Скажу честно, без тетрадей не обойтись! Для чего же они нужны?
Тетради обеспечивают деятельность для учащихся на уроке, так как в них нужно писать!
У кого обычно никогда нет тетради? У отъявленного бездельника, который не отягощает себя какой-либо полезной деятельностью, только отсиживается, да ещё другим мешает заниматься. (Храню тетради таких бездельников у себя и выдаю на каждом уроке. А заодно оцениваю их работу в тетради.)
Как минимум для всех учащихся будет полезно развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие и даже умение организовать себя, работая в тетради. Но, конечно, главная цель - пропустить материал урока через себя и показать это посредством своих записей. Сразу видно как ученик понял материал, как работал с ним, как он вообще относится к предмету и к обучению в целом.
В младших классах учащиеся пишут для учителя, а вот дальше они должны постепенно учиться писать не только для учителя, чтобы получить оценку, но и для себя. В чём это проявляется? В различного рода пометках, подчёркиваниях, обозначениях, выделениях, подписях, исправлениях. Это то личное, дополнительное, чего нет у других. Так я вижу насколько каждый ученик погружён в работу и насколько он владеет материалом и может фиксировать информацию.
Тетради дают возможность учителю воочию увидеть работу своих учеников.
Регулярная проверка тетрадей (всех работ, а не отдельных заданий) говорит о заинтересованности, контроле со стороны учителя и даже об общении учителя с учеником. Своими действиями учитель показывает ученику насколько важна его работа в тетради, насколько важно всё, что он делает.
Во время проверки учитель видит всё: что знает ученик, а что нет, какие ошибки допускает и почему, насколько ответственно относится к домашним заданиям, насколько вдумчиво работает на уроке, исправляет ли ошибки во время обсуждения в классе, делает ли пометки для себя и т.д.
Тетради помогают учителю ближе познакомиться с каждым учеником.
В тетрадях, конечно, проглядывается индивидуальность каждого, личностные характеристики. Один только почерк расскажет о многом. А внешний вид тетради! Все тетради очень разные, также как и люди.
Вы спросите, а зачем это знать учителю? Чтобы более эффективно выстроить процесс обучения, найти правильный подход к каждому, знать что можно ожидать от каждого и на что каждый способен. Использовать дифференциальный и личностно-ориентированный подходы. Ведь учитель, особенно в школе, - это не автомат по передачи знаний, это инструмент, если можно так сказать, по подлаживанию вверенных ему детей к восприятию знаний, развитию в предметной области, формированию определённых навыков и умений. И чем лучше мы знаем своих учеников, тем легче нам будет подстроиться к их особенностям.
Тетрадь помогает развивать у детей организованность, ответственность и аккуратность.
Если тетрадь продержится одну четверть, не потеряется, сохранит изначальное количество листочков, останется чистой - это уже достижение. За это можно и поощрить в конце четверти.
Чтобы ребята берегли свои тетради, можно время от времени читать свои записи в тетрадях!
Прочитайте две-три страницы своих записей (можно указать за какие числа) и ответьте на вопросы:
1) Всё ли вы поняли из прочитанного?
2) Нашли ли вы ошибки? Какие?
3) Вам было легко читать или трудно? Почему?
Поменяйтесь тетрадями и прочитайте одну-две страницы:
1) Всё ли вы поняли из прочитанного? Почему?
2) Что вам понравилось в чужой тетради?
3) Что не понравилось?
Подобные задания ведут к рефлексии, анализу и оценке своего почерка, оформления работ. Через работу других мы обязательно оцениваем свою.
Ещё один мотивационный приём - тетрадные номинации.
Выдавая тетради, я обычно комментирую работу учащихся в них. Мы можем обсудить самую типичную ошибку, самое непонятно написанное слово, самое сложное задание. А время от времени, я поощряю ребят по следующим номинациям:
Самая аккуратная тетрадь!
Самая вдумчивая работа в тетради!
Самый творческий подход в тетради!/Самая оригинальная тетрадь!
Тетрадь - долгожительница! (если тетради больше года)
А почему бы нет? Такой приём мотивирует, вносит положительную и приятную нотку в урок, повышает детскую самооценку. Конечно, работает только в начальной и средней школе, пока внешняя сторона обладает большой важностью. В старших классах акцент полностью переносится на содержание.