Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Мраморный дворец. Часть 1 – Подарок фавориту

«Единственный в своём роде» – так называли Мраморный дворец, и это справедливо. Он, действительно, необычен, начиная с того, что очертание его фундамента имеет форму не прямоугольника, а трапеции. Этот факт иногда объясняют тем, что проект будто бы чертила сама Екатерина II. Но всё гораздо проще: участок под строительство имел трапециевидную форму, и архитектор Антонио Ринальди решил использовать его по максимуму. Екатерина II выбирала место для строительства, и оно исключительное: набережная Невы, рядом Зимний дворец, напротив – Петропавловская крепость. Дворец стал первым в Санкт-Петербурге зданием с фасадами, облицованными природным камнем. Для отделки фасадов и интерьеров использовался мрамор самых разных сортов и оттенков. Его везли из Италии, Финляндии, Карелии, Сибири, с Урала и других регионов. Отсюда и название – Мраморный. Говорят, в фундаменте замурован мраморный сундук с монетами, но, думаю, это легенда. По распоряжению императрицы, крышу покрыли медью, а в оконные проёмы н
Мраморный дворец
Мраморный дворец

«Единственный в своём роде» – так называли Мраморный дворец, и это справедливо. Он, действительно, необычен, начиная с того, что очертание его фундамента имеет форму не прямоугольника, а трапеции. Этот факт иногда объясняют тем, что проект будто бы чертила сама Екатерина II. Но всё гораздо проще: участок под строительство имел трапециевидную форму, и архитектор Антонио Ринальди решил использовать его по максимуму.

Екатерина II выбирала место для строительства, и оно исключительное: набережная Невы, рядом Зимний дворец, напротив – Петропавловская крепость.

Парадный двор
Парадный двор

Дворец стал первым в Санкт-Петербурге зданием с фасадами, облицованными природным камнем. Для отделки фасадов и интерьеров использовался мрамор самых разных сортов и оттенков. Его везли из Италии, Финляндии, Карелии, Сибири, с Урала и других регионов. Отсюда и название – Мраморный. Говорят, в фундаменте замурован мраморный сундук с монетами, но, думаю, это легенда.

По распоряжению императрицы, крышу покрыли медью, а в оконные проёмы на 2-м этаже вставили бронзовые золочёные переплёты. Часы, что украшают аттик, заказали во Франции. Кстати, они были изготовлены в 1771 году, в 1998 году отреставрированы и по сей день исправно работают.

Часы изготовили французские часовщики Авраам Сантос и Иосиф Басселье. Справа и слева от часов - скульптуры, символизирующие человеческие добродетели - щедрость и верность
Часы изготовили французские часовщики Авраам Сантос и Иосиф Басселье. Справа и слева от часов - скульптуры, символизирующие человеческие добродетели - щедрость и верность

Строительство дворца обошлось казне более чем в 1,2 миллиона рублей – сумасшедшая сумма по тем временам. Императрица не скупилась. На казенные деньги она строила дворец для своего фаворита, графа Григория Григорьевича Орлова. Таким подарком она решила отблагодарить его за помощь в организации в 1762 году дворцового переворота, в результате которого она пришла к власти.

Свергнутый с трона супруг Екатерины, Пётр III, вскоре после печального для него события внезапно заболел и скончался. Помог ли ему кто-то уйти в мир иной? Тайна эта до сих пор не раскрыта.

На картине Г. Гроота Екатерина Алексеевна с супругом Петром Фёдоровичем
На картине Г. Гроота Екатерина Алексеевна с супругом Петром Фёдоровичем

Екатерина II умела быть благодарной. Подарок фавориту был поистине царский. Дворец отличался богатством отделки и изысканностью интерьеров. Возможно, поэтому его строительство и оформление затянулось на целых 17 лет.

Самым шикарным был Мраморный зал, в убранстве которого кроме различных сортов мрамора, использовались агат, лазурит и позолота.

Так выглядит сейчас Мраморный зал
Так выглядит сейчас Мраморный зал

Рядом с Мраморным залом на втором этаже располагались Орловский зал (прославлявший братьев Орловых) и Екатерининский (прославлявший Екатерину II). Здесь были также гостиные, кабинеты, картинная галерея. Для жилых покоев графа отводился третий этаж. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во дворце были оборудованы греческая и турецкая бани, а также огромный зал для жё-де-пом – популярной в то время игры, ставшей прообразом современного тенниса.

Ф. С. Рокотов. Портрет графа Г.  Г. Орлова (1762-1763)
Ф. С. Рокотов. Портрет графа Г. Г. Орлова (1762-1763)

Фаворит императрицы был генералом артиллерии и первым министром. Она пожаловала ему много титулов, кроме Мраморного, подарила Гатчинский дворец. Думала даже о бракосочетании с преданным храбрым красавцем. Но в 1771 году резко разорвала эти отношения, назначив на роль фаворита Григория Потёмкина. Орлова от двора отдалила, но не лишила подарков и титулов.

Сейчас в одном из залов дворца напротив друг друга установлены бюсты Екатерины II и Григория Орлова
Сейчас в одном из залов дворца напротив друг друга установлены бюсты Екатерины II и Григория Орлова

Граф Орлов мучился и страдал, здоровье его пошатнулось. Возможно, с горя он женился на своей юной родственнице. К несчастью, супругу вскоре погубила чахотка, считавшаяся тогда неизлечимой. Вчерашний баловень судьбы очередного удара не выдержал, у него случилось тихое помешательство. Рассудок покидал графа, болезнь прогрессировала.

Весной 1783 года Григорий Орлов скончался в своём московском доме в усадьбе Нескучное. Ему было 48 лет. До окончания строительства Мраморного дворца оставалось ещё целых два года.

Мемориальная доска на здании дворца
Мемориальная доска на здании дворца

Удивительно, но и Антонио Ринальди не увидел свой шедевр завершённым. Он работал в России на протяжении 30 лет, при Екатерине II был, по сути, главным архитектором Петербурга. По его проектам одновременно возводили несколько зданий. За год до окончания строительства Мраморного дворца на площадке, где строился Каменный театр, пожилой архитектор упал с лесов и травмировался. После этого случая, в 1783 году он продал свой дом на Миллионной улице и уехал на родину, в Рим.

С тех пор прошло 240 лет. Внешний облик дворца почти не изменился. Но во внутреннем убранстве многое утрачено. Однако парадная лестница, облицованная мрамором голубовато-серебристых оттенков, сохранила свой первоначальный облик.

Парадная лестница
Парадная лестница

Лестницу украшают барельефы и скульптуры из белого итальянского мрамора, выполненные самым талантливым русским скульптором той эпохи Федотом Шубиным. Четыре скульптуры в нишах с раковинами напоминают о скоротечности жизни. Они олицетворяют Утро (детство), День (юность), Вечер (зрелость) и Ночь (старость).

Скульптуры, символизирующие День и Вечер
Скульптуры, символизирующие День и Вечер

Ещё две фигуры – женская с гирляндой из цветов и мужская с гроздью винограда – символизируют осеннее и весеннее равноденствие. Такие символы редко встречаются в архитектуре.

Скульптуры, символизирующие осеннее и весеннее равноденствие
Скульптуры, символизирующие осеннее и весеннее равноденствие
Адрес: Миллионная ул., 5/1.
Архитектор: Антонио Ринальди.
Годы строительства: 1768-1785.
Стиль: классицизм.

Кому же достался дворец? Об этом в следующий раз.

Все фото автора.

Продолжение здесь:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!