или «лестницей в рай»

В своё время дворец славился пышными балами, занятными театральными постановками, музыкальными вечерами с участием лучших музыкантов. Хозяин жил на широкую ногу, был ценителем хорошей кухни, поэтому гости с особым удовольствием приезжали сюда на званые обеды и ужины.

Резиденция великого князя удивляла красотой и технологичностью. Здесь были самые передовые системы отопления и вентиляции, водопровода и канализации. Имелась телеграфная связь, был установлен гидравлический лифт (один из первых в Петербурге) с кабиной из красного дерева.

С лифтом связана трагическая история. В 1868 году, во дворце гостила княгиня Татьяна Борисовна Потёмкина. Когда она поднималась на лифте, он оборвался. Кабина развалилась, 70-летнюю женщину вытащили из-под обломков. Она получила серьёзные травмы и вскоре скончалась.

Дядя Низи

В. Н. Бовин, Портрет великого князя Николая Николаевича (1831 -1891)
В. Н. Бовин, Портрет великого князя Николая Николаевича (1831 -1891)

Дворцовый комплекс занимал целый квартал (два гектара). Рядом с главным зданием располагались дома для свиты великого князя и для прислуги, конюшни для содержания ста лошадей (сейчас в здании конюшен работает ресторан «Гимназия»), а также манеж, где Николай Николаевич устраивал выставки собак, лошадей и племенного скота. 

Он любил сельское хозяйство и скотоводство, основал в России научные общества овцеводства, куроводства и служебного собаководства. Больше всего он любил лошадей.

Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Въезд великого князя Николая Николаевича в Тыпново 30 июня 1877 года.
Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Въезд великого князя Николая Николаевича в Тыпново 30 июня 1877 года.

Военную карьеру великий князь начинал в Лейб-гвардии Конном полку, затем был генерал-инспектором кавалерии. Позже – Главнокомандующим Санкт-Петербургским военным округом, а во время Русско-Турецкой войны (1877 - 1878) командовал действующей армией на Балканах. Правда, по мнению современников, не имел таланта полководца, но в 1878 году получил чин генерал-фельдмаршала.

Колонны во дворце сделаны  из сердобольского гранита
Колонны во дворце сделаны из сердобольского гранита

В императорской семье Николая Николаевича ласково называли «Низи», а когда он дослужился до полководца, стали с почтением назвать «дядя Низи».

В молодости он был увлечен старшей дочерью А. С. Пушкина Марией Александровной, а в 1856 году женился на дочери герцога Ольденбургского Александре Фридерике Вильгельмине (в православии – Александре Петровне). Брак, как это обычно происходило в царских семьях, заключался по расчёту. Родились двое сыновей – Николай Николаевич (младший) и Пётр Николаевич. Но супруги были настолько разными, что семейная лодка быстро дала течь. 

Дворец был известен также благотворительными базарами, которые устраивала супруга великого князя Александра Петровна
Дворец был известен также благотворительными базарами, которые устраивала супруга великого князя Александра Петровна

Александра Петровна, в отличии от мужа, презирала светскую жизнь и не следила за своей внешностью. Она с фанатизмом занималась благотворительностью.  А Низи, всегда неравнодушный к женскому полу, влюбился в балерину Мариинского театра Екатерину Числову.

Екатерина Гавриловна была на 15 лет моложе и, по воспоминаниям современников, имела несносный характер. Великий князь целиком и полностью попал под её влияние. Снял для неё квартиру в доме напротив дворца (на Галерной улице, 26). Две зажженные свечи в окне фаворитки означали, что она ждёт возлюбленного. Увидев их из своего окна, он бежал на свидание. Балерина оставила сцену и родила Низи пятерых детей. Финансовые заботы об этой большой семье легли на плечи великого князя. Его стараниями в 1882 году император пожаловал детям Числовой дворянские права и фамилию Николаевы.

Во дворце сохранились камины и очень красивая лепнина
Во дворце сохранились камины и очень красивая лепнина

Законная супруга не могла со всем этим смириться, она продала все свои драгоценности, уехала в Киев, основала там монастырь, а потом и сама постриглась в монахини.

Конец дяди Низи был печален. Екатерина Числова скончалась в 43 года. Он, потрясённый этим, резко лишился физического и психического здоровья и через полтора года в Крыму покинул этот свет.

Тогда Александр III написал своему сыну, цесаревичу Николаю: 

«Еле успели мы похоронить бедную тётю Ольгу, как опять новая кончина бедного дяди Низи в Алупке... В таком страшно печальном положении находился он всё последнее время, почти в полном идиотизме. И для всех окружающих его это была чистая каторга и тяжёлое испытание».

Конфискован за долги

Вестибюль
Вестибюль

Дворец в 1891 году был конфискован за долги и передан Департаменту Уделов. Сыновьям великого князя разрешили забрать лишь личные вещи, семейные реликвии, часть мебели, картин и фарфора. 

В здании под патронатом сестры Николая II Ксении Александровны открыли Ксенинский женский институт на 350 воспитанниц, где девушкам давали общее образование, а также учили бухгалтерии и рукоделию. Последний выпуск обучающихся состоялся в 1918 году. 

После революции, по декрету Ленина, здание передали Петроградскому Совету Профсоюзов и назвали Дворцом Труда. Многие годы здесь размешалась также типография, где печатали известную выходцам из СССР газету «Труд».

В бывшем кабинете великого князя и сейчас проходят заседания Совета федерации профсоюзов Санкт-Петербурга. Также во дворце постоянно проводятся экскурсии, концерты и другие мероприятия, поэтому прийти сюда может любой желающий. 

Адрес: пл. Труда, 4;
архитектор: Андрей Штакеншнейдер;
годы постройки: 1853 - 1861;
стиль: эклектика.

Все фото автора.

И ещё о дворцах: