5,8K подписчиков

Если грудь саднит вот здесь, значит, сердце есть… Текст-квартирник к Дню рождения Александра Софронова

Текст выходит с двухдневным опозданием, увы. Не редко бывает, когда весть о наступающем Дне рождения, а то и об уже наступившем ДР дорогого человека приходит позже, чем надо. И тогда тексты на канале выходят с небольшим запозданием. Это нормально. Но вот о ДР Софронова я знал заранее, и опоздание случилось по другой причине. Не буду ссылаться на занятость, хотя есть такое дело, просто как раз из-за занятости я долго не мог решить, какой из не малого числа текстов о Сане на этом канале поставить в качестве поздравления. Перечитывал тексты, примерял их так и сяк к сегодняшнему дню и все не мог выбрать. Собственно, так и не смог. Поэтому начинаю писать новый текст уже непосредственно в самый ДР и понимаю, что не успею. Сегодня еще пара встреч впереди, так что точно не успею. Понятное дело, что ссылки на несколько текстов о замечательно авторе и не менее замечательном исполнителе Александре Софронове я все равно сюда вставлю – это хорошие тексты, эмоциональные, личностные, написанные с любовью, подкрепленные отличными песнями, но недостаточные. В сегодняшний ДР хочется организовать большой концерт именинника. Или квартирник. Квартирники, они порой, интереснее больших концертов. В них дистанция между поющим и слушающим меньше, и сердца поэтому бьются почти синхронно. А еще, в случае с квартирниками, не нужно обязательно упираться в то, чтобы песни из предыдущих программ не повторялись - на квартирниках поют любимое вне зависимости от того, как часто ты слышал это все до того. Даже наоборот, чем чаще слышал, тем больше шансов услышать вновь – любимое же!

В общем, с Днем рождения, дорогой Саня!.. Прости, сегодня непременно Александр Евгеньевич! Твоих песен много не бывает, поэтому пожелать сегодня хочется, чтобы их было еще больше, в разы больше. Ну и всего, благодаря чему это возможно – здоровья, куража, счастья, денег, чтобы, не задумываясь, мотаться по стране и миру с гитарой, ну и встреч побольше, подольше и почаще… Впрочем, последнее – это уже скорее пожелание самому себе.

Нынешний именинник - замечательный автор, один из лучших мелодистов в нашей песне Александр Евгеньевич Софронов.
Нынешний именинник - замечательный автор, один из лучших мелодистов в нашей песне Александр Евгеньевич Софронов.

А теперь давайте к нашему квартирнику… Точнее к квартирнику Александра Софронова приступать. Только все же сначала ссылочка на один из важных текстов о нем, уже опубликованных пару лет назад на Бард-Дзен. Тогда у меня получился довольно увесистый цикл текстов о творческих союзах бардов. И целых три текста так или иначе связаны там именно с Софроновым. Ссылку, правда, я поставлю одну, там в самих текстах есть отсылки к остальным. Этот текст называется 5 авторских союзов у бардов. Александр Софронов – Сергей Каплан.

А сам квартирник я хочу начать с одной из самых мощных песен Сани. Я, когда услышал это впервые, был едва не оглушен, и потом еще несколько лет ходил буквально под бесконечным впечатлением от этой песни. Ну, может, оно и не совсем так было, но, во всяком случае, именно такой эффект возник, когда я впервые услышал эту песню на диске «Баллада о рыцаре», который Софронов некогда записал в питерском «Зоопарке» совместно с потрясающим гусляром Максимом Анухиным. Саму-то песню или в исполнении самого Софронова, или в исполнении автора текста Шухрата Хусаинова я до того, наверное, слышал. Но вот эта аранжировка и это исполнение в принципе меня точно поразили как будто впервые услышал. И очень надолго поразили.

Ну и еще одну песню тоже хочется прямо в самом начале этого квартирника поиграть. Тут штука такая – все равно очень многие считают Софронова, хоть и одним из лучших мелодистов в современной авторской песне, но довольно легковесным автором. Да я и сам какое-то время относился к нему так же. И даже вот эта песня на стихи Сергея Каплана, которую я сейчас поставлю, меня в те поры не разубеждала. Наверное, требовалось чуть подрасти в культурном или в душевном плане, или хоть послушать ее в пяти-шести самых разных вариантах исполнения. Во всяком случае, Рыжая песня по-настоящему открылась мне позже, когда мы с Саней уже были несколько лет знакомы и уже были довольно дружны. Почему сходу я не услышал глубины и сложности этой песни – вопрос неясный, собственно, это была одна из первых его песен, с которой мне пришлось столкнуться уже не просто как слушателю, но и как ведущему программы об авторской песне на радио. Тогда удалось затащить Саню к себе на эфир на радио Ностальжи, и он попросил представить его слушателям именно этой песней. Мы даже немного шутливо поспорили прямо в прямом эфире, я что-то пошутил про то, что это мне раннего Митяева напоминает, а Саня вполне серьезно объяснял, почему в этой песне лучше всего видно его собственный, а не чей-то там еще музыкальный язык. Сейчас у меня бы язык не повернулся сравнить Рыжую песню с Митяевскими, хотя раннее творчество Олега Григорьевича мне и по сей день очень греет душу, скорее, для сравнения я бы вспомнил что-то из Битловского наследия. Но это сейчас. Может, эта песня уже у меня в душе выбродила за столько лет до качества дорогущего марочного вина?

В этом месте вспоминается дурацкая шутка из давних мультиков – вот мы покушали, можно и поспать, вот мы поспали, можно и покушать Ну, просто потому, что принципиальные вещи, которые полагается говорить, или показывать, представляя героя, сказаны, а дальше можно ориентироваться исключительно на собственное удовольствие.

Общение с Софроновым – это, действительно, помимо всего прочего, еще и удовольствие и большая степень легкости. Он же не просто обаятельный, он очень обаятельный, и болтать с ним можно о чем угодно без малейшего напряжения. Были времена, когда Саня писал перед фестивалем – дескать, я, ребята, что-то по вам по всем оч соскучился, не примите ли на фесте, и вот так запросто, без гонораров прыгал в поезд и просто ехал в гости. Сейчас, конечно, возраст берет свое, по себе знаю – десять раз подумаю, ехать ли куда-то даже за деньги, как бы не соскучился, Саня помоложе и полегче на подъем, конечно, но и он уже так не подпрыгнет сейчас. Хотя и сейчас договориться с ним о приезде или о работе в жюри какой-нибудь нашей затеи намного проще и легче, чем со многими другими. И эта невероятная легкость и обаяние делают Софронова желанным гостем где угодно. Не знаю такого региона или организатора, который не любил бы работать с Саней или не считал бы его всегда желанным гостем. А еще и настоящим другом.

Да! И вот что еще обязательно нужно сказать – мы же знаем Софронова как автора музыки. Слово композитор в авторской песне используется редко, мы его вроде даже стесняемся как-то, хотя в отношении Сани я бы это слово использовал бы без всякого смущения или стеснения. Но Софронов нет-нет и поэтическими строками нас порадует. Не часто и не всегда удачно, но и среди его самых-самых известных песен порой незаметно возникает и полностью его песня. А незаметно потому, что сам он тоже этого никак не подчеркивает и частенько даже и не говорит. Просто остальных своих соавторов он в концерте упомянуть не забывает, а вот о себе, как о соавторе композитора Александра Софронова, скромно умалчивает. А ведь есть в этих запасниках и песенки, давным-давно разошедшиеся по стране и по миру, и давным-давно живущие самостоятельной жизнью.

Ну и еще одна важная мысль в продолжение – Софронов когда-нибудь обязательно должен был прийти к созданию самых разных составов, и электронных и акустических. Это действительно неминуемо – любому музыканту свойственно стремиться к совершенствованию собственной музыки, а уж такому разнообразному композитору, как Александр Софронов это и сам Бог велел. И, разумеется, он к таким решениям приходил множество раз. Его акустический проект SOFRONOFF, созданный совместно с женой Юлией Матвеенко довольно громко прогремел в свое время и вызвал кучу пересудов. Ну, это – обычное у нас дело, кому в авторской песне не перемывали косточки за использование электрических инструментов! Никто, кстати, почему-то не парится по поводу того, что 90% обычных акустических гитар по нашим временам имеют и звукосниматели, и гнезда подключения. Кахонами обзаводятся даже школьные ансамбли, да и бас-гитары стали едва не непременными элементами любого состава музыкантов на наших фестивальных полянах. Впрочем, акустический проект SOFRONOFF появился чуть раньше, чем подобное явление захватило почти все пространство под бардовским солнышком. Состав проекта SOFRONOFF менялся постоянно, в этом смысле он сродни проекту Андрея Козловского Шаровый квадрат, вот только в отличие от Квадрата, SOFRONOFF всегда отличался вычищенной и взвешенной аранжировкой и чистым звучанием. Это, конечно, роднит проект с эстрадной песней, но душа-то у этой песне все равно остается именно нашей. И не только из-за правильного репертуара, но и потому, что в этих песнях неизменно «растет душа» у всех, кто это слушает. Ну, да вы все знаете эту замечательную песню. Впрочем, в исполнении Акустического проекта SOFRONOFF я сегодня хочу поиграть совсем другую песню. Но тоже на стихи Сергея Каплана, а значит тоже с эффектом роста души. Куда ж от этого эффекта мы с вами денемся. Да мы же с вами и не желаем от такого замечательного эффекта никуда деваться!

Говорить отдельно о самых известных и всенародно любимых соавторах Александра Софронова я сегодня не планировал. В конце концов, я же уже поставил ссылку на несколько текстов именно на эту тему – кто хочет поподробнее пообщаться по поводу Сергея Каплана или Шухрата Хусаинова – милости прошу по ссылочке, там подробно и с обоснованиями, но и совсем проскочить эту тему, поздравляя признанного мастера мелодии и соавторства, невозможно. Песни на стихи Каплана и Шухрата уже звучат в нынешнем квартирнике, и прозвучат еще, поскольку среди таковых нелюбимых народом песен практически нет – все равны как на подбор, с ними дядька Черномор… Но у Сани есть и другие соавторы, может, менее известные, и песен с ними написано поменьше, но это же тоже потрясающие поэты. Мне вот невероятно убедительным и крайне интересным кажется сотрудничество Сани с классиком нашей песни Владимиром Бережковым. На его стихи Софронов не так уж и много написал, но каждая из таких песен сходу ложится на душу. И сам-то Бережков славится своей какой-то невероятно пронзительной образностью, эмоциональностью и даже исповедальностью, а уж в изложении нежных нот Софронова это всегда становится явлением.

Не удержусь, еще одну песенку этого же творческого союза поставлю. Может, кому-то покажется, что это более слабая, более бытовая и менее метафорическая история, но тут я готов спорить. Если в чем-то эта песня и может уступить предыдущей, так только в экспрессии. Здесь почти мифологическая история с густо замешанным традиционным конфликтом классицизма. Вроде бы в кадре, простите, в песне, хотя картинка в этих стихах и в песне очень кинематографическая, говорящая сама по себе, так вот, внешне простое бытовое свидание не молодых уже людей, и вроде бы ничего особенного не происходит, но насколько убедительно тут проверяются на излом самые великие вещи и ценности в нашей жизни – и любовь, и призвание, и сам смысл нашего существования!

Стоило бы еще, конечно, поискать юмористические нотки в творчестве именинника, но боюсь, тут даже и у самого Софронова просить помощи или совета бесполезно. Нет, лет 20 назад я слышал у него несколько весьма отдающих весельем песен, некоторые были написаны вместе с Капланом, причем не на стихи, а именно вместе – сам Саня рассказывал, что это и сочинялось совместными усилиями, где-то в поездах, под высокооктановые напитки, кто там больше отвечал за музыку, кто за слова они и сами не могли сказать даже приблизительно. Но постепенно эти песни совершенно исчезли из репертуара Софронова, их, возможно какие-то упертые архивисты смогут найти на бытовых каких-то случайных записях, но нормальному зрителю и слушателю это сейчас едва ли попадет в руки. Юмор у Софронова, конечно же есть, но он так органично вплетен в лирику, что вытащить его оттуда и посмеяться без грусти практически невозможно. А уж так, чтоб до слез - так это и вовсе фантастика.

В общем, на месте откровенного юмора у Софронова всегда добрая улыбка просто. И это хорошо. Само творчество Александра – редкий пример творчества чрезвычайно доброго, солнечного, замешанного на доброй улыбке. Есть и вещи трагические, но и в них, если приглядеться, грустная добрая улыбка чаще всего тоже есть. В общем старенькая песенка Сани на стихи Шухрата Хусаинова может считаться иллюстрацией творческого кредо автора Александра Софронова. Буквально по классике:

- Ваше кредо?
- Всегда!

Ну а закончить сегодняшний именинный квартирник я с самого начала запланировал одной из самых известных песней Сани Софронова. У нее масса названий, это зависит от того, кто и где это поет. Шире всего распространено название Доброго вечера всем, жители и частые гости Кольского бугорка звали этот шедевр просто Кружкой, но это, конечно, связано с тем, что среди них практически не встречались люди, которые к этим знаменитым многоручным кружкам с понятным содержанием ни разу не прикладывались. Песню знают наизусть большинство нынешних любителе авторской песни по всему миру, но меня по-хорошему позабавила запись, которая сегодня прозвучит. Я уже тут говорил, что Софронов неминуемо и практически постоянно экспериментирует с самыми разными составами музыкантов, но вот такой состав я увидел впервые. Похоже и самому Сане это, мягко говоря, не привычно. Речь идет о камерном ансамбле русских народных инструментов и вокалистах с явственно читаемой академической школой. Это крайне интересно, но могу побожиться, что такое направление в творчестве Сани не получит широкого распространения. Но как эксперимент, и иллюстрация невероятно широкого творческого диапазона сегодняшнего именинника это просто здорово выглядит и звучит.

Слушайте песню, подпевайте и не забывайте присоединяться, пусть к немного запоздалым, но зато очень искренним и теплым поздравлениям канала Бард-Дзен.