Найти тему

Тетради на уроке. Для чего они нужны?

Оглавление
Тетради определённо занимают важное место в процессе обучения.
Тетради определённо занимают важное место в процессе обучения.

Скажу честно, без тетрадей не обойтись! Для чего же они нужны?

Тетради обеспечивают деятельность для учащихся на уроке, так как в них нужно писать!

У кого обычно никогда нет тетради? У отъявленного бездельника, который не отягощает себя какой-либо полезной деятельностью, только отсиживается, да ещё другим мешает заниматься. (Храню тетради таких бездельников у себя и выдаю на каждом уроке. А заодно оцениваю их работу в тетради.)

Как минимум для всех учащихся будет полезно развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие и даже умение организовать себя, работая в тетради. Но, конечно, главная цель - пропустить материал урока через себя и показать это посредством своих записей. Сразу видно как ученик понял материал, как работал с ним, как он вообще относится к предмету и к обучению в целом.

В младших классах учащиеся пишут для учителя, а вот дальше они должны постепенно учиться писать не только для учителя, чтобы получить оценку, но и для себя. В чём это проявляется? В различного рода пометках, подчёркиваниях, обозначениях, выделениях, подписях, исправлениях. Это то личное, дополнительное, чего нет у других. Так я вижу насколько каждый ученик погружён в работу и насколько он владеет материалом и может фиксировать информацию.
Все тетради, представленные в этой статье, по предмету "Второй иностранный язык: немецкий".
Все тетради, представленные в этой статье, по предмету "Второй иностранный язык: немецкий".

Тетради дают возможность учителю воочию увидеть работу своих учеников.

Регулярная проверка тетрадей (всех работ, а не отдельных заданий) говорит о заинтересованности, контроле со стороны учителя и даже об общении учителя с учеником. Своими действиями учитель показывает ученику насколько важна его работа в тетради, насколько важно всё, что он делает.

Во время проверки учитель видит всё: что знает ученик, а что нет, какие ошибки допускает и почему, насколько ответственно относится к домашним заданиям, насколько вдумчиво работает на уроке, исправляет ли ошибки во время обсуждения в классе, делает ли пометки для себя и т.д.

Не всегда аккуратная тетрадь говорит о серьёзной и вдумчивой работе, бывает и наоборот.
Не всегда аккуратная тетрадь говорит о серьёзной и вдумчивой работе, бывает и наоборот.

Тетради помогают учителю ближе познакомиться с каждым учеником.

В тетрадях, конечно, проглядывается индивидуальность каждого, личностные характеристики. Один только почерк расскажет о многом. А внешний вид тетради! Все тетради очень разные, также как и люди.

Вы спросите, а зачем это знать учителю? Чтобы более эффективно выстроить процесс обучения, найти правильный подход к каждому, знать что можно ожидать от каждого и на что каждый способен. Использовать дифференциальный и личностно-ориентированный подходы. Ведь учитель, особенно в школе, - это не автомат по передачи знаний, это инструмент, если можно так сказать, по подлаживанию вверенных ему детей к восприятию знаний, развитию в предметной области, формированию определённых навыков и умений. И чем лучше мы знаем своих учеников, тем легче нам будет подстроиться к их особенностям.

Думаю, что любой учитель с многолетним опытом работы определит пол, возраст и даже характер ученика по этой тетради.
Думаю, что любой учитель с многолетним опытом работы определит пол, возраст и даже характер ученика по этой тетради.

Тетрадь помогает развивать у детей организованность, ответственность и аккуратность.

Если тетрадь продержится одну четверть, не потеряется, сохранит изначальное количество листочков, останется чистой - это уже достижение. За это можно и поощрить в конце четверти.

Такой мотиватор для выполнения домашней работы помогает учащимся организовать себя на её выполнение.  Если выполнил задание - закрась одну книгу, если не совсем уверен в правильности, что-то в задании не понял, закрась только часть книги.
Такой мотиватор для выполнения домашней работы помогает учащимся организовать себя на её выполнение. Если выполнил задание - закрась одну книгу, если не совсем уверен в правильности, что-то в задании не понял, закрась только часть книги.

Чтобы ребята берегли свои тетради, можно время от времени читать свои записи в тетрадях!

Прочитайте две-три страницы своих записей (можно указать за какие числа) и ответьте на вопросы:

1) Всё ли вы поняли из прочитанного?

2) Нашли ли вы ошибки? Какие?

3) Вам было легко читать или трудно? Почему?

Поменяйтесь тетрадями и прочитайте одну-две страницы:

1) Всё ли вы поняли из прочитанного? Почему?

2) Что вам понравилось в чужой тетради?

3) Что не понравилось?

Подобные задания ведут к рефлексии, анализу и оценке своего почерка, оформления работ. Через работу других мы обязательно оцениваем свою.

Ещё один мотивационный приём - тетрадные номинации.

Выдавая тетради, я обычно комментирую работу учащихся в них. Мы можем обсудить самую типичную ошибку, самое непонятно написанное слово, самое сложное задание. А время от времени, я поощряю ребят по следующим номинациям:

Самая аккуратная тетрадь!

Самая вдумчивая работа в тетради!

Самый творческий подход в тетради!/Самая оригинальная тетрадь!

Тетрадь - долгожительница! (если тетради больше года)

А почему бы нет? Такой приём мотивирует, вносит положительную и приятную нотку в урок, повышает детскую самооценку. Конечно, работает только в начальной и средней школе, пока внешняя сторона обладает большой важностью. В старших классах акцент полностью переносится на содержание.

А Вы регулярно проверяете тетради?