В продолжение разговора о космонавтике сегодня обсудим достаточно простой текст Астафьева: про смысл жизни, роль искусства в ней, про далёкие звёзды и встречу с чем-то величественным...
Знакомясь с исходным текстом, выделяем в нём смысловые части.
В этом, на мой взгляд, чёткое противопоставление душевного состояния героини до посещения планетария — и после:
Вопросы для осмысления прочитанного
- Что испытывала Лина до входа в планетарий? Опишите её состояние своими словами.
- Как героиня пыталась «забыться»? Как вы думаете, почему у неё это не получалось?
- Опишите настроение Лины в начале путешествия по планетарию. Сразу ли она испытала радость? Особое внимание обратите на предложение 19: с каким настроением другие посетители планетария зашли на лекцию?
- Какая перемена происходит, начиная с предложения 26? Какими средствами выразительности автор подчёркивает волшебство происходящего?
- Каково состояние Лины в финале текста? Из-за чего произошла такая перемена в её настроении?
Переходим к заданиям
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле».
Составим план:
Сочинение 13.2
В тексте В.П. Астафьева звучат слова: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле». Смысл этого фрагмента я понимаю так: наблюдение за вечными звёздами вернуло Лине смысл жизни. Слушая в куполе планетария лекцию, которая сопровождалась музыкой Чайковского, девушка почувствовала величие жизни человека, способного дотянуться до неба. Чтобы доказать эту мысль, приведу примеры из прочитанного текста.
Во-первых, вначале Лина ощущала «постоянную боль в сердце» из-за безрадостных и гнетущих событий (предложение 2). Она видела мир в мрачных тонах, даже посещение театров и музеев не помогало ей справиться с печалью. В планетарий девушка зашла случайно и не надеялась получить утешение. Итак, душевное состояние героини до лекции в планетарии было угнетённым. Она потеряла смысл жизни, всё вокруг казалось ей безрадостным.
Во-вторых, настроение Лины изменилось именно после лекции под куполом планетария. Когда началась лекция, «купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка» (предложение 26). Знакомая музыка Чайковского по-новому открылась Лине, а вечные звёзды открыли глаза на величие мира, высокое предназначение человечества. Становится ясно: гениальная музыка и красота неба помогла почувствовать величие человека, способного дотянуться до звёзд.
Таким образом, человеческая жизнь наполнена огромным смыслом. Его нужно только разглядеть среди безрадостных дней, задумавшись о величии мира. Помочь в этом могут великие произведения искусства.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего людям нужны произведения искусства?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Составим план:
Сочинение 13.3
Настоящее искусство — это великая сила, которая возвышает человека. Для чего людям нужны произведения искусства? Я думаю, встреча с шедеврами музыки, живописи, литературы обогащает наш внутренний мир, помогает справиться с жизненными трудностями, открывает высокий смысл человеческого существования. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте В.П. Астафьева говорится о девушке Лине, которой жизнь казалась мрачной и безрадостной. Героиня ощущала «постоянную боль в сердце» из-за безрадостных и гнетущих событий (предложение 2). Однако в планетарии девушка смогла услышать музыку Чайковского, увидела свет вечных звёзд. В предложении 33 говорится: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле». Лине тоже захотелось радоваться жизни, устремиться ввысь, к ярким звёздам. Итак, величественная музыка помогла героине разглядеть красоту мира и снова почувствовать смысл жизни.
Мне вспоминается рассказ О. Генри «Последний лист». В нём мы узнаём историю девушки Джонси, умирающей от пневмонии. Джонси казалось, что её жизнь прекратится, когда с видного в окно плюща сорвётся последний осенний лист. Старый художник Берман, узнав об отчаянии и страхе девушки, отправился в холодную дождливую ночь, чтобы нарисовать на стене лист плюща и подарить болеющей надежду на выздоровление, душевные силы. Лист получился точь-в-точь как настоящий, и Джонси решила так же, как и этот листок, держаться за жизнь. Мы понимаем, что подлинное искусство возвращает человеку надежду, дарит силы для преодоления самых тяжёлых испытаний.
Таким образом, благодаря произведениям искусства человек не поддаётся отчаянию в трудную минуту.
📝 Если остались вопросы, появились замечания и дополнения, делитесь в комментариях — буду рада обратной связи! Впереди много полезных материалов, но ваши лайки и репосты вдохновят меня на их скорейшее создание ✨