Найти в Дзене
Александр Нелидов

Хроники радиолюбителя из 80-х, часть 7. Самодельный радиомикрофон и училка английского.

Какая связь может быть между радиокружком, молодой учительницей английского языка и пубертатным периодом, который случается у каждого подростка? Дело в том, что училка английского была слишком красива, красивее самых красивых старшеклассниц. Да и в отличие от них ОНА носила не строгую школьную форму с фартуком, а тесные платья, обтягивающие её совсем не девчачьи формы.

Такой училка английского была на уроках (картинка из просторов интернета)...
Такой училка английского была на уроках (картинка из просторов интернета)...

Когда ОНА проходила по школьному коридору, вслед разинув рты, будто зачарованные, глазели все пацаны, физкультурник с трудовиком и даже очень немолодой учитель НВП.

...а в таком образе являлась в подростковых фантазиях (картинка из просторов интернета).
...а в таком образе являлась в подростковых фантазиях (картинка из просторов интернета).

Записался к ней на факультативные занятия, после уроков занимались прослушиванием речевых фонограмм, каких-то песен на английском и их переводом. Но в голове стоял туман и в памяти мало что оставалось. Зато можно было смотреть на НЕЁ и слышать ЕЁ голос. За всё нужно платить - однажды ОНА объявила, что кому-то нужно идти на районную олимпиаду по английскому и посмотрела так, что не откажешься.

...Олимпиада проходила в другой школе, в центре города. Там и повстречался с пацаном - ботаником по имени Глеб. Диковинное имя, очки с толстыми стёклами и совсем неспортивный вид не мешали ему быть не меру общительным. Нашёлся и общий интерес - Глеб оказался радиолюбителем. Минут через 10-ть стали друзьями. Он великодушно помог при выполнении одного из олимпийских заданий, которое заключалось в переводе текста на слух с грампластинки. Однако с написанием изложения не прокатило. Но, как потом оказалось, ОНА осталась довольна и таким более чем посредственным результатом. Мало того, Глеб позвал в радиокружок, который работал в школе, где он учился.

Ну как тут не записаться в радиокружок! (картинка из просторов интернета).
Ну как тут не записаться в радиокружок! (картинка из просторов интернета).

...В радиокружке мы с Глебом собирали радиомикрофон. По сути это был маломощный УКВ ЧМ передатчик на нескольких транзисторах, работавший в диапазоне 64 - 73 МГц. Использовать его можно было с любым УКВ радиоприёмником, например с той же радиолой "Радиотехника" которая была тогда у меня дома.

Такая радиола была приобретена родителями в конце 70-х. УКВ приёмник радиолы мог принимать сигнал самодельного радио микрофона (фото из просторов интернета).
Такая радиола была приобретена родителями в конце 70-х. УКВ приёмник радиолы мог принимать сигнал самодельного радио микрофона (фото из просторов интернета).

Электретный микрофон преобразовывал колебания воздуха в электрические импульсы низкой частоты, которые усиливались низкочастотным каскадом на двух транзисторах КТ315. Низкочастотный сигнал модулировался дросселем и полевыми транзисторами (если не ошибаюсь, КП3102), в высокочастотные колебания, излучаемые антенной. Работа закипела! Занялся печатной платой и корпусом, а Глеб - поиском комплектующих, которые нужно было выпаивать из б/ушных плат, ворохом хранившихся на полу в подсобке. Корпус радиомикрофона, длинный и узкий, в сечении получился немного больше батареи КРОНА, которой предстояло стать источником питания. Спаяли его из аккуратно вырезанных полосок фольгированного стеклотекстолита, которые были прихвачены между собой изнутри припоем. С одного торца корпуса заглушка имела сетку из множества 1 мм отверстий под микрофон, а с другой стороны было отверстие для антенны. Скоро была изготовлена и печатная плата, узкая и длинная, разработанная согласно принципиальной схемы и габаритов корпуса. В неё были впаяны наличные комплектующие - транзисторы КТ315, резисторы и конденсаторы, а также дроссели, которые мы изготовили с Глебом самостоятельно. Один из дросселей наматывали на ферритовом кольце с помощью маленького челнока, на который перемотали с катушки тонкий медный провод в шёлковой изоляции. Другой дроссель оказался в изготовлении попроще. Потребовался лишь обрезок корпуса от шариковой ручки, на который нужно было намотать 5 - 6 витков толстого медного провода. Провод вроде был нужен посеребренный, но пришлось обойтись обычным ПЭЛ. На этом процесс творчества приткнулся о неразрешимые проблемы - отсутствовал электретный микрофон и полевые транзисторы. Поэтому последний зимний месяц в радиокружке прошёл бесцельно за распайкой б/у плат, а что касается полевых транзисторов и микрофона, они так и не нашлись. К тому времени в свои права вступала весна а с нею все немыслимые удовольствия, ждавшие на улице. Всё реже появлялся в радиокружке, оставив Глеба одного за распайкой плат. Забросил и факультатив по английскому, тем более что ОНА внезапно сменила красивые обтягивающие платья на бесформенный балахон, а к летним каникулам ушла в декрет...

Честно сказать, занятия в радиокружке не очень-то понравились. Изначально было ясно, что самоделки должны были оставаться в его стенах, поэтому интерес к творчеству быстро угасал. Однако чему-то полезному все же научился. Например наматывать провод на тороидальный сердечник. Это очень пригодилось через несколько лет при создании усилителя НЧ и эквалайзера, силовые трансформаторы для которых изготовил самостоятельно на основе тороидальных сердечников, имевших подходящие первичные обмотки. Но это уже совсем другие истории, изложенные в предыдущих статьях. Если что, ссылку см.ниже.

Сожалений, что лет сорок тому назад забросил радиокружок, конечно нет. Уверен, что спорт для подростка куда важнее и полезнее. А Вы посещали радиокружок в пионерском детстве? Кстати, Глеб оказался целеустремлённым и видимо уже тогда сделал осознанный выбор, во всяком случае во взрослой жизни он стал инженером - системотехником.

Спасибо что прочитали! Желаю Вам приятных воспоминаний о детстве в Стране Советов!